Ульяна Коробова
Конспект НОД в старшей группе «Удивительное рядом»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Удивительное рядом»
(познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования)
Цель: систематизация и обобщение знаний детей о комнатных растениях.
Задачи:
уточнить представления детей о значении крахмала в жизни растений; о значении растений в жизни человека;
формировать умение рассуждать, сравнивать, обобщать;
закреплять в речи правильное произношение звуков;
развивать навыков речевого общения, внимания;
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Удивительное рядом“» размещена в разделах
воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности в процессе исследовательской деятельности; желание больше узнать об окружающих нас предметах и явлениях;
воспитывать бережное отношения к природе.
Обогащение словаря: символ, крахмал, кислород, скрипит, рассыпчатый, экологическая тропа, углекислый газ.
Материалы и оборудование: компьютер, видеоролик образование крахмала, магнитная доска, микроскоп, схема строения растения, чашки с сахаром, соль, сода, картофель, рис, хлеб, йод, пипетки, салфетки.
Ход:
1. Организационный момент
Дети стоят полукругом, перед ними находится стол со стоящими на нем комнатными растениями.
- Здравствуйте ребята! Посмотрите что находиться на нашем столе (ответы детей) (Комнатные растения). А теперь давайте подойдем поближе к комнатным растениям и поближе с ними познакомимся. Назовите их (фиалка, кактус, толстянка).
- Посмотрите, это растение называется Недотрога, вечноцвет, огонек, цветок Ванька мокрый. Он является одним из наиболее неприхотливых и легких для выращивания в домашних условиях растений. Цветок Ванька мокрый имеет еще и другое название – бальзамин. При хорошем уходе он может цвести практически круглый год. Название «Ваньки мокрого» растение получило на Руси из-за капелек прозрачной жидкости, которые появляются на листьях при обильном поливе. Таким образом, цветок избавляется от лишней жидкости. Давайте попробуем рассмотреть эти кристаллы под микроскопом.
- Как вы думаете, для чего в нужны комнатные растения? (Очищают воздух, выделяют, кислород, создают уют, красоту).
- Давайте вспомним, из каких частей состоят растения? (корень, один или много стебельков, листья, у некоторых есть цветы). (Рассматривают схему – строение растения).
- А теперь назовите ласково. Корень (корешок, стебель (стебелек, лист (листочек, листик, ветка (веточка, цветок (цветочек). Следите, пожалуйста, за правильным произношением звуков. Молодцы!
- Ребята, а скажите почему комнатные растения так называются? (ответы детей) А какие растения еще бывают? (которые растут на улице, в клумбах - садовые, на полях - дикорастущие) У кого дома есть комнатные растения, какие? (ответы детей)
Физкультминутка «Цветы»
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок.
(Дети поднимают и опускают руки.)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой.
Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай.
(Вращение головой.)
Стебель наклони слегка—
Вот зарядка для цветка.
(Наклоны.)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.»
(Встряхивания кистями рук.)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.
2 часть. Получение познавательной информации с использованием ТСО
- А чем питаются растения, что им нужно для жизни? (вода, свет). Оказывается, для того чтобы расти, растения вырабатывают еду для себя сами. А сейчас предлагаю посмотреть как это происходит (ТСО – видеоролик образование крахмала.)
слайд 1
3 часть. Опытно-исследовательская деятельность детей
- Ребята, чтобы познакомиться с крахмалом поближе, мы перейдем - мини-лабораторию.
- Здесь мы побудем в роли ученых.
- Садитесь на стульчики, не забывайте об осанке.
- Подготовимся к опыту: наденем халаты, шапочки
- Мы с вами увидели как вырабатывается крахмал. Посмотрите на экран, что это за растение? (картофель)
Слайд 3
В картофеле содержится очень большое колиячество крахмала. Посмотрите как это происходит …
Слайд 4
Посмотрите у меня в руках крахмал, полученый из картофеля. Рассмотрите его внимательно, какой он? (ответы детей) А сейчас мы с вами вместе попробуем его добыть….
Опыт №1.
Клубень картофеля натереть на мелкой терке в стеклянную емкость и оставить на несколько минут. Затем отжать натертую мякоть картофеля, а сок оставить еще на несколько минут. Как только крахмал осядет на дно, жидкость слить и дать полученному крахмалу просохнуть.
Опыт2.
- Посмотрите, перед вами на блюдце крахмал. Крахмал – это рассыпчатый порошок белого цвета. Именно такой крахмал у нас получится, когда вся вода испариться и крахмал, полученный из картофеля, высохнет
- Попробуйте, какой он на ощупь? (ответы детей).
- При сжатии порошка крахмала в руке он издаёт «скрип».
- Посмотрите, что произойдет, если капелька йода попадет в раствор крахмала (посинел).
- Да, действительно, если капнуть йод на продукт, содержащий крахмал, продукт окрасится в синий цвет.
- Давайте мы сами попробуем определить, в каких продуктах спрятался крахмал.
- Что для этого нужно сделать? (Ответы детей). Правильно, достаточно капнуть на них капельку йода.
- Перед нами в чашках различные продукты. Вы их узнаёте? (ответы детей).
- Давайте проверим, какие из них содержат крахмал.
Инструктаж по технике безопасности.
Самостоятельное проведение эксперимента.
- Сделайте вывод по эксперименту (соль не содержит крахмал, так как соль не растение, картофель, хлеб, рис содержат крахмал, потому что это растения).Посмотрите на экран и скажите, в каких из этих предметов содержиться крахмал?
Слайд 6
А как вы думаете, где еще применяют крахмал? (ответы детей) Правильно, крахмалом питаются не только растения, но и человек. Его используют для приготовления киселя, в производстве мучных изделий, повидла.
Слайд 7
Кроме продуктов питания крахмал используется для производства бумаги, текстиля, клеев, напитков, кондитерских изделий, фармацевтической промышленности и в производстве стройматериалов
- Работа в мини-лаборатории закончилась. Протрите руки салфеткой, снимите форму исследователей.
3 часть Рефлексия
Мы, действительно сегодня узнали, сколько удивительных секретов таится в мире растений: они сами вырабатывают крахмал, выделяют кислород, необходимый всему живому, поэтому мы должны беречь и заботиться о них.
- А сейчас я начну предложение, а вы продолжите: «Сегодня я узнал, что.». «Сегодня я научился…». «Мне понравилось…»