Лариса Меретукова
Конспект НОД по изодеятельности «Путешествие в страну народных умельцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие творческих способностей детей.
Задачи: Учить детей находить сходство и различие в декоративной росписи городецких, хохломских и гжельских мастеров. Продолжать приобщать детей к исконно русским промыслам. Закреплять полученные навыки в рисовании предметов округлой формы (завиток) умение дополнять его деталями, соответствующими определенному виду росписи, умение сочетать цвета. Воспитывать у детей любовь к народному творчеству, эстетический вкус.
Словарная работа:утварь, завиток, фарфор, оживки.
Публикация «Конспект НОД по изодеятельности „Путешествие в страну народных умельцев“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Материалы и оборудование:"Волшебная книга" в виде книги-раскладки, наборы хохломской, городецкой утвари и фарфоровой гжельской посуды, дидактическая игра "Собери картинку" (хохломская тарелка, письмо, крупный "Строитель" для лабиринта с двумя выходами, облако и капли.
Для рисования:тонированные листы (красные, черные, желтые, белые, палитра, кисти, краски, салфетки, вода.
Воспитатель:
-Дети, вы любите сказки? (ответы детей)
-А как можно попасть в сказку? (ответы детей)
-Чтобы рпопасть туда, нужно выбрать самый сказочный транспорт. Как вы думаете, какой? (ответы детей) Конечно же это ковер-самолет! (Приглашает детей занять места на ковре)
-А поможет нам путешествовать по сказке вот эта волшебная книга. (Звучит музыка)
Над горами, над морями
Мы летим за чудесами.
Ничего мы не боимся,
Быстро в гости к сказке мчимся.
В ожидании удивления
Сядьте в мягкие сиденья,
Потянитесь, наклонитесь (дети повторяют движения вслед за словами)
В чудной сказке окажитесь!
(Раскрывает книгу на странице с хохломской росписью)
-Давным-довно поселился в лесу за рекой Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам не забывал пшена насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой, задела ее другим крылом, и появились на чашке завитки зеленые, с ягодами алыми да цветами золотыми.
-Дети, как вы думаете, в какую деревеньку мы попали? (Ответы детей)
(Подвести детей к столу с хохломской утварью)
Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша Хохлома.
-Дети, давайте рассмотим, что за предметы делали хохломские мастера? (Ответы детей)
-Как можно назвать все это одним словом? Правильно: утварь, то есть предметы быта, которыми пользуются каждый день.
-А из какого материала делали утварь хохломские мастера? (Ответы детей)
-Давайте подробно рассмотрим, каким рисунком разукрашены эти предметы? (Ответы детей)
-Да, здесь ягоды, цветы, листочки, травка.
-А на чем они расположены? (Ответы детей)
-Правильно, они расположены на красиво изогнутых веточках, которые называются завитки. Хохломские мастера брали свои рисунки из природы. Как выглядят эти изделия? (Ответы детей)
-Конечно, они очень веселые, яркие, будто золотом горят! Посмотрите на цвета, которыми выполнены росписи. Как много здесь золотого цвета! А в сочетании с черным или красным он выглядит особенно красиво!
(Звучит русская народная мелодия)
-Дети, посмотрите, кто к нам пришел! (Входит Мастер)
Мастер: Здравствуйте, дети! Понравились вам наши изделия? (Ответы детей)
Вы так хорошо разбираетесь в хохломской росписи, что я решил подарить вам на память игру "Собери картинку".
Воспитатель: Спасибо, Мастер, а нам пора в путь! А пока мы будем лететь дальше, мы поиграем с вами в эту игру. (Сидя на ковре-самолете собирают картинку)
Звучит музыка
(Воспитатель раскрывает книгу на следующей странице - Гжель)
-Дети, мы с вами подлетаем к деревеньке, где сейча идет веселая ярмарка.
Фарфоровые чайники
Подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Ее названье -. (Гжель)
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой.
Не встретите на свете вы
Красоты такой.
(Подвести к столу с гжельской посудой)
-Дети, как вы думаете, какой материал используют для изготовления фарфоровой посуды? (Ответы детей)
-Правильно, именно из белой глины делают фарфоровую посуду.
-А каким красками расписывают Гжель? Есть ли здесь такое разноцветье, как в Хохломе? (Ответы детей)
-Правильно, расписываю гжельскую посуду только синей и голубой краской. Больше такую посуду не делают нигде в мире. За что же любят люди Гжель? Сами гжельцы говорят, что небо у них синее-синее, как нигде в России. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор - красота, да и только!
Изображали гжельские мастера сказочных животных, птиц, цветы. Рисовали также различные узоры из сеточек, полосок, точек. И все это: и цветы, и веточки, завитки и листочки - синие и голубые. Очень затейливая, нарядная получилась роспись. Полюбилась она людям и стали называть ее "нежно-голубое чудо".
-Дети, посмотрите, здесь какой-то конверт. Давайте посмотрим, что в нем. Какие-то разноцветные листы. А, вот и письмо:(Читает)
"Дорогие дети! Недавно над нашей деревушкой пролетел сильный ураган и принес нам эти листы. Мы долго думали, как их разложить в порядке, чтобы разрисовать их, но так и не придумали. Может вы поможете нам? С уважением, гжельские мастера. "
Воспитатель: Ну что ж! Наш ковер-самолет зовет нас в путь. Давайте займем свои места и пока мы будем лететь в следующую сказку, попробуем разобраться с этими листами.
Мы уже знаем, что на красном и черном фоне рисуют хохломскую роспись, а на белом - гжельскую роспись. Можем разложить эти листы? Так, у нас еще остались желтые листы. Какой росписью их можно разрисовать? (Ответы детей)
Правильно, городецкой. Но прежде, чем рисовать, давайте посмотрим, что же ждет нас в славном городе Городце!
Звучит музыка
(Открывает Волшебную книгу на следующей странице - Городец)
Что за чудо, что за диво,
Как здесь ярко и красиво!
Вот он - город Городец,
Здесь каждый мастер - молодец!
Доски, сундуки, посуда,
Расписные миски, блюда!
Птицы райские повсюду
На удивленье всему люду!
Очень яркие цветы
Небывалой красоты!
Эти краски - рук творенье
Мастерам всем восхваленье!
(Подвести детей к столу с городецкой утварью)
-Посмотрире, что расписывали городецкие мастера? (Ответы детей)
-Из чего делали эти изделия? (Ответы детей)
-Из каких элементов состоит городецкий узор? (Ответы детей)
-А как называют цветы в городецкой росписи? (Ответы детей)
-Каким цветом они выполнены? (Ответы детей)
-А как городецкие мастера получили розовый цвет? Голубой? (Ответы детей)
- Как называются маленькие черточки, дуги, точки на цветах и листьях? Почему? (Ответы детей)
-Каким цветом выполнены оживки на розанах и бутонах? А на листьях? (Ответы детей)
-Оживки можно рисовать только после того, как высохнет основная краска.
-Ну чт ож, нам пора возвращаться в детский сад. Да вот незадача: ковер-самолет ведь сказочный, поэтому он должен остаться здесь, в сказке. Как же нам добраться домой? (Ответы детей)
-Придется идти домой пешком. Нужно будет петлять по тропинкам, пробираться сквозь дремучую чащу. Готовы ли вы преодолеть трудности? (Ответы детей) Тогда в путь по лабиринту! Мальчики должны найти один выход, а девочки другой.
(Дети выполняют задание) Гремит гром
-Но что это? Кажется, скоро будет дождь!
Капля первая упала - кап, кап, кап!
И вторая прибежала - кап, кап, кап!
Мы на небо посмотрели -
Капельки - кап, кап! - запели.
Намочиличь лица - мы их вытирали, (Дети имитируют движения)
Туфли, посмотрите, мокрыми стали.
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем.
От дождя убежим,
Под кусточком посидим.
-Дети, давайте вернемся в детский сад, пока мы окончательно не промокли!
(Дети рассаживаются за столы)
-Вот теперь мы можем с вами разрисовать листы, которые нам прислали гжельские мастера. Но прежде давайте сравним все росписи и посмотрим, что же в них общего, и в чем различие.
(Воспитатель разворачивает Волшебную книгу полностью)
-Итак, что общего во всех этих росписях? (Ответы детей)
-А чем они отличаются? Назовите элементы хохломской росписи, гжельской, городецкой. (Ответы детей)
-А теперь минутку подумайте, какая роспись вам по душе и возмите соответствующий лис.
(Воспитатель раздает детям тонированные листы. Дети разрисовывают их. По мере необходимости воспитатель помогает)
-Очень красивые у вас получились росписи. Давайте разложим их возле нашей Волшебной книги, пусть подсохнут.
Теперь вы тоже стали немножко мастерами. А когда вы научитесь хорошо рисовать, мы попробуем расписать настоящие изделия из дерева и глины. Согласны?
А теперь вернитесь к своим рабочим местам, аккуратно соберите использованные палитры и салфетки на поднос, промойте кисточки. Краски мы закроем после того, как они просохнут.
(Дети выполняют указания воспитателя)