Елена Юрьевна Шишлова
Коллекционирование в детском саду как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Коллекционирование в детском саду, как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
Публикация «Коллекционирование в детском саду как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Коллекционирование в детском саду - способ исследовательско - познавательной деятельности дошкольников. Оно способствует активизации имеющихся знаний, тренирует память, внимание, наблюдательность, развивает аккуратность, бережливость, творчество. Педагоги дошкольных учреждений замечают, что дети часто приходят в детский сад не с пустыми руками. Это могут быть мелкие игрушки, фантики, наклейки, вкладыши. Для ребенка это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. И это заложено в человеке самой природой. Таким образом, ребенок познает окружающий мир, свойства предметов. Когда ребенок собирает коллекцию, у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции. А показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, малыш учится общаться с другими людьми, строить с ними отношения.
Еще академик И. П. Павлов положительно отзывался о коллекционировании, говорил, что оно приучает к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.
Именно коллекционирование может стать замечательным увлечением, объединяющим взрослых и ребенка. Это доступный детям вид совместной деятельности, учитывающий индивидуальные интересы каждого, и удовлетворяющий присущую детям потребность в собирательстве "чудесных сокровищ". С помощью коллекционирования можно решить ряд педагогических задач.
Интерес детей к коллекционированию передается и родителям воспитанников. Они с удовольствием включаются в эту работу и помогают своему ребенку найти интересные экспонаты. Многие стали создавать домашние коллекции. Это позволяет родителям не только больше общаться с детьми, но и знать мир их увлечений и интересов.
Поэтому в начале учебного года в уголке для родителей мы располагаем информацию с перечнем коллекций, которые будут собираться в течение года ребенком и родителями.
Ребенок сам выбирает, что ему интересно и какую коллекцию он будет собирать. Родители будут ему помогать в этом интересном увлечении. Результатом этой длительной работы могут быть выставки коллекций. собранных родителями и детьми.
Процессу создания коллекций помогают также и сотрудники детского сада, которые откликнулись на просьбы детей, они приносят и дарят интересные экспонаты. В группу приходят педагоги и дети других групп, чтобы посмотреть наши коллекции. Дети выступают в роли экскурсоводов и проводят обзорные экскурсии. Они рассказывают о своих коллекциях, интересных экспонатах. Бывая в роли гида, безусловно, развивается речь ребенка, коммуникативные качества, расширяется кругозор и накапливается социальный опыт. Таким образом, дети заинтересовывают педагогов и детей других групп тоже заниматься коллекционированием. Также результатом коллекционирования стало то, что дети расширили свои знания об окружающей действительности и научились беречь окружающую природу.
Коллекции могут быть самыми разными по тематике. В детском саду коллекции могут быть не только экспонатами, но предметами, включенными в игру. Они должны быть доступны детям. Это и сюжетно-ролевые, настольно-печатные, дидактические игры, конструирование, экспериментальная деятельность.
Немаловажно правильно оформить коллекцию. Собранные образцы при необходимости нужно перебрать, разместить в одинаковых емкостях, пронумеровать, составить список, найти место хранения. Коллекционирование это всегда поиск, а не покупка готового набора.
Новизна в том, что коллекционирование - одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников, позволяющая углублять познавательные интересы детей. Именно поэтому оно помогает реализовать ФГОС Дошкольного образования.
Занятия коллекционированием не требуют больших материальных и физических затрат, ведь коллекционировать можно все, что угодно. Дети, которые занимаются осознанным собиранием чего-либо более общительны, любознательны, умеют добиваться своей цели. Это совместная исследовательская работа взрослых и детей.
«Коллекционирование в детском саду, как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста» реализуется в нашем детском саду в старших и подготовительных группах. Один раз в неделю проводится НОД с соблюдением объема учебной нагрузки на ребенка. Обеспечивается взаимосвязь планируемой НОД с повседневной жизнью ребенка в детском саду.
Цель: развитие познавательно-исследовательской активности у детей дошкольного возраста через коллекционирование, расширение кругозора.
Задачи
- Расширять кругозор, развивая познавательную активность, творческий потенциал, любознательность;
-Развивать внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать;
- Развивать умения совместной (коллективной) деятельности у детей друг с другом и со взрослыми;
- Поддерживать интерес к коллекционированию, инициативу, вызвать интерес к созданию собственной коллекции;
- Обогащать предметную среду группы за счет создания детских и детско-родительских коллекций и выставок;
Ожидаемые результаты:
- Принимает активное участие в выставках, презентациях;
-Умеет сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, логически обосновывать свои мысли;
-Стремиться заниматься именно данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;
- Имеет развитое активное эмоционально-познавательное отношение к миру;
Этапы работы:
1 этап:
- накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;
- индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей;
2 этап:
- использование коллекций в совместной деятельности с детьми;
- побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;
- чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий;
- включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми;
- работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.
3 этап:
- организация выставок коллекций, творческих продуктов детей;
- презентация отельных предметов коллекций или коллекции в целом;
- организация собственных выставок и коллекций детей.
Формы работы
• НОД
• чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий;
• встречи с интересными людьми (коллекционерами из числа родителей и сотрудников детского сада);
• организация коллекций в группе и в детском саду;
• индивидуальные беседы с детьми по интересам;
• использование экспонатов в играх;
• поисковая и самостоятельная деятельность детей;
Так как наша группа разновозрастная, непосредственным коллекционированием мы занимаемся третий год. Первой коллекцией была коллекция моделей автомобилей, которая произвела огромное впечатление на наших мальчиков. Затем вместе с родителями были собраны коллекции «Волшебные пуговицы», «Коллекция резиновых игрушек», «Коллекция духовых инструментов», «Коллекция открыток» и др. Коллекция «Волшебные пуговки» появилась случайно… началась она с нескольких забытых и потерянных пуговок…. Когда хозяева «пуговок» не нашлось сам собой возник вопрос - «Для чего такой простой предмет и как давно он появился в нашей жизни…» Рассуждая на эту тему, заглянула в энциклопедию… поделилась информацией с детьми…. И вот это уже не просто ненужная «пуговка», а экспонат новой коллекции.
Год назад, я обратила внимание, что дети моей группы что-то с интересом обсуждают и рассматривают. Подойдя к ним, я увидела, как Артем разложил на столе несколько маленьких «книжек-малышек». Когда я спросила «Что ты знаешь об этих книгах?». Он задумался. А потом сказал. Что это мамины книги, бабушка подарила их маме, когда та была еще маленькой. Тогда я стала искать материал о том когда стали выпускать эти книги и почему они так нравятся детям до сих пор, хотя выпуск «книжек малышек» остановлен, и они не такие яркие как современные книги, но до сих пор притягивают внимание и любовь детей. Я столкнулась с массой интересной информации. В доступной для детей форме, я рассказала детям о том, когда и где были выпушены первые «Книжки-малышки», и сколько приблизительно видов их было. По глазам детей я поняла, что эта информация их заинтересовала. Было много вопросов. А вскоре, в группе стали появляться все новые и новые «Книжечки»
Когда я поняла, что этого детям уже недостаточно, я обратилась к родителям с просьбой помочь пополнить нашу коллекцию «книжек». И многие откликнулись, искали у бабушек и друзей давно забытые «книжки - малышки». Так у нас в группе появилась своя библиотека «Книжек - малышек».
Со своей коллекцией мы ходили к детям старших групп. А вскоре, мы узнали, что воспитатели, и дети этих групп тоже решили собирать свои коллекции. Так в одной из групп стали собирать ложки и киндер-сюрпризы, в другой — различные виды часов, коллекция почтовых марок. При этом они не просто собирали коллекцию, а параллельно с родителями шел сбор информации по этой тематике.
На базе нашего детского сада собрана большая коллекция старинных вещей, что вышли уже из нашего обихода, и что можно увидеть только в музее. Так появился «Музей в детском саду», где можно рассмотреть вещи, потрогать и прикоснуться к богатой культуре и истории нашего края….
Детям свойственно постоянно что-то делать с собранным в коллекцию материалом. Если предметы коллекции нельзя взять в руки, поменять местами и провести с ними иные манипуляции, то такая коллекция перестает быть интересной. Например, если собирается коллекция из моделей машинок, то их можно использовать для игры. Игрушки из киндер-сюрпризов хорошо подходят для сюжетной игры. Камни и ракушки дети могут брать, рассматривать, трогать пальцами рук со всех сторон и показывать другим людям. Задача взрослых заключается в том, чтобы научить детей замечать во всех этих предметах что-то особенное и прекрасное, а также необычное и чудесное.
Мною была подобрана литература по собиранию коллекций в семье. Родители на данном этапе работы были первыми помощниками. И увлечение коллекционированием стало нашим общим делом. В глазах родителей был виден неподдельный интерес к увлечениям наших воспитанников, чувство гордости и радости переполняло сердца взрослых. Мнение было единодушным: данная форма работы дает очень многое детям и взрослым, в первую очередь расширяет кругозор детей, углубляет и систематизирует знания, так необходимые для обучения в школе, так же дети стали более любознательными, активными, все больше интересовались новым.
Если вы еще пока равнодушны к составлению коллекции, советую попробовать, понаблюдать, что собирают ваши дети. И вы убедитесь, как это интересно и познавательно.