Юлия Котович
Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы по развитию связной речи посредством дидактической игры у детей младшего дошкольного возраста.
Свою работу по развитию связной речи посредством дидактической игры я начала осуществлять в 2017/2018 учебном году. Первоначально провела мониторинг развития речи воспитанников первой младшей группы( 2- 3 года). В ходе мониторинга было выявлено, что дети испытывают большие трудности в речевом общении: некоторые дети не умеют начать разговор, вести беседу, внимательно слушать. Связные высказывания детей короткие, ситуативные, отличаются непоследовательностью, в основном состоят из отдельных слов и фраз, не связанных между собой.
Публикация «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
Изучив педагогическую и методическую литературу, выделила условия для успешного развития у дошкольников связной речи и общения посредством дидактической игры :
- создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей активизацию коммуникативной деятельности дошкольников;
- педагогическое руководство развитием связной речи дошкольников средствами дидактической игры в специально организованной и нерегламентированной деятельности;
- просвещение родителей по вопросам развития связной речи, культуры общения детей посредством дидактической игры.
Первоначально все усилия были направлены (совместно с родителями воспитанников) на создание предметно-пространственной среды для развития у детей связной речи в детских видах деятельности.
Для пополнения развивающей среды изготовила следующие дидактические пособия :
1. Игры на развитие мелкой моторики рук : «Укрась коврик», «Собери бусы куклам».
2. Игры способствующие развитию восприятия цвета :
«Что надеваем?», «Овощи в загадках», «Найди пару».
3. Игры на развитие восприятия величины : «Отгадай предмет по названию его частей», «Какой, какая, какие».
4. Игры для ознакомления с окружающим миром: «Кто что умеет делать?», лото «Предметный мир», лото «Что к чему?».
Для педагогического руководства разработала конспекты занятий с использованием дидактических игр (приложение1, оформила картотеки дидактических игр (приложение 2) и консультаций для родителей по данной теме (приложение 3). Для педагогов подготовила консультацию «Дидактические игры и их значение в жизни ребенка» (приложение 4).
Для определения содержания работы основательно изучила учебную программа дошкольного образования. Она легла в основу моей работы, в которой развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры является приоритетным, оно представлено в следующих аспектах (обследование предметов и игрушек с ребенком, поручения, игры, использование потешек и т. д.)
Развитие речи - главное направление в возрасте детей от 2 до 4 лет. Для этого необходимо делать ежедневно и многократно: пальчиковую гимнастику, зарядку для язычка и губ, повторять звуки и слова, чётко проговаривая, и глядя в лицо. Читать стихи и сказки, рассматривать и называть предметы, игрушки, картинки; следить за своей речью, не подделываться под детскую речь. Развивать мелкую моторику, используя пуговицы, шнурки, пластилин, горох, конструктор и т. д.
После полутора лет у детей совершенствуется понимание речи и происходит скачок в развитии активной речи. Они начинают употреблять не только отдельные слова, но и простые, короткие фразы. При проведении занятий по развитию речи, не только использовала образец произношения слов или фраз, но и старалась, чтобы ребёнок сам старался отвечать на вопросы. Детей постоянно хвалила за произнесённое ими новое слово, просила повторить ещё раз.
Осуществляла индивидуальный подход, особенно к детям, которые проявляли недостаточную речевую активность; чаще обращала на них внимание в ходе занятий и в процессе самостоятельной игры.
Каждое утро играла с детьми с настольно-печатными играми, такими как «конструктор», «найди домик», различными мозаиками, «лото», «вкладыши»
Во второй половине дня, дети с удовольствием разбирали и собирали матрёшки, пирамидки, учились нанизывать бусинки на верёвочку, рисовали, лепили.
Каждый день проводила индивидуальную работу с детьми по развитию речи : на улице, в групповой комнате, в режимных моментах. Читала потешки, сказки.
Для обучающих игр-занятий использовала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания, например: «Клавишные доски», «Рамки с застежками», «Открой и закрой», «Пересыпаем ложкой», и др. развивают волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая представления умения и навыки, и самое главное, упражняя свою активность.
В специально организованной деятельности решала задачи развития связной речи детей в соответствии с содержанием образовательной области «Развитие речи и культуры речевого общения» учебной программы дошкольного образования в первой младшей группе. Работа с воспитанниками строилась на последовательном усложнении речевых заданий: от умения задавать вопросы, высказываться об игрушках, об изображениях на картинках до умения детей участвовать в рассказе-образце (договаривание слов, коротких фраз, в подражании, умении отвечать на вопросы, проговаривать отдельные слова и фразы.
Наиболее эффективными формами организации речевой деятельности воспитанников на занятии с использованием дидактической игры, были групповая и подгрупповая формы, которые давали возможность вступать в общение друг с другом, задавать вопросы и др. При этом на занятия к детям «приходили» игровые персонажи (игрушки) и «просили» помочь научить их играть. Опора на игровые мотивы деятельности детей наилучшим образом обеспечивала их активность в общении и развитие связной речи.
Дидактические игры необходимо использовать целенаправленно и систематически.
В своей педагогической работе с детьми младшего дошкольного возраста использовала комплекс таких игр, в состав которых включены:
Игры на расширение словарного запаса детей («Что это такое», «Угадай по описанию», «Чьи это детки?», «На птичьем дворе», «Кто больше увидит и назовет» и др.). Игровые действия детей различны : правильно назвать предметы, диких и домашних животных и их детенышей, которые воспитатель показывает на картинках или описывает словами.
Игры на развитие звуковой культуры речи («Петушок», «Угадай, что звучит», «Отгадай и назови», «Кто топает», «Поезд» и др.). Основная дидактическая задача этих игр – формирование правильного звукопроизношения, отчетливого произнесение звуков, слов, фраз, хорошего темпа и громкости речи. Игровые действия детей – угадывание имитация звуков, которые издают животные, предметы.
Игры на развитие фонематического слуха («Узнай по голосу», «Кто как кричит», «Полянка», «Шумовые баночки», «Чудесный паровозик», «Громко – тихо», «Медленно – быстро» и др.). Главная дидактическая задача этих игр – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, воспитывать слуховое внимание, развивать интонационную выразительность. Игровые действия детей – определить на слух наличие того или иного звука в слове, правильно воспроизвести его в своей речи, менять силу голова, имитировать звуки предметов, животных (звукоподражание).
Игры на развитие грамматического строя речи («Назови предметы», «Какого это цвета», «Кто что делает», «Кто пришел и кто ушел», «Один – много». «Договори предложение» и др.). Основная дидактическая задача таких игр – обучение правильному согласованию существительных и прилагательных в роде и числе, употреблению глаголов, правильным способам словообразования.
Игровые действия – образовать нужную грамматическую форму слова при назывании предметов, их свойств, действий по картинкам или предметам (игрушкам, которые показывает воспитатель. Отбор картинок, предметов и игрушек, нужно производить таким образом, чтобы ребенок мог по ним составить разные словосочетания (чтобы были разные типы окончаний (единственного и множественного числа; согласование существительных с прилагательными разного рода (мужского, женского и среднего, единственного и множественного числа); употребление предлогов (что на, около, под, перед елкой). Воспитателю рекомендуется выделяет голосом окончания существительных и прилагательных, чтобы дети могли установить связь между типами окончаний существительных и прилагательных в разных падежах, родах и числах.
Игры на развитие связной речи («Ответь на вопрос», «Лото», «Что делает мишка (зайчик, собачка и т. п.)», «Купание куклы», «Маша обедает», «У кого кто?», «Теремок», «Подарки» и др.). Основная дидактическая задача этих игр – упражнять детей в правильном согласовании слов, словообразовании, составлении простых и сложных предложений, интонационной выразительности повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Игровые действия детей – составить предложения, назвать предмет (животное, человека, рассказать об основных его признаках, назвать действия, которые он совершает, ответить на вопросы, задать вопросы.
Как показала практика, одним из важнейших педагогических условий формирования культуры общения и развитии связной речи является педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития детей. Поэтому мною были организованы разные формы работы с родителями воспитанников.
Одной из эффективных форм работы с родителями стали коллективные, подгрупповые и индивидуальные консультации на темы:
- «Использование сенсорных игр для развития речи»
- «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры»
- «Детские ошибки. Не обращать внимания или поправлять».
В процессе проведения консультаций рекомендовала родителям обратить особое внимание на организацию речевой среды в семье, побольше общаться и играть с ребёнком.
Так же было проведено тематическое родительское собрание на тему «Дидактические игры своими руками для работы с детьми дома и в детском саду».
Было проведено анкетирование родителей, целью которого было – лучше узнать семьи воспитанников, их мнение по поводу работы воспитателей. Все родители с удовольствием приняли участие в анкетировании.
Анализ анкет показал, что они видят результат работы по развитию у дошкольников связной речи и довольны, что педагоги воспитывают культуру общения детей и развивают связную речь, значимые для общения. По словам родителей, дети стали дома больше рассказывать о событиях в жизни группы, что с ними произошло за день, чаще проявляют вежливость и тактичность в обращении. Всё это стало возможным благодаря обеспечению сотрудничества с родителями в процессе создания условий для речевого развития детей и активной социализации их личности.
Проанализировав результаты своей работы, можно определить её эффективность. По результатам мониторинга проведённого на конец учебного года видна положительная динамика развития у воспитанников связной речи :
- у 14 (73%) детей сформированы умения связной речи : задают вопросы, говорят полными предложениями, рассказывают небольшие стихотворения, потешки, сказки, общаются на близкие ребёнку темы из личного опыта, из жизни близких людей, участвуют во внеситуативном диалоге (о том, что сейчас находится в поле зрения;
- у 16 (84%) детей сформированы коммуникативно-речевые умения: умение вести разговор со сверстником при выполнении совместной деятельности (слушать и слышать собеседника, задавать вопросы, согласовывать свои действия, проявляется активность в общении, понимают речь окружающих без наглядного сопровождения;
- у 16 (84%) детей в достаточной степени сформированы навыки культуры общения детей с взрослыми (родителями, сотрудниками детского сада и др.) и детьми: умение устанавливать контакт в разных видах деятельности, выражать благодарность, вежливо приветствовать, просить о чём-либо.
О результативности работы моей деятельности говорят и положительные отзывы специалистов учреждения дошкольного образования (музыкального руководителя и педагога-психолога, которые по результатам наблюдений отметили высокую речевую активность детей как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Заключение
В результате проведенной работы по данному направлению у воспитанников:
1. Повысился уровень речевой деятельности.
2. Обогатился и расширился словарный запас.
3. Сформировалась способность сравнивать и объединять предметы по признакам.
4. Улучшилась звуковая культура речи.
Многие дети стали отвечать краткими и развернутыми предложениями.
5. В своей речи дети все чаще стали использовать простые формы монологической и диалогической речи.
6. У родителей появился повышенный интерес к развитию связной речи детей.
Таким образом, работа по развитию речи с использованием дидактических игр, позволяет воспитанникам не только научиться играть и совершенствовать речь, но и значительно расширить представления об окружающем мире.