Ольга Грунтова
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в младшей группе «Почему осенью листья желтеют?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство детей с осенними явлениями в природе.
Задачи:
Образовательные:
• исследовать причины изменения цвета листьев деревьев осенью;
• показать детям в ходе экспериментирования зависимость жизни растений от смены сезона.
Развивающие:
• развивать внимание, память, мышление;
• развивать общую и мелкую моторику кистей рук.
Воспитательные :
• воспитывать любознательность;
Публикация «Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в младшей группе „Почему осенью листья желтеют?“» размещена в разделах
- Деревья осенью, листопад
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Открытые занятия. Конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире.
Словарная работа: листопад, жёлтые листья, опадать.
Предварительная работа: наблюдение за деревьями и листьями; сбор листьев разной окраски и формы; беседы об осени; разучивание стихотворений об осени; рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы.
Материалы и оборудование: ноутбук, телевизор, влажные салфетки, ламинированные осенние листья, закрашенные зеленой гуашевой краской, полоски тонкой бумаги, окрашенной фломастером на краю; два блюдца с водой и льдом, ватман с изображением дерева без листьев.
Ход занятия
1) Вводная часть.
Дети вместе с воспитателем заходят в группу, здороваются со взрослыми, садятся на стульчики.
Мотивация заинтересованности:
Педагог показывает ребятам необычные часы, которые называются «Времена года». Интересуется у детей, знают ли они, какое сейчас время года наступило? (Ответы ребят, один из детей ставит стрелку на изображение осени).
Актуализация знаний:
Цель: формирование умения различать признаки лета и осени.
Далее педагог обращает внимание ребят на картинки, и просит их показать лишнюю картинку.
(На доске 4 картинки с изображением осени и 1 картинка, относящаяся к лету – «лишняя»)
Воспитатель хвалит ребят, показывает на оставшиеся картинки, и читает стихотворение:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
Проводится контрольно-оценочное задание.
Цель: учить выделять характерные признаки осени и лета. Развивать мышление.
Материалы: картинки с временем года осень и лето – на каждого ребёнка; карточки (8 штук) с осенними и летними признаками – на каждого ребёнка.
Ход игры:
Дети садятся за столы. Отыскивают карточки, относящиеся к лету, и заполняют пустые клетки на соответствующей иллюстрации. Затем тоже самое проделывают с карточками осенних признаков.
2) Основная часть.
Воспитатель интересуется у малышей, знают ли они, почему осенью листья на деревьях становятся желтыми и красными? (Ответы детей).
Проведение экспериментальной деятельности с рассказом воспитателя :
Слайд 1 – летние пейзажи.
Педагог сообщает, что летом тепло и много солнечного света, поэтому листочки зеленого цвета. (Показывает листик, окрашенный гуашью)
Слайд 2 – осенние пейзажи.
Осенью становится холоднее, солнечные дни бывают редко. Такие изменения подсказывают деревьям, что скоро наступит зима. И деревья начинают готовиться к зимней спячке. Поэтому зеленый цвет листочков превращается в желтый или красный.
Воспитатель стирает влажной салфеткой зеленую краску с ламинированного листочка, и он становится желтым.
Педагог предлагает детям подойти к столам и превратить летние листочки в осенние. (Ребята выполняют индивидуально это задание. Радуются получившимся осенним листочкам).
Для предотвращения утомляемости проводится физкультминутка:
(Ребята идут по кругу, в руках желтые и красные листья)
Мы по улице идем,
Листья разные несем.
Ветер дунул посильней –
Желтый листик улетел.
(Приседают дети с желтыми листочками)
Мы по улице идем,
Листья разные несем.
Ветер дунул посильней –
Красный листик улетел.
(Приседают ребята с красными листочками)
Далее воспитатель спрашивает у малышей, что делают листочки, когда желтеют? (Опадают на землю) Предлагает перейти к следующему столу и узнать еще обо одной причине, почему листочки желтеют и опадают.
Слайд 3 – дерево с корневой системой.
Педагог сообщает, что весной и летом тепло, поэтому дерево легко пьет воду, беря ее из земли, а осенью и зимой холодно и дереву сложно взять воду из промерзшей земли.
Проводится экспериментальная деятельность:
Цель: Исследование в ходе экспериментальной деятельности зависимости жизни растений от смены сезона.
Воспитатель опускает окрашенный край бумажной полоски в блюдце с водой. Наблюдают, как цвет фломастера поднимается вверх по мокрой бумаге. Так дерево питается летом. Затем такую же полоску к кусочку льда. Наблюдают за тем, что бумага недостаточно промокает, и цвет фломастера лишь немного поднимается вверх. Так дерево питается зимой. Педагог говорит детям, что дереву тяжело осенью обеспечивать листочки и веточки водой, и оно может засохнуть и погибнуть. Поэтому оно и сбрасывает листья.
3) Заключительная часть.
Педагог интересуется, понравился ли ребятам рассказ об осенних листочках? Что больше запомнилось? Хвалит их за работу.
Используемая литература:
1. Карпеева М. В. «Формирование целостной картины мира. Вторая младшая группа». - М. : Центр педагогического образования, 2016.
2. Теплюк С. Н. «Игры-занятия на прогулке с малышами». – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.