ТАМИЛА РАМАЗАНОВА
Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 «Орленок»
городского округа «город Дагестанские Огни»
Отчёт
по теме самообразования:
«Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3-4 лет»
Подготовила воспитатель:
Рамазанова Т. Ш.
2021-2022гг
Отчё т по теме самообразования:
Публикация «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
«Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3-4 лет»
Работая по программе «От рождения до школы», воспитатель заботится о всестороннем развитии ребёнка. Но все задачи развития и воспитания детей он сможет полноценно решить только при условии правильного обучения речи.
Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить.
Основной целью моей работы я ставлю Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создать условия для развития речи детей посредством дидактической игры.
Одна из задач была - подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом. Во все занятия и режимные моменты я включала речевые дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением. Чтобы дети вновь проявили интерес к какой-то игре очень важно обратить внимание на то, как закончить игру. Это может быть чествование победителей, сообщение о новом варианте знакомой игры и т. д.
Для реализации цели я выдвинула следующие задачи:
повысить собственный уровень знаний путём (изучения необходимой литературы, самообразования, выхода на интернет-сайт);
повысить компетентность родителей в вопросе влияния дидактических игр на развитие речи детей дошкольного возраста;
обогатить предметно-развивающую среду группы;
подготовка консультаций для родителей по данной теме;
составление картотек дидактических игр по развитию речи;
создание «Педагогической копилки» ;
укрепить связи между детским садом и семьёй.
Для решения мною поставленных задач я использовала следующие
методы и приемы:
- наблюдения
- разнообразные виды дидактических игр
- беседы
- чтение художественной литературы
- артикуляционная гимнастика
- разучивание стихов, песен, потешек
- слушание аудиозаписей (сказки, песни)
- демонстрация картин и иллюстраций.
В начале учебного года, наблюдая за детьми, во время занятий, во время игр, констатировала, что многие дети говорят только отдельные слова (мама, дай, пить, и т. д., некоторые дети как будто стеснялись разговаривать, хотя дома девочка рассказывала маме, в какие игры она играла. Почти все дети уже владели навыками самообслуживания: умели держать ложку, чашку.
На занятиях по развитию речи старалась брать подгруппу детей с разным уровнем развития, дети неуверенные и дети, более активные. Мною было замечено, что это даёт положительные результаты. Все занятия проводились в игровой форме, обязательно был сюрпризный момент.
Одно из направлений моей работы - расширение и обогащение словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами. Для этого я использовала лексико-грамматические игры, например, «Назови три слова», «Олины помощники» (употребление глаголов, «Что вы видите вокруг?» (употребление названия предметов, «Скажи, какое» (подбор прилагательных).
Все дети любят загадки, с восторгом стараются их разгадать. Поэтому я предлагала детям игры, где требуется отгадать различные загадки. И совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого - либо или что - либо, формируют быструю реакцию на слово.
Параллельно с работой с детьми я вела большую работу с родителями. Специально для родителей разработала и подобрала цикл консультаций, которые помогают родителям узнать о разнообразии дидактических игр и их значимости в речевом развитии дошкольников : «Речевая азбука для родителей и дошкольников», «Играйте вместе с детьми», «Пальчиковые игры», «Давайте поиграем» и другие.
Изготовлены дидактические игры : «Кто у кого?», «Собери бусы», «Четвёртый лишний», «Назови одним словом», «Когда это бывает» и другие. Составлена картотека игр.
Результат моей работы: в дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия педагога с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие. Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности работы, а также обеспечивается психологический комфорт; дети запоминают большое количество речевого материала и активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление).
В результате проделанной работы к концу учебного года у детей повысилась речевая активность, увеличился словарный запас. Стали гораздо лучше разговаривать, составлять предложения из двух- трёх слов, активно произносить новые слова по образцу, использовать предметы по назначению (набор посуды для приготовления пищи и т. д.). Запоминать стихи, потешки. И с удовольствием их повторять. Научились общаться со сверстниками.