Ольга Андреенкова
Консультация для родителей «Одаренный малыш или как развить в ребенке талант»
▼ Скачать + Заказать документы
В чем отличие способности ребенка от одаренности интересует, как родителей, так и педагогов.
Способности — это стратегия, которую вырабатывает для себя каждый малыш, занимаясь той или иной деятельностью: решает задачки, исследует новое, общается с другими детьми. Уровень способностей, безусловно, зависит от природных задатков, но не менее важно, чтобы родители вовремя заметили их у крохи и развили до уровня одаренности.
Одаренный — это ребенок с высокоразвитыми способностями.
Когда все начинается?
Темочки:
Необычно высокие способности могут проявляться уже довольно рано. Но только в 3-4 года становится ясно, обладает ли ребенок общей одаренностью.
Для развития необыкновенного дара в каких-либо областях (музыке, языке, математике) существуют разные периоды. До 3 лет, например, психика малыша чувствительна к развитию музыкальных способностей. Что касается общей одаренности (умственных способностей, то для ее развития благоприятный период — с 3 до 7 лет. Так почему же за это время одни дети становятся одаренными, другие остаются обыкновенными, третьи приходят к школе неспособными?
По-настоящему одаренные ребятишки обладают большой потребностью в умственной работе, постоянным стремлением к познанию. Это первый признак одаренности. Ключевое обстоятельство здесь — радость, положительные эмоции, которые испытывают одаренные дети, задавая работу своему мозгу.
Только та деятельность, которая приносит ребенку удовольствие, развивает его способности.
От чего же зависит эта самая любовь „особенных" малышей к интеллектуальному труду? Она обусловлена познавательной потребностью, которой, в отличие от одаренности, наделены все здоровые дети от рождения.
Познавательная потребность — это постоянно проявляющийся интерес ко всему новому, страсть к узнаванию информации.
Для того чтобы познавательная потребность не зачахла в самом раннем возрасте, вы должны соблюдать некоторые условия.
1) О первом нужно позаботиться еще до рождения ребенка. Это здоровье будущих родителей и нормальное течение беременности.
2) Второе условие — любовь и забота, в которых нуждается младенец. У ребенка, которого недолюбили, недохвалили, с низкой самооценкой меньше шансов вырасти одаренным.
3) В-третьих, еще один миф: кроха виноват в том, что сломал игрушку. Это жесточайшее заблуждение, нельзя наказывать за испорченную игрушку. Малыш разбирает интересный предмет как раз из-за тяги к познанию, а не потому, что вредничает. Ему интересно, как устроена вещь.
4) Четвертое условие развития познавательной потребности — это личный пример самих родителей. Если малыш редко видит взрослых с книгой, а интересные поездки и экскурсии не часты, то вероятность того, что познавательная потребность удержится у него на высоком уровне, очень мала.
Усвоение любого материала гораздо эффективнее, когда приносит удовольствие.
5) Пятое условие — воспитательная система, которой придерживаются родители. Большая проблема большинства семей в том, что основная педагогическая стратегия — полная бессистемность. Ребенка окружают запреты, но на самом деле родители придерживаются их не постоянно. Все зависит от их настроения и обстоятельств. Сегодня у мамы есть время — она начинает усердно воспитывать ребенка : «Убери руки со стола, сиди прямо, телевизор на ночь нельзя смотреть.» В другой раз мама пришла с работы уставшая и расстроенная. У нее нет времени и желания внушать что-то своему чаду. Поэтому локти на столе и изрядная порция мультиков перед сном остаются без ее педагогического внимания. Запрет не усваивается, а двойные стандарты могут привести к невротизации малыша. Поэтому важно, чтобы круг запретов был малочисленным, строго определен соображениями безопасности (например, не трогать спички) и чтобы его придерживались всегда. Если постоянно безосновательно ограничивать познавательную активность ребенка словами «туда нельзя», «это не трогай», то постепенно он станет пассивным.
Одаренность бывает разной :
- умственной — дети опережают сверстников в своем развитии, быстро и легко усваивают новую информацию, без труда обучаются, в школу идут в 4 года, заканчивают в 11-13 лет,
- художественной (живописцы, скульпторы,
- музыкальной (певцы, пианисты,
- двигательной (спортсмены, танцоры).
- социальная одаренность — из таких детей вырастают талантливые администраторы, организаторы,
- практическая - всем встречались мастера, у которых золотые руки.
Существует еще один вид одаренности — творческая. Это нестандартное, своеобразное мировоззрение, оригинальное мышление. Такие дети постоянно что-то придумывают, находят необычные решения задач.
Как не упустить момент и понять, что у вас растет одаренный малыш?
Все очень индивидуально — главное, начиная с рождения развивать любовь крохи к умственной деятельности. Все малыши обладают познавательной потребностью. Помните: неспособных детей нет, есть дети, чей потенциал просто не был раскрыт.
Поэтому лучшая тактика для родителей — это заниматься с ребенком разными видами деятельности, предлагать информацию об окружающем мире в доступной его возрасту форме и наблюдать за ним. Лучше мамы и папы никто не сможет определить, к чему малыш проявляет наибольший интерес, в чем он по-настоящему оригинален.
Помните, что одаренность разнообразна и ее проявления могут быть богаче, чем ваше представление о ней.