Зарипова Евгения
Проектная деятельность дошкольников как средство познавательной и творческой активности
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность – это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать.
Именно тема проектной деятельности дошкольников является актуальной для решения некоторых пунктов ФГОС, которые направлены на содействие и сотрудничество детей и взрослых (родителей и воспитателей, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Публикация «Проектная деятельность дошкольников как средство познавательной и творческой активности» размещена в разделах
Поэтому в практике своей работы я стала достаточно активно использовать данный метод, и хочу поделиться опытом своей работы в данном направлении.
Выделяют три вида проектов дошкольников: исследовательский, творческий, нормативный. Я расскажу о каждом виде проекта, которые были реализованы ребятами подготовительной группы.
Исследовательский проект предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Он, как правило, носит индивидуальный характер.
Я внимательно наблюдала за деятельностью детей и выявляла сферу интересов каждого ребенка. Девочку, которая любит играть в куклы, подвела к вопросу о том, как выглядели куклы раньше? Какими куклами играли ее мама, бабушка и прабабушка? Так у нас появилась идея создания проекта «Куклы прошлого и настоящего». В названии нет четкого вопроса, но представлена конкретная исследовательская задача. Узнать, какими куклами играли раньше, и чем они отличаются от современных кукол.
Основной способ получения ответа для дошкольника является, конечно, семья.
Поэтому Диана (так зовут автора проекта) опрашивала маму, бабушку и прабабушку какими куклами они играли, а так же спрашивала сестру и подружку, какими куклами они любят играть.
Вместе с мамой искала информацию в энциклопедии и в интернете. Результаты своих опросов заносила в альбом, который помогает зафиксировать этапы работы и результаты исследования.
Без помощи родителей ребенку не обойтись и поэтому мама помогала оформить результат и сделать записи.
В день презентации Диана развешала страницы своего проекта на стенде в определенной последовательности, затем рассказала о своей работе.
Но работа проекта не закончилась. Мы поместили его в центре «Я познаю мир» и где он находится в свободном доступе для детей.
Исследовательские проекты не только обогащают дошкольников знаниями и стимулируют их познавательную активность, но и влияют на содержание сюжетно-ролевых игр.
Создание проекта одним ребенком, подталкивает других детей к исследовательской деятельности. В подготовительной группе очень остро стоит вопрос смены зубов, ко мне подошла девочка и задала вопрос: «Правда, что зубы выпадают от сладкого?» Так появилась идея создать проект, который мы назвали «Шоколад - вред или польза».
Данный проект находится на этапе, когда ребенок ищет ответ на поставленный вопрос.
Творческий проект
В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. Если исследовательская проектная деятельность, как правило, носит индивидуальный характер, то творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями.
Проект, который был окончен совсем недавно, мы посвятили празднику «День Защитника отечества» и назвали его «Наша Родина сильна».
Сначала нужно было определиться, каким будет творческий продукт. Главное в проектной деятельности – не быстрое получение результата, а обсуждение различных вариантов.
Я предложила зарисовать свои идеи на листе бумаги, и подумать о том, что необходимо для их реализации. Дети демонстрировали свои работы сверстникам, рассказывали о своих рисунках.
Идея выбиралась путем «голосования» фишками, которые дети кладут на тот рисунок, в котором выражена наиболее интересная, с их точки зрения, идея. Идеи были очень разные, и все дети отстаивали именно свою.
С помощью «голосования» мы определили, что итоговыми продуктами нашего проекта будут:
- Концерт «Наша Родина сильна»;
- Коллективная стенгазета, посвященная дню защитника Отечества;
- Открытка для папы;
- Журнал «Российские войска»;
- Выставка военной техники.
Для того чтобы организовать работу по реализации общего замысла, дети разделились на группы. Вся деятельность детей осуществляется с помощью взрослых. Одна группа детей занялась оформлением журналов «Российские войска», где ребята представили очень интересные сообщения про Воздушно- десантные Войска, Военно-морской Флот. Другая группа детей оформила коллективную стенгазету с поздравлениями для пап.
Мальчики с большим интересом организовывали выставку военной техники.
Коллективной работой было создание поздравительной открытки для пап.
Итоговым мероприятием стал большой праздничный концерт «Наша родина сильна».
Творческая проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других, что является условием развития успешной коммуникации.
Нормативный проект
Нормативная проектная деятельность подразумевает проект по созданию свода правил, которые дети должны выполнять. Правила оформляются в виде книжки, которая заполняется по мере выполнения нормативных проектов.
Во время проведения мероприятия к юбилею Э. Успенского, мы в очередной раз проговаривали правила пользования книгой, рассматривали иллюстрации, обсуждали услышанное. Возникла идея оформить эти правила в журнал «Правила пользования книгой». Так наш проект получил название «Хорошая книга в хороших руках».
Дети проговаривали такие ситуации, в которых проявляются недопустимое обращение с книгой, обсуждались варианты нежелательных последствий, к которым они могут привести. Я попросила зарисовать нежелательные последствия, т. е. что может произойти, если не соблюдать основные правила. Дети высказывали свое мнение и формулировали одно предложение в качестве правила.
Затем ребята зарисовывали эти правила, объясняли, что нарисовали и придумывали «знак» правила. При этом правило, не должно быть запрещающим, иначе оно будет подавлять, а не побуждать инициативу детей. Каждый старался, чтобы было понятно.
Наши «правила» мы оформили в журнал и поставили в центр «Книжкин дом», где ребенок в любой момент может обратиться к ним.
Этот проект оказался очень интересным для нас и полезным. И я думаю, что мы не раз еще используем нормативный проект, т. к. существует много правил, которых ребенок должен придерживаться в детском коллективе.
Нормативный проект позволяет ребенку получить бесценный опыт организации собственного поведения, что является одним из основных компонентов готовности к школьному обучению.
В заключении я хотела сказать, что участие детей в проектной деятельности позитивно влияет на развитие общей осведомленности и умственных способностей (познавательных и творческих, которые способствуют развитию таких качеств и умений детей, как самостоятельность, инициативность, определение собственной позиции, способность к преобразованию и выражению своего отношения к действительности с помощью символических средств.
Дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка.
Литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [текст]/Н. Е. Веракса., А. Н. Веракса. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-64с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт [текст]
3. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М. : АРКТИ, 2003. – С. 15.