Ирина Каргина
Открытое занятие по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста «Кто потерял хвостик?»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«КТО ПОТЕРЯЛ ХВОСТИК?
Звуковая культура речи:
- упражнять в произношении звуков [т]- [ть], в словах, фразовой речи;
Публикация «Открытое занятие по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста „Кто потерял хвостик?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Хвосты. Все про хвостики
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
- развивать артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание (длительное, плавное, слуховое восприятие, силу голоса (громко, тихо, темп речи (медленно, быстро);
- отрабатывать чёткую дикцию при произнесении чистоговорок.
Обогащение словаря:
- обогащать активный словарь на основе представлений об окружающей жизни;
- упражнять в назывании слов, обозначающих признаки предметов, характерные качества и свойства,действия предметов;
- формировать понимание и употребление обобщающих понятий по теме «Посуда», упражнять в образовании слов, обозначающих наименование предметов посуды, соотносить название посуды с названием продуктов, для которых она предназначена.
Грамматический строй речи:
-упражнять в образовании слов с помощью разных суффиксов (конфетница, салфетница и т. п.);
- форм слова в единственном и множественном числе (медвежонок, медвежата);
-приучать согласовывать слова в предложении.
Связная речь:
-упражнять в составлении простых предложений;
-формировать простейшие формы монологической речи.
Развивать внимание, мышление, память, воображение, координацию речи с движением.
Воспитывать навыки культурного общения, умение действовать согласованно, доброжелательное отношение друг к другу, сострадание к ближнему, эмоциональную отзывчивость.
Оборудование:
Игрушки: заяц, зайчиха- мама, лисичка, 2 медвежонка (большой и маленький, заячий хвостик.
Посуда: сахарница, салфетница, конфетница, сухарница, чайник, чашки с блюдцем, ложки, сахар в пачке, сухари в кульке, конфеты; «большие и маленькие следы» (следы из липкой плёнки, из пористой резины и т. п.).
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель:Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся. Дети здороваются с гостями.
I. Организационный момент (Мотивация деятельности)
Воспитатель с детьми заходит в группу и видит, что на полу лежит заячий хвостик. Поднимает его. Что это, ребята? (комочек, снежок, … хвостик (если ответят). Рассмотрите (показывает хвостик детям) какой он? (белый, пушистый, маленький, похож на комочек ваты). А как вы думаете, чей это хвостик? Кто его мог потерять? (ответы детей (если дети не ответили, сказать, что может быть, здесь зайка пробегал и он потерял хвостик; а если дети сказали, что это зайкин хвост, то воспитатель говорит, что нам надо узнать, чей это хвостик и вернуть его хозяину. А где живут животные? (или зайка?).
Дети: В лесу.
Воспитатель: Давайте пойдём в лес и будем искать того, кто потерял хвост (или зайку, если дети заранее ответят на вопрос).
II. Основная часть:
1.Проговаривание чистоговорок. На улице мороз, поэтому нам надо одеться тепло. Повторяйте вместе со мной:
То,то, то – надеваем мы пальто (хором, индивидуально, тихо, громко).
(губы вытянуты в трубочку, круглые, правильно, молодцы) – словесные указания, уточнение, похвала.
Ти,ти, ти- с собою санки захвати (хором, индивидуально, тихо, громко)
(губы растянуты в улыбке, посмотрите, как у меня) – словесные указания, уточнение, похвала
Ать, ать, ать - хозяина хвостика будем искать (хором, громко).
(широко открываем рот и проговариваем звук. Молодцы).
В-ль:Вот мы и добрались до леса. Посмотрите, как кругом снежно, красиво, кругом сугробы, деревья в снегу!
2. Словесная игра «Большие и маленькие следы». Посмотрите, ребята, здесь чьи –то следы на снегу…большие и маленькие. Давайте по следампойдём и, может быть, хозяина хвостика найдём.
Говорите вместе со мной: «Большие ноги шли по дороге – тооп, тооп, тооп (говорим медленно, грубым голосом, громко).Хоровое проговаривание.
- Как шли большие ноги, Аня? (тооп, тооп, тооп) А у тебя, Ваня? (тооп, тооп, тооп). Индивидуальное проговаривание. Правильно показали, молодцы, ребята!
«А маленькие ножки – бежали по дорожке - топ-топ-топ»(говорим быстро, нежным голосом, тихо, шёпотом)хоровое проговаривание.
- Как бежали маленькие ножки, Настя? А у Вовы? (топ, топ, топ) Молодцы, быстро шагали и говорили!
Кажется, я догадалась, чьи это следы. Это медведи гуляли в лесу. А вот и они. Один большой- его зовут Том, а другой маленький, его зовут Тим. Как зовут большого мишку? (Том, а маленького? (Тим) индивидуальные ответы детей с чёткой артикуляцией первого звука.
-А что делают медведи в лесу? (гуляют). Повторите: Том и Тим гуляют в лесу. (Девочки повторяютхором, потом мальчики повторяют хором, индивидуальное повторение).
3. Дидактическая словесная игра «Назови, какой…»Ребята, давайте рассмотрим медвежат, может это они потеряли свой хвостик?Воспитатель приглашает детей сесть на ковер (или на стульчики -«пенёчки»).
- Посмотрите, какие медвежата? (мягкие, пушистые, коричневые, бурые)
- Какие у них глаза? (озорные, маленькие, чёрные)
- На что похожи глаза у мишек? (на бусинки, на угольки)
- А какой у них нос? (похож на пуговку)
- А какие у мишек уши? (маленькие, круглые)
- Посмотрите, какие у них лапы? (большие, толстые)
- А хвостик есть у медведей? Какой хвостик у медведей? (маленький, коричневый).
- Скажите, наш хвостик (показывает хвост детям) подходит медвежатам (нет, не подходит) Почему? (он белый, а мишки бурые, коричневые).
- Скажите, пожалуйста, как называется детеныш медведя? (медвежонок, а если их много? (медвежата). Молодцы! Как хорошо вы рассказали о мишках! Жалко, что хвостик им не подошёл. Пойдёмте дальше искать. До свидания, медвежата!
Динамическая пауза (речь с движением):
Мы пришли зимний лес, (шагают, энергично взмахивая руками)
Сколько здесь вокруг чудес (кружатся на месте, руки подняты вверх)
Справа берёзка в шубе стоит, (отводят руку в правую сторону)
Слева ёлка на нас глядит. (отводят руку в левую сторону)
Вот сугробы на пути,
очень трудно нам идти (шагают «через сугробы», высоко поднимая колени).
Вправо, влево повернёмся и друг другу улыбнёмся. (поворачиваются вправо, влево, руки на поясе, улыбаются друг другу).
4. Загадка о лисе, речевое упражнение, имитация движений.
Ой, ребята, за тем сугробом (или деревом) я увидела, что пробежал какой-то рыжий зверь… Отгадайте загадку и узнаете, кто это (воспитатель делает акцент на глаголы, обозначающие действия лисы).
Рыжая плутовка,
хитрая да ловкая!
Снег разгребает,
Мышек хватает,
Хвостом следы заметает. Кто это? (лиса)
Появляется игрушка лисичка. Ребята, а как вы догадались, что это загадка про меня (рыжая, хитрая, плутовка, ловкая). Речевое упражнение «Доскажи словечко» А давайте поиграем с вами в игру. Я буду начинать предложение, а вы договаривать (лисичка начинаетфразу из загадки, а дети договаривают глаголы- действия):
Снег ….(разгребает, мышек… (хватает, хвостом следы … (заметает).Лисичка хвалит за правильные хоровые ответы.
- Как выглядит лисичка? Какая она? (Лисичка рыжая, пушистая, хитрая, плутовка). А есть у лисы хвост, посмотрите? (есть)
-А какой у неё хвост? (огромный рыжий, пушистый (ответы детей). Лисичка ходит и заметает хвостом следы, чтобы никто не догадался, что она ищет мышек под снегом. Вот так ходит лисичка (дети изображают походку лисы – имитация движений). Значит, этот хвостик (показывает хвост зайца) не лисичка потеряла, а кто-то другой.
Давайте попрощаемся с лисой и пойдём дальше искать.
5. Дидактическая игра «Чаепитие».Дети с воспитателем подходят к дереву, под которым накрыт праздничный стол. Дети здороваются с мамой - Зайчихой.
Воспитатель: Какой праздничный красивый у вас стол! Но мне кажется, здесь что- то не в порядке…. Посмотрите, ребята. На столе стоит посуда для чаепития (чашки, блюдца, ложки, чайник, а сухари, конфеты, сахар ихлеблежат в одной тарелке и салфетки лежат не на месте, а прямо на столе. Давайте мы поможем всё расставить и разложить на свои места
Сахар кладут (куда… в сахарницу (ответы детей, воспитатель называет 2 детей по имени и они выкладывают сахар в сахарницу.
Конфеты …в конфетницу (ответы детей,воспитатель называет 2 детей по имени и они выкладывают конфеты в конфетницу.
Сухари… в сухарницу (ответы детей,воспитатель называет 2 детей по имени и они выкладывают сухари в сухарницу.
Хлеб… в хлебницу (ответы детей, воспитатель называет 2 детей по имени и они выкладывают кусочки хлеба в хлебницу.
А салфеткикуда нужно сложить…. в салфетницу (ответы детей, воспитатель называет 2 детей по имени и они выкладывают сухари в сухарницу. Посмотрите, ребята, правильно ли мы всё разложили? Где лежит сахар, сухарики, конфеты? хлеб?салфетки? (индивидуальные ответы детей). Зайчиха хвалит детей за помощь.
Воспитатель: А где же Зайка?Ой, ребята! Кажется, я слышу, что кто-то плачет. Да это же Заинька плачет! Что с тобой случилось?
Заяц: «Я потерял свой хвостик! У меня сегодня День рождения! Придут мои друзья, а я… а я…без хвоста….».
Воспитатель: Не плачь, заинька, мы постараемся тебе помочь. Мы как раз нашли чей- то хвостик! Ребята, посмотрите внимательно на зайчика.
- Какая у него шубка? (белая, пушистая, похожая на снег) Какие ушки? (длинные, беленькие) Какие лапки? (тонкие, маленькие). Посмотрите (показывает хвост, вот такой хвостик может быть у зайчика?Хвостик какой? (Маленький, беленький, пушистый). Мне кажется, он как раз подходит для зайчика. Давайте мы его примерим (воспитатель прикрепляет хвост Зайке).
Заяц: Точно! Это мой хвостик! Как здорово, что он нашёлся! Я его потерял, когда прибегал в ваш детский сад, чтобы пригласить вас на День рождения! А вы нашли хвостик и принесли! Это самый лучший подарок! Спасибо вам, ребята! Зайка радуется, благодарит детей, угощает конфетами и сухариками (отдаёт воспитателю в корзинке).
III. Итог образовательной деятельности:
В-ль: Вам понравилось наше путешествие в лес? Но мы не просто гуляли, а кому мы сегодня помогли? А каких ещё животных мы встречали в лесу? Молодцы! Вы так хорошо рассказывали, отгадывали загадки, играли. Ребята, а теперь нам пора возвращаться в детский сад, пойдём в группу угощаться конфетами.
Давайте попрощаемся с гостями. Скажите им «До свидания!»