Наталья Украинская
Открытое занятие по познавательному развитию для детей старшей группы «Наряд для Золушки»
Открытое занятие по познавательному развитию для детей старшей группы
«Наряд для Золушки»
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательно – исследовательской деятельности «Наряд для Золушки»
Публикация «Открытое занятие по познавательному развитию для детей старшей группы „Наряд для Золушки“» размещена в разделах
Задачи: создать условия для расширения представлений детей о профессии швеи, развивать представления детей об инструментах и тканях, используемых в данной профессии, создать условия развития поисковой активности детей при ознакомлении со свойствами ткани, обеспечить условия для самостоятельного выбора партнёров, навыков взаимодействия, воспитывать у детей уважение к труду людей.
Ход ООД:
Дети входят в группу, здороваются.
Стук в дверь.
-Это группа «Васильки»? Вам просили передать письмо.
- Интересно, дети, кто же нам мог написать письмо? Как узнать?
Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте, милые дети, я думаю, что вы уже знакомы со сказкой «Золушка». Я ее крестная Фея. Уже совсем скоро наступит женский праздник и мне бы так хотелось порадовать Золушку – подарить красивый наряд. Но вот беда, моя волшебная палочка сломалась, и я не знаю, что мне делать. Ведь в сказке творит чудеса волшебство, а без него я бессильна. Я знаю, что вы можете мне помочь, посоветуйте, что мне нужно сделать для того, чтобы сшить наряд?»
- Ребята, поможем Фее? Чем мы ей можем помочь?
- Мы живем не в сказке, и по взмаху волшебной палочки в нашей жизни ничего не происходит. Для того, чтобы что-то изготовить - нужно потрудиться.
Дети проходят к столу, на котором лежит лэпбук.
- Ребята, что это? Как вы думаете? – самодельная книга, папка с картинками…
- Эта самодельная книга называется Лэпбук, что означает книга на коленях.
- О чём нас просила Фея? (что нужно сделать, чтобы сшить наряд)
- Кто мне скажет, где шьют одежду? – ателье, фабрика.
- Кто шьет одежду? - швея.
- Ребята, как вы думаете, легко ли сшить одежду?
- Ребята, давайте вспомним, люди каких профессий участвует в процессе изготовления одежды?
- Есть такие профессии, без которой в современном мире обойтись никак нельзя. Каждый день мы надеваем одежду, как правило, не задумываясь о тех людях, которые шьют ее для нас. Кто такие это люди? Мы с вами сейчас и узнаем.
Рассматривание книжки – раскладушки «Профессии людей, которые изготавливают одежду»
- Чтобы у людей была разная одежда, есть такие мастера, которые придумывают разнообразные модели одежды, создают рисунок, эскизы… Как вы думаете, кто они могут быть по профессии?
- А называются они – художники – модельеры. Посмотрите, какие замечательные эскизы одежды они создали.
- После того, как художник – модельер создал эскиз одежды, за работу принимается закройщик. Он снимает мерки с модели, составляет и делает выкройки, а затем кроет ткань. (показ выкройки с эскизом)
- Когда раскроена ткать, к работе приступает швея. Чем занимается швея?
- Правильно, швея шьёт одежду. А чтобы одежда стала нарядной, на помощь приходят дизайнеры, которые помогают её украсить.
- Люди, каких профессий принимают участие в изготовлении одежды? - художники – модельеры, закройщик, швея, дизайнер.
- Ребята, скажите, пожалуйста, а одежда у нас вся одинаковая?
- Какая бывает одежда? (летняя, зимняя, демисезонная)
- А что значит демисезонная? Когда мы одеваем такую одежду? (осенью, весной)
- Что мы носим зимой? Летом?
Игра «Сезонная одежда»
Деление на пары – снежинка, солнце, сосулька, листок.
- Из предложенной одежды, каждая пара должна выбрать ту, которая соответствует вашему времени году.
- Ребята, а одежда у нас сделана из одной ткани или разной?
- Правильно, одежду шьют из разных тканей. Посмотрите, какие бывают ткани.
Рассматривание образцов ткани.
- Посмотрите, одинаковые ли они?
- Чем отличаются?
- Какие они на ощупь?
- Какие ткани у тебя Миша?
- А у тебя Эвелина?
- Как вы думаете, что можно сшить из таких тканей?
Дидактическая игра «Что из чего?»
Блуза из шелка (какая) - шелковая
Рубашка из ситца (какая) - ситцевая
Жилет из бархата (какой) - бархатный
Платье из вельвета (какое) - вельветовое
Халат из фланели (какой) - фланелевый
Штаны из шерсти (какие) - шерстяные
Платок из шифона (какой) - шифоновый
Майка из трикотажа (какая) - трикотажная
Куртка из джинсы (какая) – джинсовая
Игра «Из каких материалов сделана одежда?»
-Ребята, как вы думаете, откуда берется ткань?
- Ткань ткут из ниток на ткацких станках, это очень трудная и кропотливая работа, которая занимает длительное время. Представьте, сколько необходимо сплести ниточек между собой для небольшого куска ткани.
Карточка «Хлопок» - Хлопчатобумажную ткань изготавливают из хлопка, который растет на полях в жарком климате. Хлопчатник похож на коробочки с ватой. Собирают хлопок и раскладывают на солнце сушить. Затем вяжут в тюки и везут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчёсывают и прядут в хлопчатобумажные нити, а уже из них ткут ткань.
- Что можно сшить из хлопчатобумажной ткани?
- Правильно, из хлопчатобумажной ткани портные шьют футболки, косынки, панамы, пижамы и разную летнюю одежду.
Карточка «Шерсть» - Тёплые ткани делают из шерсти овец. Овец на пастбище стригут, как и нас в парикмахерской – электрической машинкой. Постриглись овечки и опять пасутся на лугу, новую шерсть отращивают, а люди отправляют шерсть на прядильную фабрику, где её расчёсывают, прядут в шерстяные нити. Из такой теплой ткани в основном шьют теплую одежду: пальто, кофты, одеяла.
Карточка «Шёлк» - Кто же даёт нам шёлковые нити? Оказывается, шёлковую нить прясть не надо, её прядёт гусеница – бабочка, которую зовут тутовым шелкопрядом. Её так называют потому, что она ест листья тутового дерева и другой еды не признаёт. Перед тем как превратиться в куколку. Гусеница выпускает изо рта 2 паутинки, они склеиваются между собой в нить, которой гусеница опутывает себя с головы до ног. Получается шёлковый кокон, а в нём шёлковые нити. Их наматывают на катушку и везут на ткацкую фабрику. Из такой ткани обычно шьют легкую красивую одежду.
Карточка «Кожа» - кожу нам для изготовления одежды дают животные.
- Возьмите каждый по 2 карточки с одеждой и определите, из каких материалов они могут быть сделаны.
- Вот мы с вами выяснили, какая бывает одежда, из каких тканях её шьют. Ребята, как вы думаете, какие инструменты нужны для изготовления одежды? Хотите узнать?
Дети проходят к столу, где лежат инструменты.
- Посмотрите, здесь на столе разные инструменты, как вы думаете, людям каких профессий они принадлежат? Назовите эти инструменты и объясните, для чего они нужны.
( На столе разные инструменты: ножницы, булавки, нитки, наперсток, ткань, линейка, бумага для выкроек, сантиметровая лента, мел, журнал мод).
Опыт №1
- Ребята, вы хотите узнать, какими свойствами обладают ткани. Проходите за столы.
- Перед вами лежат лоскутки ткани. Возьмите и сомнем ее в руках.
- Что произошло с тканью? (помялась совсем немного, но ее можно выпрямить). А если ткань прогладить утюгом, она станет прежней.
Вывод: ткани мнутся, но их можно разгладить.
Опыт №2
- Попробуем порвать ткань. Рвется легко? (дети рвут и убеждаются, что порвать ткань почти невозможно).
Вывод: ткань трудно порвать руками.
Опыт №3 «Какую ткань легче резать?».
- Ребята, я предлагаю вам разрезать ткань ножницами – 2 типа ткани – тонкая и плотная.
Вывод: Чем тоньше ткань, тем легче ее порезать ножницами.
Опыт №4 «Все ли ткани пропускают воду?»
2 ёмкости – одна накрыта болонью, другая – ситцем. Одновременно на ткань наливаем воду. Ситец пропускает воду, болонья – нет.
- Это специальная ткань. Называется "Болонья" (от названия итальянского города Болонья, из которого происходит эта ткань) - ткань, сделанная с помощью химических веществ, нити этой ткани не встречаются в природе. Их придумал человек. Какую одежду можно сшить из болоньи? - из неё делают плащи, куртки и другую водонепроницаемую одежду.
Вывод: Не все ткани намокают и пропускают воду.
Опыт №5 «Ткань можно окрашивать»
- Ребята, как вы думаете, вот эта ткань подойдёт для платья Золушки?
Эта ткань белая, а Золушка хочет такую же красивую и яркую одежду, как ваша. Почему ваша одежда разноцветная?
- Верно, ткань, из которой сделана ваша одежда, окрасили на фабрике, и она получилась такая яркая.
В ёмкостях развили пищевой краситель. Дети берут прищепками лоскутки белой ткани и опускают в краску.
Вывод: ткань можно окрашивать.
Итог занятия
- Ребята, мы помогли Фее?
- К кому ей нужно обратиться, чтобы сшить наряд для Золушки?
- Расскажите, как происходит процесс пошива одежды (вспоминаем с детьми, люди каких профессий участвуют в процессе изготовления одежды, кто разрабатывает фасон, кто делает выкройку и т. д.).
- Дети, какие вы молодцы! Мы сделали доброе дело, помогли Фее. Я уверена, что Золушка не останется без прекрасного наряда. Ее крестная Фея будет теперь знать, куда ей нужно обратиться, чтобы сшить платье для Золушки.
- Ребята, а вы хотите сделать подарок для Золушки? Вы можете раскрасить готовые наряды или сами придумайте и нарисуйте для неё красивое платье.