Юля Чуркина
Открытое занятие по познавательному развитию во второй младшей группе «Испечём мы каравай»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект организованной образовательной деятельности
во второй младшей группе «Испечём мы каравай»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.
Цель: формировать первичные представления детей о происхождении хлеба;
Задачи:
познакомить детей со свойствами муки через экспериментирование;
Публикация «Открытое занятие по познавательному развитию во второй младшей группе „Испечём мы каравай“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
способствовать развитию любознательности детей, познавательного интереса и активности в процессе экспериментально-исследовательской деятельности;
содействовать умению устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
обогащать словарный запас, развивать речь;
развивать слуховой, зрительный, тактильные анализаторы;
развивать внимание, мышление, память;
развивать мелкую моторику;
воспитывать умение работать коллективно, объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию;
способствовать формированию желания помогать людям, делать что-то приятное;
содействовать воспитанию бережного отношения к хлебу;
продолжать формировать культурно-гигиенические навыки.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная.
Словарь: мука, тесто, мягкая, пушистая, сыпучая, липкое, замесить, каравай.
Методы и приемы:
наглядный: показ способа действий;
словесный: беседа, объяснение, вопросы, инструкция, педагогическая оценка;
игровой: создание игровой ситуации;
практический: элементарные опыты, лепка из теста.
Оборудование: музыкальный центр, музыкальное сопровождение, ширма-избушка, стол с самоваром, печка, бабушка (взрослый, внучка (ребенок); угощение – каравай, чай.
Раздаточный материал: мука в плоских тарелках, миска, кувшин с водой, соль, сахар, соленое тесто, доски для лепки, влажные салфетки, фартуки.
Демонстрационный материал: образец украшения для каравая.
Предварительная работа: чтение сказки «Колосок», «Маша и медведь», потешек; беседа на тему: «Из чего пекут хлеб», «Берегите хлеб», рассматривание иллюстраций с изображением каравая, сюжетно-ролевая игра «Угощения для куклы Кати».
Ход ООД
I. Вводная часть
1. Оргмомент.
Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие, на котором нас ждут интересные встречи, увлекательные задания и игры. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!
Сегодня мы с вами отправимся в гости. Но к кому - не скажу. Отгадайте загадку.
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша… (бабушка).
Правильно, бабушка. Сегодня мы отправимся в гости к бабушке Матрене.
II. Основная часть.
1. Создание игровой ситуации. Мотивация.
Звучит музыкальная заставка. За ширмой бабушка, которая хлопочет по хозяйству.
Воспитатель: Вот мы и пришли в гости к бабушке Матрене. Давайте с ней поздороваемся.
Бабушка: Здравствуйте, ребята! Как вы вовремя пришли, гости дорогие. Сегодня у моей любимой внучки день рождения, и я хочу испечь каравай.
Воспитатель: Бабушка Матрена, а можно мы с ребятами поможем тебе?
Бабушка: Я буду очень рада. У меня уже все готово для этого. Давайте наденем фартуки, чтобы не испачкать одежду.
Дети надевают фартуки.
2. Познавательно-исследовательская деятельность.
Бабушка: А вы знаете, из чего мы будем печь каравай? (ответы детей)
Воспитатель: Подойдите к столу, садитесь. Но сначала давайте протрем руки влажными салфетками, чтобы они были чистыми.
Посмотрите, что у вас лежит на тарелочках? (ответы детей)
Ребята, перед вами на тарелочках мука.
Посмотрите и скажите, какая она по цвету? (ответы детей).
Повторите, какая мука? (белая).
Я предлагаю вам потрогать муку. Какая она на ощупь? (ответы детей)
Повторите, какая мука? (мягкая, пушистая)
Возьмите муку пальчиками и посыпьте ее на тарелочку. Что происходит с мукой? (сыплется). Мука сыпучая. Повторите, какая мука? (сыпучая).
А теперь разровняйте муку ладошкой на тарелке и попробуйте на муке что-нибудь нарисовать пальцем. На муке остаются следы, отпечатки.
Давайте еще раз скажем, какая мука? (ответы детей - мука белая, мягкая, пушистая, сыпучая).
Воспитатель: Мука у нас сухая, сыпучая. Можем ли мы испечь из муки каравай? (Ответы детей).
Ребята, а кто-нибудь из вас видел, что добавляет мама в муку, чтобы получилось тесто? (ответы детей).
Правильно, в муку нужно добавить немного соли и сахара, добавить воду, яйцо – все перемешать, и получится тесто.
Давайте поможем бабушке Матрене замесить тесто. Что мы поможем сделать, повторите. (замесить тесто).
Бабушка: Высыпьте муку из тарелочек в миску, добавлю воды, соли, сахара. Когда мы добавили в муку воду, она стала липкая и совсем перестала сыпаться. (показывает, как тесто тянется).
Замешу тесто. А вы мне тоже помогайте.
Физкультминутка «Замесим тесто»
Ой, ладошки-ладушки.
Мы печём оладушки (хлопки ладонями)
Замешиваем тесто,
А тесту в миске тесно (имитируют помешивание по кругу)
Тесто выпало на стол,
Тесто шлёпнулось на пол (присели)
Тесто убежало
Начинай сначала. (лёгкий бег на месте)
Бабушка: Как хорошо вы месили тесто. Вот оно у нас какое замечательное получилось. (Бабушка достает тесто).
Теперь мы сможем из теста испечь каравай.
Воспитатель: А что еще можно испечь из муки? (ответы детей).
Правильно, хлеб, блины, пироги, ватрушки, печенье, сушки и баранки, булочки, кексы. Как много изделий из теста вы назвали.
3. Практическая работа.
(Воспитатель предлагает детям пройти к столам)
Воспитатель: Давайте подготовим наши руки к работе.
Пальчиковая гимнастика «Тесто месим»
Тесто месим, месим, месим! (Руками имитируем процесс вымешивания теста)
Тесто жмем, жмем, жмем! (очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки)
Каравай мы испечем! (руками совершаем движения, как будто лепим снежки)
Показ и объяснение воспитателем поэтапного хода работы
Бабушка: Ребята, я сейчас приготовлю сам каравай, а вы слепите украшения для него.
Воспитатель: Перед вами на тарелочках кусочек теста, возьмите его и помните. Какое оно на ощупь? (ответы детей)
Да, тесто очень мягкое, нежное, липкое (дети повторяют каждое слово).
Из него мы слепим украшения для каравая – розочки.
Возьму кусочек, обваляю его в муке, чтобы тесто не прилипало к рукам, и раскатаю между ладошками длинную тонкую палочку. Вот так! Прямыми движениями. Потом эту палочку сплющу по всей длине. У меня получилась тонкая полоска, которую я сейчас скручу, как улиточку. Вот наша розочка готова! Посмотрите. Ею я украшу наш каравай.
Самостоятельная работа
Воспитатель: Приступим к работе. Будьте внимательны и старательны.
Далее дети по примеру воспитателя лепят украшения для каравая, а воспитатель напоминает детям приемы лепки (раскатывание теста прямыми движениями, сплющивание, скручивание, соединение).
Дети лепят под спокойную мелодию.
Воспитатель: Ребята, я хочу вам сказать об одном очень важном правиле обращения с хлебом: нельзя играть хлебом, бросать на пол, выбрасывать его, а крошками, что останутся после обеда, можно накормить птичек на прогулке. Нужно уважительно и бережно относится к хлебу. – беседа во время лепки.
Воспитатель оказывает индивидуальную помощь, дает советы, подбадривает.
По мере того как дети заканчивают свою работу, каждый ребенок подходит и присоединяет украшение к караваю.
Воспитатель положительно оценивает работу каждого ребенка.
Воспитатель: Какой красивый каравай у нас получился. Ребята, а теперь уже можно есть этот каравай? Почему нельзя? (ответы детей)
Давайте мы его отдадим бабушке Матрене, чтобы она запекла его в своей печи.
Пока наш каравай печется, мы вытрем руки салфетками.
III. Итог занятия. Рефлексия.
Входит внучка. Здоровается с детьми.
Бабушка: Ребята, познакомьтесь – моя внучка Алина.
Внучка, ребята узнали, что у тебя сегодня день рождения, и помогли мне испечь праздничный каравай.
Бабушка: А вот и каравай готов. (Достает испеченный готовый каравай).
Спасибо вам, ребята, за старание, за трудолюбие!
Воспитатель: А вам понравилось с бабушкой Матреной месить тесто и печь каравай?
Воспитатель: Давайте поздравим Алину с днем рождения и споем ей «Каравай».
Дети водят хоровод и исполняют «Каравай»
Бабушка: Я приглашаю вас за праздничный стол.
Детям предлагается пройти к столам, накрытым для чаепития.
Бабушка: Угощайтесь, пожалуйста! Приятного аппетита.