Папки-передвижки

Коллекционирование в детском саду как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Елена Юрьевна Шишлова
Коллекционирование в детском саду как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Коллекционирование в детском саду, как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Публикация «Коллекционирование в детском саду как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Коллекционирование в детском саду - способ исследовательско - познавательной деятельности дошкольников. Оно способствует активизации имеющихся знаний, тренирует память, внимание, наблюдательность, развивает аккуратность, бережливость, творчество. Педагоги дошкольных учреждений замечают, что дети часто приходят в детский сад не с пустыми руками. Это могут быть мелкие игрушки, фантики, наклейки, вкладыши. Для ребенка это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. И это заложено в человеке самой природой. Таким образом, ребенок познает окружающий мир, свойства предметов. Когда ребенок собирает коллекцию, у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции. А показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, малыш учится общаться с другими людьми, строить с ними отношения.

Еще академик И. П. Павлов положительно отзывался о коллекционировании, говорил, что оно приучает к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

Именно коллекционирование может стать замечательным увлечением, объединяющим взрослых и ребенка. Это доступный детям вид совместной деятельности, учитывающий индивидуальные интересы каждого, и удовлетворяющий присущую детям потребность в собирательстве "чудесных сокровищ". С помощью коллекционирования можно решить ряд педагогических задач.

Интерес детей к коллекционированию передается и родителям воспитанников. Они с удовольствием включаются в эту работу и помогают своему ребенку найти интересные экспонаты. Многие стали создавать домашние коллекции. Это позволяет родителям не только больше общаться с детьми, но и знать мир их увлечений и интересов.

Поэтому в начале учебного года в уголке для родителей мы располагаем информацию с перечнем коллекций, которые будут собираться в течение года ребенком и родителями.

Ребенок сам выбирает, что ему интересно и какую коллекцию он будет собирать. Родители будут ему помогать в этом интересном увлечении. Результатом этой длительной работы могут быть выставки коллекций. собранных родителями и детьми.

Процессу создания коллекций помогают также и сотрудники детского сада, которые откликнулись на просьбы детей, они приносят и дарят интересные экспонаты. В группу приходят педагоги и дети других групп, чтобы посмотреть наши коллекции. Дети выступают в роли экскурсоводов и проводят обзорные экскурсии. Они рассказывают о своих коллекциях, интересных экспонатах. Бывая в роли гида, безусловно, развивается речь ребенка, коммуникативные качества, расширяется кругозор и накапливается социальный опыт. Таким образом, дети заинтересовывают педагогов и детей других групп тоже заниматься коллекционированием. Также результатом коллекционирования стало то, что дети расширили свои знания об окружающей действительности и научились беречь окружающую природу.

Коллекции могут быть самыми разными по тематике. В детском саду коллекции могут быть не только экспонатами, но предметами, включенными в игру. Они должны быть доступны детям. Это и сюжетно-ролевые, настольно-печатные, дидактические игры, конструирование, экспериментальная деятельность.

Немаловажно правильно оформить коллекцию. Собранные образцы при необходимости нужно перебрать, разместить в одинаковых емкостях, пронумеровать, составить список, найти место хранения. Коллекционирование это всегда поиск, а не покупка готового набора.

Новизна в том, что коллекционирование - одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников, позволяющая углублять познавательные интересы детей. Именно поэтому оно помогает реализовать ФГОС Дошкольного образования.

Занятия коллекционированием не требуют больших материальных и физических затрат, ведь коллекционировать можно все, что угодно. Дети, которые занимаются осознанным собиранием чего-либо более общительны, любознательны, умеют добиваться своей цели. Это совместная исследовательская работа взрослых и детей.

«Коллекционирование в детском саду, как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста» реализуется в нашем детском саду в старших и подготовительных группах. Один раз в неделю проводится НОД с соблюдением объема учебной нагрузки на ребенка. Обеспечивается взаимосвязь планируемой НОД с повседневной жизнью ребенка в детском саду.

Цель: развитие познавательно-исследовательской активности у детей дошкольного возраста через коллекционирование, расширение кругозора.

Задачи

- Расширять кругозор, развивая познавательную активность, творческий потенциал, любознательность;

-Развивать внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать;

- Развивать умения совместной (коллективной) деятельности у детей друг с другом и со взрослыми;

- Поддерживать интерес к коллекционированию, инициативу, вызвать интерес к созданию собственной коллекции;

- Обогащать предметную среду группы за счет создания детских и детско-родительских коллекций и выставок;

Ожидаемые результаты:

- Принимает активное участие в выставках, презентациях;

-Умеет сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, логически обосновывать свои мысли;

-Стремиться заниматься именно данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

- Имеет развитое активное эмоционально-познавательное отношение к миру;

Этапы работы:

1 этап:

- накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;

- индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей;

2 этап:

- использование коллекций в совместной деятельности с детьми;

- побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;

- чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий;

- включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми;

- работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.

3 этап:

- организация выставок коллекций, творческих продуктов детей;

- презентация отельных предметов коллекций или коллекции в целом;

- организация собственных выставок и коллекций детей.

Формы работы

• НОД

• чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий;

• встречи с интересными людьми (коллекционерами из числа родителей и сотрудников детского сада);

• организация коллекций в группе и в детском саду;

• индивидуальные беседы с детьми по интересам;

• использование экспонатов в играх;

• поисковая и самостоятельная деятельность детей;

Так как наша группа разновозрастная, непосредственным коллекционированием мы занимаемся третий год. Первой коллекцией была коллекция моделей автомобилей, которая произвела огромное впечатление на наших мальчиков. Затем вместе с родителями были собраны коллекции «Волшебные пуговицы», «Коллекция резиновых игрушек», «Коллекция духовых инструментов», «Коллекция открыток» и др. Коллекция «Волшебные пуговки» появилась случайно… началась она с нескольких забытых и потерянных пуговок…. Когда хозяева «пуговок» не нашлось сам собой возник вопрос - «Для чего такой простой предмет и как давно он появился в нашей жизни…» Рассуждая на эту тему, заглянула в энциклопедию… поделилась информацией с детьми…. И вот это уже не просто ненужная «пуговка», а экспонат новой коллекции.

Год назад, я обратила внимание, что дети моей группы что-то с интересом обсуждают и рассматривают. Подойдя к ним, я увидела, как Артем разложил на столе несколько маленьких «книжек-малышек». Когда я спросила «Что ты знаешь об этих книгах?». Он задумался. А потом сказал. Что это мамины книги, бабушка подарила их маме, когда та была еще маленькой. Тогда я стала искать материал о том когда стали выпускать эти книги и почему они так нравятся детям до сих пор, хотя выпуск «книжек малышек» остановлен, и они не такие яркие как современные книги, но до сих пор притягивают внимание и любовь детей. Я столкнулась с массой интересной информации. В доступной для детей форме, я рассказала детям о том, когда и где были выпушены первые «Книжки-малышки», и сколько приблизительно видов их было. По глазам детей я поняла, что эта информация их заинтересовала. Было много вопросов. А вскоре, в группе стали появляться все новые и новые «Книжечки»

Когда я поняла, что этого детям уже недостаточно, я обратилась к родителям с просьбой помочь пополнить нашу коллекцию «книжек». И многие откликнулись, искали у бабушек и друзей давно забытые «книжки - малышки». Так у нас в группе появилась своя библиотека «Книжек - малышек».

Со своей коллекцией мы ходили к детям старших групп. А вскоре, мы узнали, что воспитатели, и дети этих групп тоже решили собирать свои коллекции. Так в одной из групп стали собирать ложки и киндер-сюрпризы, в другой — различные виды часов, коллекция почтовых марок. При этом они не просто собирали коллекцию, а параллельно с родителями шел сбор информации по этой тематике.

На базе нашего детского сада собрана большая коллекция старинных вещей, что вышли уже из нашего обихода, и что можно увидеть только в музее. Так появился «Музей в детском саду», где можно рассмотреть вещи, потрогать и прикоснуться к богатой культуре и истории нашего края….

Детям свойственно постоянно что-то делать с собранным в коллекцию материалом. Если предметы коллекции нельзя взять в руки, поменять местами и провести с ними иные манипуляции, то такая коллекция перестает быть интересной. Например, если собирается коллекция из моделей машинок, то их можно использовать для игры. Игрушки из киндер-сюрпризов хорошо подходят для сюжетной игры. Камни и ракушки дети могут брать, рассматривать, трогать пальцами рук со всех сторон и показывать другим людям. Задача взрослых заключается в том, чтобы научить детей замечать во всех этих предметах что-то особенное и прекрасное, а также необычное и чудесное.

Мною была подобрана литература по собиранию коллекций в семье. Родители на данном этапе работы были первыми помощниками. И увлечение коллекционированием стало нашим общим делом. В глазах родителей был виден неподдельный интерес к увлечениям наших воспитанников, чувство гордости и радости переполняло сердца взрослых. Мнение было единодушным: данная форма работы дает очень многое детям и взрослым, в первую очередь расширяет кругозор детей, углубляет и систематизирует знания, так необходимые для обучения в школе, так же дети стали более любознательными, активными, все больше интересовались новым.

Если вы еще пока равнодушны к составлению коллекции, советую попробовать, понаблюдать, что собирают ваши дети. И вы убедитесь, как это интересно и познавательно.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития познавательной мобильности детей старшего дошкольного возраста Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблеме интеллектуального развития на современном этапе модернизации дошкольного образования.

Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольниковКоллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников Детское коллекционирование – это целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединенных по определенным признакам и представляющих.

Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возрастаПроблема формирования познавательной.

Коллекционирование как способ развития познавательной активности Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №2 р. п. Семибратово» ДОКЛАД «Коллекционирование как способ развития.

Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста (2слайд) «Люди, научившиеся…наблюдениям.

Коллекционирование часов как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возрастаКоллекционирование часов как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста .

Мини-музей как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Автор: Парахина Марина Александровна «Мини-музей как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» Проблема.

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Технология проблемного обучения как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста Резюме: в статье обозначена проблема развития у ребенка познавательной активности в условиях современного детского сада. Предложенные методы.

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» О. В. Коржова, воспитатель МДОУ «Детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коллекционирование в детском саду как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 октября 2018 в 20:14
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коллекционирование в детском саду как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Юрьевна Шишлова (УИ 283507) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД