Ирина Борисанова
Открытое занятие в старшей группе по экспериментальной деятельности «Удивительные свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять и систематизировать знания детей
о свойствах воздуха (невидим, прозрачный, воздух движется, воздух легче воды, источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде
Методы и приемы: постановка проблемного вопроса, беседа, рассказ воспитателя, опыты и эксперименты.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.
Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с водой, коктейльные
Публикация «Открытое занятие в старшей группе по экспериментальной деятельности „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
трубочки, салфетки, картон, апельсин, белые халаты, весы, воздушные шары.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости.
Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям.
-Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется!
Давайте поздороваемся. Доброе утро!
Звук электронного письма
Воспитатель: Ребята, мы получили письмо, давайте прочитаем его.
(Воспитатель читает)
«Дорогие ребята! Мне Кузя загадал загадку, которую я не могу отгадать. Помогите мне. Лунтик»
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем (воздух)
Воспитатель: А на нашей планете, есть воздух? А вы его видите? (нет). Значит, на нашей планете нет воздуха? (есть)
Тогда давайте это докажем!
Чтобы все узнать о воздухе, мы превратимся в ученых - исследователей и отправимся в лабораторию. Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?
Лаборатория – это место, где ученные проводят различные опыты и эксперименты.
В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не мешать друг
другу, работать аккуратно, громко не разговаривать.
В лаборатории все должно быть чисто, стерильно, поэтому мы все наденем белые халаты.
ОПЫТ№1 «Поймать воздух»
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Возьмите пакет. Что в нем? (он пустой)
Воспитатель: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом? (стал толстый и похож на подушку)
Воспитатель: А вы видите воздух в пакете? (нет, воздух он невидимый, Посмотрите через пакет, видите свою руку? (да)
Воспитатель: Значит какой, воздух?
Д – воздух прозрачный.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, чтобы увидеть воздух его надо поймать и поместить в оболочку.
Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик»
Максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.
Воспитатель приглашает детей пройти в лабораторию
ОПЫТ №2 «Воздух внутри нас».
На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит бусинки и коктейльные трубочки.
Воспитатель: Что вы видите в стаканчиках? (вода и бусинки)
Ребята, а можно без помощи рук заставить горошины двигаться? (предположения детей)
Возьмите трубочки и подуйте в воду.
Откуда в воде появились пузыри? (это воздух)
Что делают наши горошины? (они двигаются)
Что заставило их двигаться (воздух)
А откуда появился этот воздух (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку). Тем самым мы доказали, что в человеке есть воздух! Мы его вдыхаем и выдыхаем.
ОПЫТ№3. «Воздух есть везде»
Воспитатель: А теперь, ребята, возьмите камешки и опустите их в воду
Что происходит. Что увидели? (Пузырьки)
Воспитатель. Это пузырьки воздуха, которые вышли из камней. Камень тяжелый он тонет, а воздух – легкий, он поднимается вверх.
Закройте нос и рот. Долго человек может не дышать?
Без воздуха человек жить не сможет.
А теперь давайте докажем, что воздух есть и в пустой бутылке.
ОПЫТ№4 «Воздух расширяется и сжимается»
Воспитатель надевает на горлышко пустой пластмассовой бутылки воздушный шарик, затем ставит ее в миску с горячей водой.
Воспитатель: Что происходит с шаром? (он надувается)
Воспитатель: Воздух при нагревании расширяется.
(Воспитатель ставит бутылку в таз со снегом.)
Воспитатель: Что сейчас происходит с шаром? (шар сдувается)
Вывод: При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.
Воспитатель: Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка: Игра «Пузырь»
(дети встают и идут по кругу)
Он летел, летел, летел
И за веточку задел! (дети идут по кругу)
Хлоп и лопнул!» (сбегаются в кучку)
Воспитатель: Давайте проведем еще один эксперимент.
Игра «Узнай по запаху»
Воспитатель: Ребята, вдохните и выдохните несколько раз. Вы чувствуете какой-нибудь запах? (нет)
Воспитатель: Воздух не имеет запаха. Закройте глаза, я мимо вас пронесу предмет, а вы по запаху определите, что это? Что - то удалось почувствовать? (мимо пронести апельсин)
Воспитатель: Так воздух имеет запах? (ответы)
Чем пахнет в аптеке, в молочном магазине, в булочной? (ответы детей)
Воспитатель: Воздух имеет свойство переносить запахи.
А как вы думаете, имеет ли воздух вес? (ответы детей)
Давайте проверим.
(дети садятся)
ОПЫТ№5 «Воздух имеет вес»
Воспитатель: У меня в руках два шарика. Давайте их взвесим. Давайте надуем один шарик и посмотрим, какой шарик тяжелее? (надутый).
Вывод: Значит, воздух имеет вес.
ОПЫТ№5 (С бумажной салфеткой)
Воспитатель: А теперь возьмите салфетки, сделайте вдох и выдох.
Что происходит с салфеткой (салфетка шевелится)
Воспитатель: При выдохе, образуется движение воздуха (ветерок, он заставляет двигаться салфетку.
Вывод: Ветер – движение воздуха.
Воспитатель. Возьмите листок картона и помашите в сторону лица. Что вы почувствовали? Ветерок, т. е. воздух
Воспитатель: Я догадалась, почему Лунтик, не смог отгадать загадку, потому что на Луне нет воздуха.
Воспитатель: А ветер друг или враг?
Как вы думаете, чем опасен сильный ветер? (ломает, рвет, уносит, заметает)
А какую пользу ветер приносит?
(он разносит семена, животным помогает охотиться, сдувает пыль с листьев, птицам лететь помогает, опыляет растения).
Игра «Ветер – друг, ветер – враг»
Воспитатель: Давайте с вами поиграем. У вас на столе лежат круги красного и зеленого цвета. Посмотрите на экран. Если на картинке ветер, который приносит пользу – вы показываете зеленый круг, если вред – красный. Будьте внимательны.
Воспитатель. А теперь подумайте и скажите, где воздух чище : в городе или в лесу? Почему в городе грязный воздух? Посмотрите на экран.
(на экране картинки - воздух загрязняют заводы, машины загрязняют выхлопными газами, лесные пожары, свалки)
Воспитатель: Здоровье человека зависит от того, каким воздухом он дышит. Что можно сделать, чтобы воздух был чище? (сажать деревья, растения, не мусорить)
Давайте подведём итог. Мы теперь узнали много нового о воздухе, давайте закрепим наши знания.
(слайд символов свойств воздуха)
Воспитатель: Наша работа в лаборатории закончилась, я предлагаю всем снять халаты.
(дети встают полукругом)
Вы все прекрасно потрудились сегодня, и я хочу посвятить вас в юных эколят - защитников природы (детям вручаются медальки)
Я уверена, что вы будете беречь не только воздух, но и все живое на земле - птиц, леса, воду.
Нашим гостем тоже наденем медали, надеемся, что они тоже будут беречь природу.
Воспитатель: Ребята, белый голубь является символом мира и чистоты.
Давайте согреем его своим дыханием и потанцуем с ними.
Воспитатель: Всем спасибо!