Наталья Украинская
Открытое занятие по познавательному развитию и экспериментальной деятельности для детей старшей группы «Удивительное рядом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательно – исследовательской деятельности «Удивительное рядом»
Задачи: создать условия для ознакомления детей со свойствами воздуха, обеспечить условия развития поисковой активности детей, создать условия для побуждения детей к речевой активности, для развития диалогической речи, создать условия для развития навыков взаимодействия, обеспечить условия для выражения детьми своего мнения.
Публикация «Открытое занятие по познавательному развитию и экспериментальной деятельности для детей старшей группы „Удивительное рядом“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Материал: коктейльные трубочки, 5 воздушных шаров, полиэтиленовые пакеты, 2 баночки, пластиковые скатаны 10 шт, бумага для веера, мыльные пузыри, акварельные краски
Ход:
- Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
—ДОБРОЕ УТРО!
- А вы знаете, что сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, белый, а что это случилось с серым шариком? Он какой- то стал грустный, маленький (ответы).
- А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
- Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?
- Воздух.
- Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! (ответы)
- Мы говорим воздух, воздух! А где этот воздух? Покажите его. (Варианты ответов детей : воздух находится вокруг нас, воздух окружает нас повсюду, мы его не видим).
- А вы видите воздух? А можно нам увидеть эту «невидимку»? Может быть, с ним кто-то уже встречался?
- Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый?
- Ребята, а как нам поймать воздух?
- Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.
Давайте пройдем в исследовательскую лабораторию
Опыт 1
- Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).
- Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом?
- Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы).
- Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?
(ответы).
- Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать? Как?
- Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).
- А давайте проверим!
Опыт 2
- Ребята, подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
- Ребята, что это происходит с водой? - Выходят пузырьки.
- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).
- Правильно, пузырьки - это воздух, который был внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он не видимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
- А давайте подуем сильнее и посмотрим, что произойдёт.
- Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что - то мне это напоминает, на что похоже, ребята? (Бурю)
Опыт 3
- Значит, воздух есть вокруг нас, а как вы думаете, мы сможем почувствовать воздух?
- Ответы детей.
- Для того чтобы нам его почувствовать, нам что нужно сделать? - веер.
- Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой. Вот так.
- Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
- Ответы детей.
- Правильно, мы чувствуем ветерок.
- Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать? - Мыльные.
- Ребята, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?
- Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.
- Давайте мыльные пузыри попускаем.
Физминутка «Мыльные пузыри» (под музыку)
- Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Опыт 4.
- А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
- Что это?
- Наверное, это волшебные баночки.
- Посмотрите, а в них что-нибудь есть? (ответы)
- Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте, чем пахнет?
- Действительно, пахнет апельсином.
- Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.
- Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы)
- Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному (ответы) .
- Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
- Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Опыт 5
- Ребята, как вы думаете, ветер может перемещать предметы?
- Хотите проверить?
- Для опыта нам понадобится стакан, маленькие шарики из бумажной салфетки и трубочка для коктейля. Чтобы создать «ветер», шарики положите в стакан, опустите туда трубочку, закройте ладонями поверхность стакана и подуйте. Бумажные шарики закружатся в воздушном вихре.
- Этот опыт показывает, что воздух, двигаясь, образует ветер, который может перемещать предметы. Значит ветер это движение воздуха. Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать как плывут облака, колышутся листочки на деревьях.
- Подумайте, а нужен ли воздух? Зачем? - Воздух нужен, мы им дышим.
- Кто еще дышит воздухом? - Птицы, насекомые, морские животные, деревья, цветы и т. д
- Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей)
- Эта техника называется кляксография.
- Хотите попробовать?
- Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. ( показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)
- Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты (ответы детей)
- Сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.