Галина Гаврик
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Удивительное рядом» в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Разновозрастная группа компенсирующей направленности «Ручеёк».
Всем известно - информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность.
Многие дети задумываются о таких явлениях, как замерзание воды зимой, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета. Словесно-логическое мышление детей формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы нашей группы компенсирующей направленности «Ручеек».
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности „Удивительное рядом“ в разновозрастной группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ценность реального эксперимента в отличие от мысленного заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления. Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности. Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям используется введенное Н. Н. Подъяковым понятие «детское экспериментирование». Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка.
Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Руководство процессом развития нестандартного мышления детей реализуется использованием различных методов и приемов активации познавательного интереса ребенка.
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом, и опыты выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п.
О чем должен помнить педагог, организуя экспериментальную деятельность детей?
• Критика – враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов.
• Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск решений.
• Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
• Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
• Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
• Подводить итоги эксперимента, задавая наводящие вопросы
Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком.
В результате экспериментирования дети нашей группы учатся :
• выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить;
• предлагать возможные решения;
• проверять эти возможные решения в деятельности;
• делать выводы в соответствии с результатами;
• делать обобщения.
Систематическое проведение экспериментов с детьми с особыми возможностями здоровья дало следующие результаты:
• дети умеют быть внимательными и сосредоточенными;
• четко выполняют инструкции;
• помогают друг другу;
• проявляют интерес и готовы узнавать новое;
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.
Хотелось бы думать, наша деятельность вдохновит и вас на придумки и открытия с детьми. Может быть изобретательская жилка дремлет в ваших детях и только ждет подходящего момента, чтобы проявить талант во всем своем многообразии.