Просцова Юлия Николаевна
Конспект открытого занятия по обучению грамоте «Лесная школа» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для выявления степени усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях за год обучения через игровую ситуацию.
Задачи:
Образовательные:
• закрепить понятия «гласный звук» и «согласный звук»,
• закрепить умение дифференцировать на слух гласные и согласные звуки,
• совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах,
• упражнять в определении места звука в слове,
• учить читать слова,
• закреплять умение составлять предложения,
Развивающие:
• развивать фонематическое, зрительное и слуховое восприятие,
Публикация «Конспект открытого занятия по обучению грамоте „Лесная школа“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
• развивать внимание, память, мышление,
• учить внимательно вслушиваться в речь взрослого,
• правильно отвечать на вопросы полными предложениями;
Воспитывающие:
• воспитывать самостоятельность, активность, коммуникативность, дружелюбие,
• воспитывать интерес к обучению грамоте.
Развивающая среда:
• музыкальные треки «Шум леса», «Волшебство»,
• магнитная доска,
• презентация к занятию,
• конверты с заданиями,
• фишки для звукового анализа по количеству детей,
• предметные картинки с изображением животных.
• пособие «Звуковые домики»,
• красный, синий и зелёный домики,
• карточки с буквами Л, И, С, А.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, сколько гостей у вас сегодня. Все они пришли, чтобы посмотреть, как проходят наши занятия и чему мы с вами научились. Давайте их поприветствуем.
Воспитатель и дети: Всем! Всем! Добрый день!
- Ребята, сегодня действительно хороший день, и он не просто хороший, он ясный, солнечный и теплый. Я очень рада видеть всех вас и мне хочется пригласить вас на прогулку!
- Становитесь в кружок!
- Для прогулки нам понадобится бодрость духа, дружеское взаимоотношение и, конечно, отличное настроение.
Психогимнастика
Настроение упало?
Дело валится из рук.
Но еще не все пропало,
Если есть хороший друг.
С делом справимся вдвоем,
С облегчением вздохнем!
Настроение поднимем,
И от пыли отряхнем. Разводят руки в стороны.
Бросают руки вниз.
Грозят указательным пальцем.
Хлопают в ладоши.
Берутся за руки.
Вздыхают.
Поднимают сцепленные руки вверх.
Отряхивают от пыли, улыбаются друг другу.
- Ребята, улыбнитесь друг другу!
- Вот теперь с хорошим настроением мы можем отправиться в путь.
Воспитатель:
Отправляться всем в дорогу,
Нам давно уже пора.
Чтоб в пути нам было легче-
Крикнем громко мы «Ура»!
II. Сообщение темы и цели
Звучит музыкальный трек «Шум леса».
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, куда мы с вами пришли?
Дети: Мы пришли в лес.
Воспитатель:
- А почему вы думаете, что мы пришли в лес?
Дети:
- Потому что мы слышим звуки природы, леса.
- Потому что мы слышим пение птиц.
Воспитатель:
- Ребята, что растет в лесу?
Дети: В лесу растут деревья, трава и цветы.
Воспитатель:
- А кто живёт в лесу?
Дети перечисляют животных.
- Как, одним словом, назвать всех этих животных?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель:
- Правильно, ребята, это дикие животные.
- Давайте закроем глаза и представим, что они не обычные, а сказочные.
Звучит музыкальный трек «Волшебство».
- Сказочные звери посещают лесную школу и также как и вы, любят играть со звуками и буквами. Они приготовили для вас интересные игры и задания.
III. Основная часть
1. Фонетическая разминка.
Воспитатель:
- Прежде, чем приступить к выполнению заданий, давайте подготовим наши язычки:
В некотором царстве,
Звуко-государстве,
Жили-не тужили,
С Язычком дружили:
Вопелочка: ААААА,
Ревелочка: УУУУУ,
Пищалочка: ИИИИИ,
Свистелочка: ССССС,
Звенелочка: ЗЗЗЗЗ,
Жужжалочка: ЖЖЖЖЖ,
Шипелочка: ШШШШШ.
2. Игровое упражнение «Разноцветные домики».
Воспитатель:
- Ребята, что мы с вами произносили?
Дети: Мы произносили звуки.
Воспитатель:
- А какие звуки мы произносили?
Дети: Мы произносили гласные и согласные звуки.
Воспитатель:
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
Дети: Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.
Воспитатель:
- Правильно. А каким цветом мы обозначаем согласные звуки?
Дети: Согласные звуки мы обозначаем синим или зелёным цветом.
Воспитатель:
- От чего это зависит?
Дети: Синим цветом мы обозначаем согласные твёрдые звуки, а зелёным – согласные мягкие.
Воспитатель:
- Молодцы ребята! Я вижу, вы готовы к выполнению заданий лесных жителей.
Задания лесных жителей находятся в конвертах.
Воспитатель достает первый конверт.
Воспитатель:
- А вот и первое задание! Интересно, от кого оно!
Воспитатель открывает конверт и с изображением Медвежонка, достаёт оттуда карточку с заданием.
Дети: Это задание от Медвежонка!
- Правильно догадались! Послушайте задание, которое приготовил для вас Медвежонок: «Лесные жители так долго гуляли в лесу, что заблудились и не могут найти дорогу домой. Помогите им найти свои домики. Подсказка: узнать в каком домике кто живёт можно по первым звукам в названии жителей».
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, перед вами три домика – красный, синий и зелёный.
- Как вы думаете, кто живёт в красном домике?
Дети: В красном домике живут те, чьё название начинается на гласный звук.
Воспитатель:
- А кто живёт в синем домике? В зелёном домике?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Молодцы! Приступаем к выполнению задания.
Каждый ребёнок берёт изображение одного лесного жителя и находит его домик.
Коллективная проверка выполнения задания.
3. Игровое упражнение «Звуковой домик».
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, а вот и Волчонок пришел с вами поиграть. Но в эту игру нужно играть сидя, поэтому пройдите на свои места.
Воспитатель:
- Волчонок приготовил для вас звуковые домики.
- Послушайте внимательно правила игры: я буду называть слово, вы должны услышать, где находится согласный звук [С] : в начале, в середине или конце слова, и поставить желтый квадрат в нужное окошко.
- Итак, начали!
- Где мы слышим звук [С], в слове: сыр, ананас, носки, сумка, маска, кактус, пылесос.
- Какое сложное задание приготовил для вас Волчонок, но вы отлично с ним справились.
- Молодцы, ребята!
4. Физминутка «Зайки танцевали»
Воспитатель:
А вот и конверт от Зайчонка. Он предлагает вам немного отдохнуть и сделать разминку.
5. Игровое упражнение «Живые звуки».
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите вот ещё один конверт. Интересно, от кого он? Давайте отгадаем загадку.
Всех зверей она хитрее,
Шубка рыжая на ней,
Пышный хвост её краса,
Это рыжая - …. (лиса!
- Смотрите в конверте карточка со словом ЛИСА. Кажется, я поняла. Нужно провести звуковой анализ этого слова.
Дети коллективно выкладывают схему.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята!
6. Игровое упражнение «Составь предложение».
Воспитатель:
- А вот и последний конверт – от Бельчонка.
Воспитатель читает задание: «Ребята, помогите мне составить предложение обо мне».
Игра «Живые слова».
Воспитатель:
-Молодцы ребята! Вы отлично справились с последним заданием!
IV. Итог
Воспитатель:
- А наша прогулка подошла к концу.
V. Рефлексия
Воспитатель:
Где мы сегодня с вами побывали? С кем мы встречались? Какие задания для вас приготовили ученики лесной школы?