Анна Владимировна Власова
«Ранняя весна». Календарно-тематическое планирование в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Ранняя весна»
Цель: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе, закреплять знания о весенних месяцах, выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой. Формировать интерес и любовь к природе.
Срок реализации: 10.03–14.03.25г
Итоговое мероприятие: Выставка детских работ «Весенние фантазии». Дата, время проведения итогового мероприятия: 14.03.25г. Ответственный за проведение: воспитатели
Групповая, подгрупповая Индивидуальная работа Образовательная деятельность в режимных моментах.
Понедельник 10.03.2025г.
Утро
1. Прием детей.
2. Утренняя гимнастика.
3. Беседа «Ранняя весна». Задачи: содействовать расширению представлений о ранней весне, ее признаках, способствовать активизации словарного запаса, развитию умения отвечать на вопросы воспитателя, поддерживать беседу.
Д/и «Когда это бывает?». Задачи: содействовать развитию умения грамматически, верно, формулировать вопросы по картинкам, поддержанию познавательного интереса.
Дежурство по столовой.
Назначение дежурных.
Цель: учить детей выполнять обязанности дежурных по столовой. Правильно, последовательно сервировать стол. Воспитывать аккуратность, ответственность.
НОД
Музыка (по плану музыкального руководителя)
Художественное творчество. Лепка (по плану педагога по изодеятельности)
Основы науки и естествознания
Тема: «Ранняя весна»
Цель: обобщать, систематизировать представления детей о признаках ранней весны, об изменениях, происходящих в живой и неживой природе; показать детям на наглядной модели причину смены времен года, причину образование ноздреватого снега; развивать логическое мышление, уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить предположения и делать выводы; формировать представление о том, что опыт – один из способов познания окружающего мира
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Отгадай загадки.
3. Беседа «Ранняя весна и ее приметы»
4. Физминутка «Если речка голубая, пробудилась ото сна…»
5. Д/и «Назови действие, которое происходит весной».
6. Итог занятия.
Прогулка 1 Наблюдение за сезонными изменениями
Цель: формировать понятия о смене времен года; дать представление об особенностях каждого сезона.
Март — первый весенний месяц. Но поглядите в окно: идет снег, ветер качает голые сучья деревьев. Все по-зимнему, и не верится, что зима уже позади. А весна все-таки приближается.
Март — это весна света. Выдаются такие деньки, когда с утра разойдутся тучи, выглянет солнце и осветит укрытую снегом землю. Вот тут-то сразу и скажешь, что метелям и вьюгам приходит конец. Невольно жмуришь глаза, и не хочется уходить со двора.
Воспитатель задает детям вопросы:
Подвижные игры: «Кто останется в кругу?», «Живой лабиринт».
Цель: развивать чувство равновесия, ловкость, быстроту движений; тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалки.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: упражнять в беге на скорость, совершенствовать технику прыжка в длину с места.
Ситуативный разговор: «Правила поведения на участке д/сада во время прогулки»
Цель: учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке д/с.
Перед сном
Чтение стихотворения С. Городецкого «Весенняя песенка». Задачи: побуждать детей отвечать на вопросы по содержанию произведения, выявлять в тексте выразительные средства языка.
После сна
1. Подъем детей.
2. Ходьба по массажным коврикам.
3. Игра малой подвижности «Мы пришли в весенний лес». Задачи: способствовать развитию творческих способностей, фантазии, умения импровизировать. Игра «Посчитай-1,2,5».
Цель: согласование имени существительного с числительными. Один ручей – два ручья – пять ручьев. Одно дерево – два дерева – пять деревьев.
Одна сосулька – две сосульки – пять сосулек. И т. д. С Матвеем. Беседа «Можно ли бегать в группе?». Цель: закрепить правила поведения в детском саду.
НОД
Развитие речи Тема: «Звуки С- Ш». Цель: учить детей анализировать звуки С и Ш в сравнительном плане; упражнять детей в звуковом анализе слов. Конспекты занятий III периода О. С. Гомзяк, занятие 25, стр. 25
Прогулка 2
Подвижные игры: «Кто останется в кругу?», «Живой лабиринт».
Цель: развивать чувство равновесия, ловкость, быстроту движений; тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалки
Д/и «Один – много»
Цель: согласование числительных и имен существительных (лужа-лужи) Ситуативный разговор «Гололед».
Цель: формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности при неблагоприятных природных условиях.
Вечер Рассматривание альбома «Весенние месяцы». Задачи: способствовать расширению представлений детей о весенних месяцах, развивать разговорную речь, память; воспитывать любознательность. Настольно-печатная игра «Времена года». Цель: актуализировать и систематизировать знания детей о временах года, связанных с ними явлениях природы, характерных событиях в жизни людей.
Трудовое поручение: убираем игрушки.
Цель: выполнять индивидуальные и коллективные поручения, видеть значимость труда.
Вторник 11.03.2025г.
Утро
1. Прием детей.
2. Утренняя гимнастика.
3. Пальчиковая гимнастика «От сосулек — звон, звон!». Цель: развивать мелкую и общую моторику, словарь.
4. Артикуляционные упражнения
Упражнение на дыхание «Капель стучит по крыше» 1-плавный вдох, удары указательным пальцем правой руки по левой ладошке; 2- на выдохе произносить: «Тдд-тдд! Тдд-тдд! Повторить 3-4 раза.
Д/и «Чего не бывает весной»
Цель: развивать знания детей о временах года.
Дежурство в уголке природы: полив цветов, рыхление почвы. Цель: способствовать формированию соответствующих навыков трудовой деятельности. Побуждать ответственно выполнять обязанности.
НОД
Хореография (по плану педагога по хореографии)
Развитие речи
Тема: «Природа ранней весной».
Цель: формировать представления детей о ранней весне и ее приметах; уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «ранняя весна»; совершенствовать ЛГСР (образование однокоренных слов КАПЛЯ, КАПЕЛЬКА, КАПАТЬ, КАПЕЛЬ, КАПАЮЩИЕ);
Ход занятия:
1 Организационный момент.
2 Звучит отрывок из музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года» - «Подснежник».
3 Пословицы о весне.
4 Игра с мячом.
5 Физкультминутка «Солнышко, солнышко золотое донышко»
6 Дидактическая игра «Почемучка?» - дети должны задать друг другу вопросы по теме «Ранняя весна»
7 Дидактическая игра «Подели словечко»
8 Итог занятия.
Прогулка 1 Наблюдение за воробьем
Цель: продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о знакомой птице — воробье; обогащать словарный запас художественным словом о воробье; активизировать внимание и память; учить видеть изменения в поведении птиц с приходом весны.
Ход наблюдения: Воспитатель задает детям вопросы: Какие изменения произошли в жизни воробья с приходом весны? Где любят жить воробьи — в лесу или по соседству с человеком? Почему? Кого боятся воробьи? Чем они питаются весной? Как люди должны заботиться о птицах?
Подвижные игры: «Перелет птиц».
Цель: учить бегать по всей площадке, не стоять у стенки, влезать на свободное место, уступая друг другу; слезать до конца, не спрыгивая; развивать ловкость, внимательность.
Индивидуальная работа: (физкультурно-оздоровительная): «Допрыгай до меня». - закрепление умения держать равновесие при прыжках на одной ноге.
Беседа с детьми «Где можно играть?» Цель: формировать представление дошкольников о безопасности на улицах и дорогах. Убедить детей в опасности проведения игр на проезжей части улицы (дороге). Объяснить, почему нельзя играть на улице и дорогах. Обозначить места для игр и катания на самокатах, детских велосипедах, лыжах, санках и коньках.
Перед сном Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится». Цель: учить воспринимать содержание стихотворения эмоционально.
После сна
1. Подъем детей.
2. Ходьба по массажным коврикам.
3. Просмотр развивающего мультфильма «Уроки тетушки Совы - Времена Года – Март». Задачи: способствовать развитию познавательного интереса к окружающему миру.
Игра «Слова – признаки»
Назови слова-признаки»
Солнышко (какое) – яркое, весеннее, лучистое, теплое.
Травка (какая) – молодая, зеленая, первая …
Весна (какая) – долгожданная, ранняя, теплая, поздняя …
Небо (какое) – голубое, высокое, яркое. С Семеном, Машей.
Беседа «Чем весна отличается от других времен года» Цель: формировать у детей умения отличать времена года по характерным признакам.
НОД Физкультура (по плану инструктора по физической культуре)
Прогулка 2
Подвижные игры: «Перелет птиц».
Цель: учить бегать по всей площадке, не стоять у стенки, влезать на свободное место, уступая друг другу; слезать до конца, не спрыгивая; развивать ловкость, внимательность.
Игра «Без чего не может быть весны? Цель: упражнять в подборе существительных и в правильном согласовании слов.
Весна не может быть без … (яркого солнца). Весна не может быть без (луж). Весна не может быть без… (ручейков). С Демьяном, Кирой.
Ситуативный разговор «Какие опасности таятся на улице весной?» Цель: воспитывать правила безопасного поведения.
Вечер Отгадывание загадок по теме «Весна». Задачи: содействовать развитию логического мышления, внимания, памяти, умения выделять признаки и действия, характерные для загаданного предмета.
Игра: «Скажи наоборот».
Снег мягкий, а лед … (твердый).
Солнце горячее, а ветер … (холодный).
День длинный, а ночь … (короткая). Ручей бежит быстро, а облака плывут … (медленно). Зимой холодно, а весной … (тепло).
«Вечерний круг» - сбор информации «Чем занимались сегодня, что узнали за день, что будем делать завтра?»
Среда 12.03.2025г.
Утро
1. Прием детей.
2. Утренняя гимнастика.
3. Упражнения для языка: «Сосулька тает». Открыть рот, вытянуть «острый» язык, ли тем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка. «Лужи». Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.
Игра «Подбери слово»
Цель: подбор существительных к глаголу. Греет… (солнце)
Тает… (снег, журчит… (ручей)
Набухают (почки, капает (капель)
Беседа с детьми «Что я видел по дороге в детский сад?» Цель: учить составлять короткие связные рассказы, обратить внимание на грамматически правильное построение предложений.
НОД Математическое развитие
Тема: Решение задач на сложение и вычитание, знакомство с названием месяца — март, логическая задача.
Цель: продолжать учить составлять задачи на сложение и вычитание; записывать и читать запись;
познакомить с названием месяца — март; учить решать логическую задачу на сходство и различие;
учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Игра «Составь задачу 1»
3. Игра «Составь задачу 2»
4. Физкультминутка «Ждут нас быстрые ракеты».
5. Знакомство с названием месяца — март
6. Игра «Закрась лишнюю фигуру»
7. Итог занятия.
Художественное творчество. Рисование (по плану педагога по изодеятельности).
Психологическое занятие (по плану педагога-психолога)
Прогулка 1 Наблюдение за собакой
Цель: систематизировать представления о жизни животных весной; учить отыскивать причины изменений в жизни животных, устанавливать причинно-следственные связи; развивать доказательную речь; воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили.
Ход наблюдения
Мой щенок похож немного
На бульдога и на дога,
На собаку-водолаза
И на всех овчарок сразу.
Воспитатель задает детям вопросы: Как вам кажется: этот щенок — «мальчик» или «девочка»?
Какое имя (кличка) щенку подходит? Какое у щенка настроение?
Чем, по-вашему, щенок больше всего любит заниматься? Собака, которую взяли в дом, признает вас хозяином.
Подвижные игры: «Мы — капельки», «Живой лабиринт».
Цель: учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг; тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалку. Упражнение: «Беги к флажку».
Цель: учить выполнять действия строго по сигналу воспитателя. С подгруппой детей.
Беседа: «Кто живет весной в лесу?» - Уточнить и расширить представления детей о диких животных.
Перед сном ЧХЛ Ф. Гаврилова «Весна». Цель: учить детей внимательно слушать стихотворения, правильно воспринимать содержание.
После сна
1. Подъем детей.
2. Оздоровительная гимнастика после сна.
3. Чтение и обсуждение стихотворений И. Токмаковой «К нам весна шагает», Х. Мянд, перевод с эстонского «Поспеши Весна» - воспитывать интерес к стихам.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Цель: закрепить умение группировать предметы по определенному признаку. Беседа по вопросам: Какие птицы возвращаются к нам весной? (грачи, скворцы, зяблики, жаворонки, лебеди, утки, гуси, чайки, ласточки, стрижи, соловьи, иволги). Какие птицы прилетают первыми, а какие последними? (грачи, иволги) А кто улетает весной на север?
Прогулка 2 Подвижные игры: «Мы — капельки», «Живой лабиринт».
Цель: учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг; тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалку. Игра «Танграм». Закреплять знание геометрических фигур, формировать умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ их расположения, развивать воображение и творческое мышление.
Беседа с детьми «Мой друг-светофор»
Цель: познакомить детей с основными правилами уличного движения, рассказать к каким непоправимым последствиям приводит нарушение правил дорожного движения.
Вечер Знакомство с народными приметами о весне. Задачи: познакомить детей с приметами, способствовать формированию умений использовать средства выразительности речи.
Дидактическая игра «Сколько звуков». Цель: развитие фонематического слуха, совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
«Животные весной». Обобщение знаний детей о связи между явлениями живой и неживой природы (солнце светит ярко; земля и вода прогреваются солнцем, становятся тёплыми, появляются почки на деревьях, кустах, вырастают, зацветают растения; пробуждаются от спячки животные).
Четверг 13.03.2025г.
Утро
1. Прием детей.
2. Утренняя гимнастика.
3. Упражнения для языка: «Сосулька тает». Открыть рот, вытянуть «острый» язык, ли тем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка. «Лужи». Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.
Игра «Подбери как можно больше слов - действий?»
Цель: продолжать активизировать в словаре детей глаголы.
Солнце - …греет, светит, пригревает, восходит, садится, ослепляет, освещает.
Снег - …тает, темнеет, чернеет, оседает, падает.
Сосульки - …капают, тают, падают, висят.
Ручей- …бежит, течет, журчит, звенит.
Беседа о признаках весны «Весна идёт». Цель: продолжать учить детей определять сезонные признаки явлений природы; свободно высказывать своё мнение.
НОД Развитие речи
Тема: Весна. День рождения весны.
Цель: учить детей называть признаки времен года; развивать у детей умение замечать неточности в весенней картинке и выделять их; развивать связную речь.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа «Весна»
3. Игра «Образуй новое слово»
4. Физминутка «Краски весны»
5. Игра «Один-много»
6. Игра «Составь рассказ»
7. Итог занятия.
Плавание (по плану инструктора по плаванию)
Хореография (по плану педагога по хореографии)
Прогулка 1 Наблюдение за работой дворника
Цель: активизировать познавательную деятельность; развивать умение видеть целесообразность трудовых действий; учить оценивать результаты труда. Ход наблюдения: Воспитатель задает детям вопросы: Кто обрезает деревья? Какие ветки он обрезает и чем? (Специальными ножницами — секатором.) С какой целью обрезают ветки у деревьев и кустарников? (Придать форму, освободить от лишних или больных веток.) Почему профессия называется — дворник?
Подвижные игры: «Ворона и воробей».
Цель: продолжать учить детей действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность. С подгруппой детей.
Ситуативный разговор «Как правильно одеваться весной?» Закрепить последовательность одевания и раздевания.
Перед сном
Чтение художественной литературы Дарья Хохлова "Сказка про весну"
После сна 1. Подъем детей.
2. Ходьба по массажным коврикам.
3. Д/и «Собери картинку» (на весеннюю тематику) – развитие пространственной ориентировки, логического мышления.
Дидактическая игра «Назови жилище».
Цель: обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, нора, гнездо).
Беседа «Безопасная улица» Цели: расширять у детей представления об улицах города; закрепить знания детей о правилах дорожного движения и назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход», «Двустороннее движение»; дополнить представления детей о движении машин на улице.
Прогулка 2 Подвижные игры: «Ворона и воробей».
Цель: продолжать учить детей действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: упражнять в беге на скорость, совершенствовать технику прыжка в длину с места.
Беседа о птицах «Певчие вестники весны» Цель: закрепить знания о зимующих и перелетных птицах.
Вечер Рассматривание книжек с иллюстрациями о весне. Цель: развивать умение пользовать самостоятельно книгами и не портить их. Игра «Скажи правильно»
Цель: расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи, слухового внимания. Распускаются почки или цветочки?
Порхают птички или лисички? Тает снежинка или слезинка?
Игровая ситуация «Вежливая просьба». Познакомить с формами выражения просьбы, адресованной разным людям (старшему незнакомому или близкому, ровеснику). Учить выбирать соответствующие ситуации модели поведения и речевые конструкции.
Пятница 14.03.2025г.
Утро
1 Прием детей.
2 Утренняя гимнастика.
3 Беседа «Пришла весна».
Цель: дать представление о ранней весне, о том, какие изменения произошли с солнцем.
4 Артикуляционная гимнастика «Весенняя трель»--во время произнесения звука Д-Д-Д-Д, чистым пальчиком под язычком производить колебательные движения влево-вправо.
Игра: «Скажи наоборот».
Снег мягкий, а лед … (твердый). Солнце горячее, а ветер … (холодный). День длинный, а ночь … (короткая). Ручей бежит быстро, а облака плывут … (медленно). Зимой холодно, а весной … (тепло).
Беседа: «Как правильно мыть руки?» Цель: упражнять в умении самостоятельно умываться и вытирать руки своим полотенцем
НОД Математическое развитие
Тема: «Ранняя весна»
Цель: продолжение работы по закреплению знаний о цифрах, времени и пространстве; закреплять временные представления о времени (сезоны, днях недели; Закрепление математических знаков и решении арифметических задач
Ход занятия:
1 Организационный момент.
2 Беседа «Приметы весны»
3 Упражнение «Посчитай подснежники»
4 Физкультминутка: «Весною бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась!»
5 Упражнение «Составь задачу»
6 Игра «Внимание, угадай»
7 Игра «Дни недели».
8 Итог занятия.
Физкультура на воздухе. (по плану инструктора по физической культуре)
Прогулка 1 Наблюдение за легковым автомобилем
Цель: продолжать различать автомобили по их назначению, сравнивать с другими видами транспорта; развивать наблюдательность; воспитывать положительное отношение к людям труда.
Ход наблюдения: Воспитатель проводит наблюдение за автомобилями, движущимися по улице, предлагает детям вспомнить, какой это вид транспорта, задает вопросы. Почему он так называется? Какие вы видите автомобили? Какие автомобили перевозят людей?
Чем отличается автобус от легковой машины? Что у них общего? Кто водит машину?
Подвижные игры: «Не замочи ног», «Извилистая тропинка».
Цель: учить перепрыгивать через препятствия и приземляться на обе ноги. Индивидуальная работа: Прыжки вверх с места.
Цель: развивать умение концентрировать усилие, сочетая силу с быстротой. С подгруппой детей.
Беседа: «Какое сейчас время года»- расширить знания детей о сезонных изменениях.
Труд на участке – подмести веранду. Цель: воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Перед сном
Чтение В. Бианки «Как звери и птицы весну встречают»
После сна
1 Подъем детей.
2 Ходьба по массажным коврикам.
3 Игра «Назови ласково»
Цель: совершенствование грамматического строя речи. Образование существительного с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ручей - (ручеек) Солнце - (солнышко)
Гнездо - (гнездышко) Лист – (листик)
Птица – (птичка) Дерево – (деревце) и т. д.
Игра «Хлопни в ладоши»
Цель: развитие слухового внимания.
воспитатель произносит слова. Если слово о весне, дети хлопают в ладоши. Пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, теплое, ярче, холодно, набухают, прилетают, проталина, ледоход, застыл, метель, снегопад, солнышко. С Подгруппой детей.
Беседа «Мы вежливые ребята» -Учить детей встречать гостей, здороваться, приглашать в группу, предлагать присесть.
НОД Музыка (по плану музыкального руководителя)
Прогулка 2 Подвижные игры: «Не замочи ног», «Извилистая тропинка».
Цель: учить перепрыгивать через препятствия и приземляться на обе ноги. Упражнение: «Беги к флажку».
Цель: учить выполнять действия строго по сигналу воспитателя.
Ситуативный разговор «Что произойдет, если не наступит весна?» Цель: воспитывать умение детей высказывать и доказывать свою точку зрения, развивать воображение.
Вечер Рассматривание картин из серии «Цветущая весна» - учить видеть красоту весенней природы, подготовиться к рисованию на тему: «Весеннее солнышко»- создать условия для деятельности.
Игра «Подбери как можно больше слов – признаков»
Цель: формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными.
Солнце (какое) – яркое, весеннее, тёплое, лучистое.
Почки (какие) – клейкие, набухшие, ароматные.
Листья (какие) – зелёные, душистые, молодые.
Ручьи (какие) – весёлые, звонкие, быстрые, шумные.
Игра «Телерепортер» - весенние репортажи с улиц нашего города. Закрепить умение составлять рассказы о весенних улицах, о прохожих, погоде.