Светлана Ковалева
Открытое занятие для детей в подготовительной группе «Путешествие в страну народных умельцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор конспекта ННОД: Ковалева Светлана Сергеевна, воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Светлячок» п. Кысыл-Сыр
Задачи приоритетной образовательной области:
Художественно-эстетическое: развитие изобразительной деятельности: учить детей расписывать чорон элементами якутских орнаментов: сердцевидный, арочный, гребенчатый, в виде нёба «Тангалай», вид урасы (ломаные линии).
Задачи ОО в интеграции:
Публикация «Открытое занятие для детей в подготовительной группе „Путешествие в страну народных умельцев“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Познавательное развитие: развитие любознательности, интересов детей,формирование интереса к культуре Якутии, знакомить детей с народно-прикладным искусством якутских мастеров;
Художественно-эстетическое: восприятие музыки
Речевое: обогащение активного словаря
Социально-коммуникативное: развитие взаимодействия со взрослым и сверстниками.
Физическое: овладение игровым упражнением с правилами, развитие мелкой моторики.
Предпосылки учебной деятельности: формирование умения слушать и слышать, выполнять инструкции взрослого, формирование умения выполнять по заданному образцу
Оборудование для педагога: Национальный костюм, чороны, образцы якутских орнаментов на слайдах, запись якутских мелодий, ТСО.
Оборудование для детей : силуэты чоронов, тонированных коричневым пластилином, стеки для процарапывания орнаментов, салфетки.
Ребята, давайте все вместе возьмемся за руки и скажем громко друг другу: «Добрый день!» А теперь шепотом. Так мы передаём своё тепло друг другу. Посмотрите вокруг, сколько радостных и счастливых лиц. Мы рады приветствовать дорогих гостей!
Сегодня мы отправимся в страну народных умельцев. Прежде чем нам отправится в страну народных умельцев, мы поприветствуем всё то, что нас окружает! «Игровое упражнение» :
Вот на земле огромный дом. Под крышей голубой (сложить ладони домиком над головой)
Живут в нём солнце, дождь и гром (обводят обеими руками «шар», имитируют «дождь» прыжки на двух ногах, ритмические хлопки «гром»)
Лес и речной прибой (руки вверх, пальцы растопырены «лес», пальцы в «замке» двигаются)
Живут в нём птицы и цветы (руки сложены «крылья», пальцы рук растопырены «цветы»)
Весёлый звон ручья (одной рукой «волна»)
Живёшь в том доме светлом ты (сложить «домик»)
И все твои друзья (руки на плечи соседей)
.
Педагог читает стихотворения якутского поэта Алексея Михайлова:
Я - якут, он якутянин. Русский он. Я россиянин.
И одни мы песни с ним поем.
Породнила нас работа. Подружила нас охота.
Мы в одной республике живем.
Под седыми небесами мы раздуем дружбы пламя
И расширим круг своих друзей.
Пусть становится все краше, пусть восходит братство наше
Словно солнце над страной моей!
(музыка)
Воспитатель: Ребята, о какой республике говорится в этом стихотворении? (ответы детей). В стихотворении говорится о Якутии; о нашей стране; о нашей республике.
Воспитатель: Правильно. В нем говорится о нашем крае - Республике Саха - Якутии. «Страной тысяч чудес» называют порой Якутию.
Якутия славится народными мастерами-умельцами. В длинные вечера они любят шить, вышивать, вырезать из дерева, из бересты различные предметы. Каждый народ носитель своей культуры. Сегодня мы отправимся на экскурсию в историю якутского народа и узнаем много нового об одном из классических видов древних якутских сосудов.
Что же это за предмет такой красивый, расписной? (показ детям деревянного чорона) (ответы детей)
Правильно, это чорон.
Воспитатель демонстрирует разные виды чоронов:
Слово «чорон» (чороон) произошло от «чорой», «чорот», что означает держать поднятым вверх, вытягивать. .Чороны – раньше вырезали из дерева, Нынче делают еще из керамики, металла.
(слайды) Чорон – любимый и обязательный предмет в жизни каждого народа саха, особенно он необходим в обрядовых церемониях и на празднике. Раньше такую чашу дарили каждому ребёнку при рождении. В чорон наливают кумыс. Кумыс – это напиток из кобыльего молока. Его подносят молодым на свадьбе, встречают гостей. Чорон у якутов является символом изобилия, богатства. Чороны бывают двух видов:
1) Мужские – на трёх фигурных ножках, окончания которых выполняются в форме конских копыт. Это связано с культом лошади в Якутии. Считается, что к обладателю такого чорона переходит сила и выносливость лошади.
2) Женские – это кубки на одной ножке, в виде шейки коновязи. А коновязь у якутов символизирует долговечность и гостеприимство.
Настоящий чорон заслуженно может считаться произведением искусства. Весь он покрыт чудесными орнаментами. Орнаменты на чоронах вырезали острыми ножиками. Их много, каждый имеет свое название (показ слайдов с якутскими орнаментами)
1. Этот орнамент называется арочный. На что он похож? (на дуги)
2. Этот орнамент называется «Вид урасы» (ломаные линии)
3. Орнамент в виде нёба «Тангалай»
4. Этот рисунок напоминает частые гребешки – гребенчатый орнамент;
5. Сердцевидный орнамент (на что он похож)
Орнаменты на чоронах выполняются ярусами или поясами. Обычно их бывает:
1) три – это число мира;
2) семь – это счастливое число у якутов;
3) девять – это священное число для якутов.
Чем больше поясов или ярусов, тем больше почёта для человека.
Мастер, который его делал, пел песню, чтобы чорон из под его рук вышел радующий глаз.
Посмотрите как светло и ровно
Похож на задушевный разговор
По стенкам деревянного чорона
Бежит и не кончается узор.
- Сегодня у нас своя народная мастерская.
– Ребята, представьте, что вы стали мастерами, вам нужно украсить чорон орнаментами, с которыми мы сегодня познакомились Будем украшать наши чороны, которые я подготовила заранее. Подумайте, какими орнаментами, вы будете украшать и в каком порядке расположите их. (Раздаю силуэты чоронов, тонированные коричневым пластилином и стеки для прорисовывания узоров). Начинать рисовать пояса узоров нужно сверху чорона. Чтобы работа спорилась, будем выполнять её под чудную якутскую мелодию.
- Скажите, пожалуйста, как процарапывать орнамент? (Процарапывать стекой до картона, лишний пластилин убирать на салфетку)
– Приступайте к работе (звучит якутская национальная музыка). Во время рисования слежу за техникой выполнения работы. Индивидуальная работа с детьми. работы
В процессе работы провожу пальчиковую игру.
Пальчиковая игра:
У овечек на шубках колечки
Те овечки пасутся у речки (пальцами по очереди делать колечки)
А пастух на пригорке у дерева, (гора)
На свирели играет затейливо (играть на свирели)
Быстро бегают ловкие пальчики.
На поляне цветут одуванчики (изобр-ть цветы)
Колокольчик под ветром колышется (покачать кистями рук)
Нам мелодия чудная слышится (кисть правой руки прижать к правому уху, прислушаться)
Подведение итогов: рассматривание чоронов детей.
- С каким декоративно-прикладным якутским искусством вы сегодня познакомились? (с изготовлением чоронов)
- Что такое чорон? (Чороны – это деревянные чаши или кубки)
- Что наливают в чорон? (кумыс)
- Что такое кумыс? (напиток из кобыльего молока)
- Что вы узнали об истории чорона? (Чорон обязательный предмет в жизни каждого, даже современного якута, он необходим в обрядовых церемониях и на празднике) .
Рассказать о своей работе, какие орнаменты использовали в украшении чорона.
Рефлексия
С давних пор начало лета отмечается кумысным праздником ысыах. Зеленый наряд ожившей природы, звонкая трель жаворонка влекли к веселью, танцам, пению.
Сейчас мы с вами исполним якутский танец с чоронами.
(Звучит якутская национальная музыка. Дети исполняют танец с чоронами.)
Выставка работ.