Елена Францева
Отчёт за 2017–2018 учебный год по ДОП для детей 5–6 лет «Экономика для дошколят»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Королёв Московской области
«Детский сад компенсирующего вида № 12 «Сказка»
ОТЧЁТ
по реализации дополнительной образовательной программы
«Экономика для дошколят»
для детей 5-6 лет с нарушением зрения
за 2017 – 2018 учебный год
Материалы подготовили:
Францева Е. В., учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Лавриненко Ю. Ю., воспитатель
май 2018
г. о. Королёв МО
Публикация «Отчёт за 2017–2018 учебный год по ДОП для детей 5–6 лет „Экономика для дошколят“» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
В течение 2017-2018 учебного года в МБДОУ «Детский сад № 12» реализовалась ДОП в форме кружка «Экономика для дошколят» по социально-коммуникативному развитию.
Образовательная деятельность организовывалась по четвергам во второй половине дня.
Продолжительность – 25 минут; возраст детей 5-6 лет с нарушением зрения.
Программу разработал:
учитель-дефектолог (тифлопедагог) Е. В. Францева.
Программу реализовывали:
учитель-дефектолог (тифлопедагог) Е. В. Францева;
воспитатель Ю. Ю. Лавриненко.
Цель программы: формирование целостного представления о социальном и финансовом образовании детей.
Задачи рабочей программы:
• Познакомить детей со сложным миром предметов и вещей (как результата труда людей, человеческих взаимоотношений;
• дать представления про взаимосвязь между этическими и экономическими категориями : деньги, труд, товар, цена, с одной стороны, и честность, щедрость, экономность — с другой;
• познакомить с элементарными экономическими понятиями, со способами зарабатывания денег и разумной их трате;
• пробуждать здоровый интерес к деньгам, учить бережному отношению с деньгами;
• учить решать простейшие экономические задачи;
• развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения.
Актуальность
Раннее детство является наиболее сенситивным периодом для положительного воздействия. Развитие детей в этот период сильно зависит от окружающей их среды, а эффект от обучения в этот период остается на всю жизнь. Крайне важно, что образовательные программы по приобретению жизненных навыков, такие как «Афлатот», также разработаны для этой возрастной группы детей.
Программа «Афлатот» опирается на Международный проект «Афлатун» и представляет систему обучающих и развивающих занятий по формированию социальной и финансовой грамотности детей. Реализация программы направлена на формирование первичных экономических представлений и компетенций, развитие экономического мышления дошкольников, воспитание социально-личностных качеств в сфере экономики. Содержание программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей : социально - коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Знакомство с миром экономики и финансов разворачивается в определенной логике: от осознания собственного опыта к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий.
Методическое обеспечение:
В реализации ДОП «Экономика для дошколят» использовались методические рекомендации и практические материалы следующих авторов:
1. Играем в экономику : комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры / авт. -сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.
2. Рабочая тетрадь серии «Афлатот», книга 1.
3. Шорыгин Т. А. Беседы об экономике : Методические рекомендации. – 2-е изд. ,испр. И доп. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 96 с. – (Вместе с детьми).
Принципы содержания ДОП:
- личностно ориентированный подход;
- индивидуально-дифференцированный подход;
- целостное развитие ребенка и готовность личности к дальнейшему развитию;
- опора на предшествующее развитие ребенка.
Образовательная деятельность ДОП «Экономика для дошколят» организовывалась в соответствии с методическими рекомендациями ГБОУ ВО МО АСОУ по следующим модулям, темам и рабочим тетрадям «Афлатот» I часть:
Модули программы Тема занятия
Модуль 1: Знакомство с Афлатуном.
Занятие 1: Путешествие Афлатуна.
Занятие 2: Песня Афлатуна. Занятие 3: Птичка Синта.
Занятие 4: Коробка для Путешествий с Афлатуном.
Модуль 2: Я во многом особенный.
Занятие 5: Я знаю, как меня зовут.
Занятие 6: Я живой.
Занятие 7: Я могу двигать своим телом.
Занятие 8: Я могу видеть, я могу слышать.
Модуль 3: Наши семьи важны для нас.
Занятие 9-10: Я могу нюхать и пробовать. Я могу самовыражаться с помощью своего тела.
Занятие 11: Вот самые важные люди в моей жизни.
Занятие 12-13: Малыш в корзине. Я и моя семья счастливы вместе.
Модуль 4: Мы многое делаем вместе с членами наших семей.
Модуль 5: Мы многое делаем друг для друга.
Занятие 14: Понятие труда.
Занятие 15: Почему важно помогать по дому.
Занятие 16: Сказка про Льва и Мышку.
Занятие 17: Узы дружбы.
Результативность ДОП «Экономика для дошколят» :
у воспитанников реализация ДОП «Экономика для дошколят» способствовала:
1. Социальному развитию: понимание других, умение общаться, делиться и заводить друзей - все это сфера межличностного взаимодействия и развития. К нему, в первую очередь, относится умение устанавливать контакт и позитивно взаимодействовать с другими.
2. Эмоциональному развитию: самосознание, уверенность в себе, умение владеть своими чувствами и понимать их, формирование чувства собственного достоинства и самовосприятия и, в то же время, способность понимать и сопереживать другим людям.
3. Когнитивному развитию: познание социального мира, включая базовые финансовые и социальные понятия, такие, как экономия и бережное отношение к ценным для нас вещам. развитие творческих навыков.
4. Использование элементов РППС с коррекционной направленностью в игровой деятельности по социальному и финансовому образованию «Коробка для игр с Афлатуном».
5. Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики и тактильной чувствительности посредством авторских игровых пособий.
для педагогов:
1. В рамках академической (пилотной) площадки ГБОУ ВО МО АСОУ Международного проекта «Афлатун: социальное и финансовое образование детей» участие в Международном конкурсе методических материалов «Уроки финансовой грамотности» и ЗАЩИТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ФИНАЛЕ КОНКУРСА (Сценарий занятия по финансовой грамотности для детей 5-6 лет с нарушением зрения в рамках реализации ДОП (кружка) «Экономика для дошколят». Тема: «Нам всего шесть лет, но мы учимся формировать бюджет!») (апрель 2018 г.).
2. Разработка и апробация авторских игровых пособий по социальному и финансовому образования детей дошкольного возраста с нарушением зрения I части рабочей тетради «Афлатот» (октябрь 2017 – апрель 2018 г.).
3. Представление опыта по реализации проекта «Играем с Афлатуном» (Игровые пособия как средство социального и финансового образования детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» на педагогическом часе МБДОУ «Детский сад № 12» для педагогов (май 2018 г.).
4. Представляется проекта «Играем с Афлатуном» на конкурсе Премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье -2018» (май 2018 г.).
5. Создание видеоролика «Виртуальный творческий отчет пилотных площадок» по апробации программы «АФЛАТОТ: социальное и финансовое образование детей дошкольного возраста» и размещение его в сети Интернет на ресурсе https://www.youtube.com/ (май 2018 г.).
для родителей (законных представителей) :
1. Знакомство с направлением ДОП на 2017-2018 учебный год «Экономика для дошколят» на родительском собрании (сентябрь 2017 года).
2. Фотоматериалы (в течение учебного года) и видеоролик по реализации ДОП «Экономика для дошколят» в сети Интернет на ресурсе https://www.facebook.com/lavrin.yuliya/videos/886185114839624/ (май 2018 г.).