Лаура БУГИБАЕВА
Открытое занятие по развитию речи в средней группе «Путешествие в страну гласных звуков и букв»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип ОД: обобщающее.
Направление: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Форма организаций: групповая.
Форма проведения: путешествие в страну гласных звуков.
Цель: систематизировать знания детей о гласных звуках на примере звуков [а], [у], [и], [о], [ы].
Задачи приоритетной образовательной области:
Публикация «Открытое занятие по развитию речи в средней группе „Путешествие в страну гласных звуков и букв“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [о], [ы], и производить их слухо- произносительную дифференциацию;
Учить определять гласный звук в начале, середине и конце слова.
Совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза.
Закрепить графические образы букв А, У, И, О, Ы.
Закреплять умение определять эмоциональные состояния человека и передавать их в речи и движениях.
Задачи интегрируемых областей:
Познавательное развитие : Способствовать развитию логического мышления. Развивать фонематическое восприятие и музыкальный слух; Развивать мимическую, артикуляционную и общую моторику. Формировать направление длительного выдоха.
Социально-коммуникативное развитие : развивать у детей навыки совместной деятельности и взаимоконтроля путём работы в группе. Воспитывать • Воспитывать у детей уверенность в своих силах, желание выступать перед аудиторией:
Художественно-эстетическое развитие : Развитие воображения, образные представления, художественно творческие способности.
Физическое развитие : Развивать опорно-двигательный аппарат, стимулировать двигательную активность.
Предпосылки учебной деятельности:
Формировать навыки учебной деятельности, умение слушать указания и пояснения воспитателя, отвечать на вопросы, одновременно начинать и прекращать действия, не мешая друг другу.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательная. Методическое обеспечение:
Демонстрационно наглядный материал :
• Красная книга с буквами, карточки с буквами.
Раздаточный материал:
• Карандаши, счетные палочки, прищепки, ветки, тарелки с манной крупой, карточки с заданиями.
Предварительная работа:
• рассматривание иллюстраций о гласных буквах.
• заучивание чистоговорки, заучивание артикуляционной гимнастики.
• заучивание физминутки
Приемы руководства деятельностью детей:
• Для постановки целей и мотивации деятельности: проблемные вопросы, создание игровой ситуаций.
• Для активации деятельности детей в процессе НОД: сюрпризный момент.
• Для организации практической деятельности: организация продуктивной деятельности детей, Д/ игры: «Собери букву» из ветки, «Выложи из счетных палочек», «Нарисуй букву»(манная крупа, «Выложи букву «А» из карандашей.
• Приемы поддержания интереса у детей: игровая ситуация, игровые упражнения.
• Рефлексия: подведение итогов на каждом этапе.
Методы и приемы:
Организационный: эмоциональная завязка, сюрпризный момент.
Мотивационный: эффект удивления, игровые упражнения.
Словесный: вопросы к детям, указания, уточнения, поощрение.
Наглядно-демонстрационный : совместное исполнение движений, картинки.
Практический: игры и игровые упражнения.
Метод контроля: анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности.
Рефлексия:
Технология, используемые в ООД:
Технология проблемного обучения: создание проблемной ситуации.
Здоровьесберегающие образовательные технологий:
• технологии сохранения и укрепления здоровья: двигательные упражнения.
• технология обучения ЗОЖ: физминутка, рассказывание чистоговорки, артикуляционная гимнастика.
• Личностно-ориентированная технология: педагогическая поддержка.
Образовательная деятельность
Этапы деятельности Содержание
I.Организационный этап.
1. Артикуляционная гимнастика
«Часики»
2. Сюрпризный момент. Приход Феи
2. Речевая разминка
В. - Все с утра делали зарядку (Да).
В. -Молодцы. А про язычок совсем забыли.
-Язычку тоже надо сделать зарядку, чтобы он помогал нам красиво говорить.
Артикуляционная гимнастика «Часики»
- Ребята я сегодня буду Феей гласных звуков. Я принесла для вас красивые резиночки, давайте наденем их на ручки. И сегодня мы отправимся в Страну гласных звуков но давайте с вами повторим речевую разминку.
А-а-а-шире ротик,детвора.
О-О-О я надел пальто
У-У-У утка плавает в пруду
И-И-И у Инны синие носки
Ы-Ы-Ы тыква, бусы и усы
Фея:. Мы подготовились к путешествию и надели друг другу красные резиночки. А почему именно красный цвет? (Потому что, мы отправимся в Страну гласных звуков, а гласные звуки обозначаем красным цветом).
-Но прежде чем отправиться дальше какое правило о звуках знаем (Звуки мы слышим и произносим).Итак, отправляемся в путь!
II. Организационно - поисковый этап.
1. Вопросы
2. Дидактическая
игра «Выложи букву А».
3. Звучит аудио- запись «Вой волка»
4. Дидактическая игра «Собери букву».
5. Дидактическая игра «Выложи из счетных палочек букву «И»
6. Физминутка «Как звуки делают зарядку»
7. Игра «Чудесный мешочек»
8. Д/упр. : «Нарисуй букву»
9. Игра «Молоточки»
10. Игра «Где звук?»
11. Игра «Волшебная поляна» -Ребята, слышите? Здесь плачет чья-то куколка. (фонограмма плач младенца)
-Как она плачет? Какой звук произносит?
-ААААААААААА (Дети успокаивают куклу, пропев ей звук [а].
На фланеграфе картинка.
Два столбика наискосок,
А между ними поясок.
-Какой гласный звук мы пропели, чтобы успокоить Куколку? (Гласный звук [а])
-Что вы знаете про это звук (Он свободный,гласный)
-А теперь ребята я буду произносить звук «А», а вы будете выкладывать букву «А».
-Для этого берете карандаши и выкладывайте букву.
-Сколько карандашей в тарелке(3)
-Да три, две длинные и одна короткая.
- Молодцы ребята!
-Ребята что вы слышите (Ууууу)
- Кто это воет (Волк)- Какой гласный звук ему подходит? (Гласный звук [у]).
Сдвинет губы трубочкой,
Пропоет он дудочкой — У.
-Ребята, на столе лежат веточки, вы должны из веточек выложить букву «У».
-Сколько понадобилось веточек (Одна длинная и одна короткая).
-Молодцы ребята,какая у вас красивая получилось буква У.
-Ребята посмотрите, здесь лежат картинки, что нарисовано на картинках (Игла, Индюк, игрушки).
-Скажите какой первый звук?
-Да правильно звук И.
-А какой это звук (И это гласный звук) Давайте мы с вами из счетных палочек выложим букву «И»
-Ребята, давайте немножко отдохнем.
Мы знаем гласные звуки!
Вверх поднимаем руки, рот пошире открываем :» А! "
Руки вытянем вперед и губы трубочкой вперед: "У! "
Руки в стороны раздвигаются, губы улыбаются: "И! "
Руки назад и язык назад: "Ы! "
Руки округляем, губы округляем: "О!
-Ой ребята,посмотрите это чудесный мешочек. Угадайте что здесь лежат (Игрушки)
-Ребята давайте найдем среди игрушек букву О»(Дети на ощупь должны найти букву О)
-В этой букве нет углов. На что она похожа?
(на круг, на бублик, на кольцо от пирамидки, на мяч)
-Да молодцы ребята! Подвиньте к себе тарелки,в тарелке манная крупа Нарисуйте пальчиком букву «О».
-Молодцы,ребята
А теперь, мой друг, молчок,
Приготовь свой молоток.
-Ребята я буду называть слова если услышите в этом слове звук «Ы» тогда, вы постучите по своей ладошке. ДЫМ СЫР МЫШЬ СЫН УСЫ РЫСЬ. -Рашид повтори слово сыыыыр,Каусар мыыыышь,и. т. д.
-Ребята запомните!
Звук Ы — гласный.
Мы с вами знаем, что звуки «живут» в словах. Они могут встречаться в начале, в середине и в конце слова. Сейчас мы с вами определим где живёт звук Ы в словах (Дым,усы)
-А помогут нам наши красные прищепки и схемы слова. Я называю слова,а вы определяете место звука в слове в начале,в середине или в конце, и прилепите туда прищепку.
-Где находиться звук Ы в слове ДЫМ?
-Рашид ты куда прикрепил прищепку? Почему?
-А в слове УСЫ? Каусар почему ты прикрепил прищепку в конце слова?
-Почему нет картинок, где звук в начале слова?
Мы слыхали от совы,
Что нету слов на букву : (Ы)
Сейчас мы отправимся на волшебную поляну. Посмотрите, а здесь “заколдованые” какие-то картинки. Давайте попробуем их “расколдовать». Чтобы картинка открылась вам нужно на нее подуть.
- Вы должны назвать каждую картинку и сказать с какого гласного звука начинается слово.
У меня ананас – первый гласный звук [ а ]. А у тебя что? И. т. д (каждый ребенок называет свою картинку)
- Молодцы, ребята.
-Ребята нам пора возвращаться из страны гласных звуков. И я вам подарю замечательную книгу красного цвета. Чтобы вы дальше познакомились с другими звуками. Какие звуки живут в этой книге? (гласные)
III. Рефлексия
-Ребята, где мы сегодня с вами были? (В стране гласных звуков).
- Какие звуки живут в этом городе? Гласные
- Давайте еще раз назовем АААА, ООООО, УУУУ, ИИИ, ЫЫЫ.