Папки-передвижки

Беседа на тему «Международный день художника» для детей старшего дошкольного возраста

Анастасия Василевская
Беседа на тему «Международный день художника» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Разговоры о важном

Беседа для детей старшего дошкольного возраста и

детей подготовительной к школе группы

Тема: «Международный день художника»

Воспитатель: Василевская А. С.

Цель: познакомить детей с праздником «Международный день художника».

Задачи:

образовательные:

расширить знания об истории возникновения изобразительного искусства;

расширить знания о художниках, их творчестве;

развивающие:

развивать познавательный интерес, любознательность;

развивать творческое воображение, внимание, память;

развивать активный словарь детей;

воспитательные:

воспитывать интерес к изучению творчества художников;

воспитывать любовь к произведениям искусства, уважение к труду художников, гордость за их произведения.

Оборудование: телевизор, презентация «8 декабря – Международный день художника»; портреты русских художников: И. И. Левитана, И. И. Шишкина, А. К. Саврасова, В. М. Васнецова, И. Э. Грабаря, И. Е. Репина; современных русских художников: Никаса Сафронова, Е. В. Ромашко, А. М. Зайцева; художников Липецкого края: В. С. Сорокина, В. Д. Дворянчикова, Е. П. Сальниковва, В. Я. Соболева.

Ход беседы:

Педагог: Ребята, внимательно послушайте загадку и постарайтесь ее отгадать. Отгадав её, вы поймете, о ком мы сегодня будем говорить.

Яркий праздничный букет,

Лучик солнышка слепящий,

Лип цветущих жаркий цвет,

Зимний сад, под снегом спящий,

Над грядою гор — рассвет,

Моросящий серый дождик,

Натюрморт, пейзаж, портрет

Кистью пишет нам …

Дети: Художник.

Педагог: Правильно, художник. Кто такой художник?

Дети: Художник – это человек, который рисует картины.

Педагог: Художник – человек, который занимается изобразительным искусством, создаёт картины, художественные произведения.

Изобразительное искусство появилось в давние времена, ещё древние люди украшали стены своих пещер росписями с изображением животных, людей (Слайд 2). В Древнем Египте художники пользовались большим уважением. Считалось, что написанные изображения обладают магическим эффектом (Слайд 3). В Средние века главными направлениями искусства являлись иконопись, фрески и мозаика (Слайд 4). Во время эпохи Возрождения развился портретный жанр, который не теряет актуальности и сегодня (Слайд 5).

По инициативе Международной Ассоциации «Искусство народов мира» в 2007 году был утвержден «Международный день художника», который отмечается 8 декабря. В отдельных регионах России «Международный день художника» отмечается в разные дни – Курская область празднует 9 августа, Липецкая область – 25 декабря. Некоторые творческие объединения предлагают проведение праздника 25 октября, в день рождения Пабло Пикассо, которого мастера и знатоки живописи считают величайшим художником XX века (Слайд 6). Так что единого мнения о дате в профессиональном сообществе пока не сложилось. Но, наверное, это и не плохо: пусть будет больше поводов поздравить тех, кто несет красоту искусства в нашу жизнь. День художника – это праздник не только профессионалов, но и любителей живописи. Творчество сохраняет в человеке возможность радоваться миру и любить его. Поэтому праздник «Международный день художника» для всех любителей прекрасного.

Этот праздник – еще один повод вспомнить художников – творцов истории. Их глазами мы видим мир Древней Греции, представляем жизнь Средневековой Европы, осознаем, насколько прекрасен наш мир. Знакомство с изобразительным искусством позволяет не только расширить свои знания и кругозор, но и приобщиться к этому замечательному миру. Все мы когда-то пробовали свои силы, взяв впервые в руки карандаш и кисти …

Сегодня в честь праздника проводится множество различных мероприятий (пленэры – создание картин не в мастерской, а на природе; мастер-классы; инсталляции – форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных готовых материалов и форм и являющую собой художественное целое; перформансы – форма современного искусства, жанр театрально-художественного представления, в которой произведения составляют действия художника или группы в определённом месте и времени. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношения художника и зрителя; тематических выставок в учреждениях культуры, музеях, галереях. В этот период художники пытаются презентовать себя как деятеля искусства миру, пообщаться с людьми и поведать им о своей необыкновенной профессии (Слайд 7).

В Лондоне были проведены исследования, которые доказали, что красивые картины имеют способность положительно воздействовать на психическое состояние человека. Удалось научно доказать, что, созерцая признанные шедевры искусства, у человека возникает реакция, подобная той, которая появляется при нахождении рядом с любимым человеком.

Педагог: Ребята, каких русских художников вы знаете?

Дети: Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900)

Педагог: Исаак Ильич Левитан, художник – живописец, пейзажист, мастер лирического пейзажа (Слайд 8). А кто из вас может назвать картины, которые написал этот художник?

Дети: «Март», «Весна. Большая вода», «Золотая осень» (Слайд 9).

Педагог: Каких русских художников вы еще можете назвать?

Дети: Иван Иванович Шишкин (1832 – 1898) (Слайд 10).

Картины: «Утро в сосновом лесу», «Рожь», «Корабельная роща» (Слайд 11).

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 – 1897) – художник – живописец (Слайд 12).

Картины: «Грачи прилетели», «Ранняя весна» (Слайд 13).

Виктор Михайлович Васнецов (1824 – 1926) – художник – живописец (Слайд 14).

Картины: «Алёнушка», «Богатыри», «Иван Царевич и серый волк» (Слайд 15).

Игорь Эммануилович Грабарь (1881 – 1960) – художник – пейзажист, тонкий знаток русской природы (Слайд 16).

Картины: «Февральская лазурь», «Рябинка», «Зимний пейзаж» (Слайд 17).

Илья Ефимович Репин (1844 – 1930) – художник – живописец (Слайд 18).

Картины: «Стрекоза», «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и его сын Иван» (Слайд 19).

Педагог: Ребята, а каких современных российских художников вы знаете?

Дети: Николай Степанович (Никас) Сафронов, Евгений Викторович Ромашко, Алексей Михайлович Зайцев (Слайд 20).

Педагог: Молодцы! А теперь назовите художников Липецкого края.

Дети: Вилен Дмитриевич Дворянчиков (Слайд 21).

Евгений Павлович Сальников (Слайд 22).

Виктор Яковлевич Соболев (Слайд 23).

Виктор Семенович Сорокин (Слайд 24).

Педагог: Ребята, предлагаю поговорить о народном художнике России Викторе Семеновиче Сорокине.

Виктор Семёнович Сорокин запомнился очень светлым человеком. Маленького роста, с белоснежными волосами и бородой. Близкие люди запросто называли его «Дед». Коллеги и ценители творчества - Мастер. Пожалуй, его любили и уважали все. Даже те, кто не видел ни одной картины Сорокина, не имел никакого представления о том, что еще при жизни этот удивительный художник вошел в славную плеяду людей, прославивших наш край. Таких, как писатели Бунин и Пришвин, музыканты Игумнов и Хренников (Слайд 24).

Виктор Сорокин родился в Москве. Его отец был офицером и служил в технических войсках, отвечал за доставку боеприпасов к местам сражений. Мать происходила из купеческого сословия, она следила за хозяйством и воспитывала детей. Виктор Сорокин был старшим ребенком, после него родились сыновья Алексей и Борис. Семья жила в большом двухэтажном доме напротив Рижского вокзала вместе с дедушкой и дядей будущего художника. На первом этаже был магазин, которым владели родители, на втором находились жилые комнаты. Кроме этого, семья владела несколькими доходными домами и подносной фабрикой в Подмосковье.

У отца был автомобиль, и по воскресеньям он возил сыновей в цирк на Цветном бульваре. Вечерами Виктор Сорокин рисовал. Краски он увидел в пять лет: тети художника писали картины и часто занимались живописью с племянником.

Его безмятежное детство длилось недолго. В 1917 году мать заболела тифом и умерла. Через несколько месяцев погиб отец: он уехал налаживать поставки на фронт и не вернулся. Детей взяли на воспитание три тети — каждая забрала по ребенку. Виктор Сорокин переехал к родственнице матери в деревню Теплый Стан недалеко от Москвы. В 1920 году он пошёл в местную школу, однако окончил там лишь четыре класса. Семья решила отдать Сорокина в детский дом «Суханово»: возможности дать хорошее образование у родственников не было, а в интернате преподавали бывшие московские дворяне. Учреждение находилось в бывшей усадьбе князей Волконских (Слайд 25).

Когда Виктору Сорокину исполнилось 16 лет, его перевели в трудовую коммуну имени Дзержинского под Люберцами. Утром он учился, а после обеда работал по три-четыре часа в мастерских. Будущего художника определили в столярный цех. Сорокин быстро научился работать с деревом и даже хотел стать плотником. Однако все изменило первое занятие в кружке по живописи. Его позвали туда друзья. С воспитанниками занимался ученик Ильи Репина Никита Хотулев. Хотулев показал, как работать с маслом и акварелью, много рассказывал о творчестве своего учителя. По выходным он возил ребят в Москву в Третьяковскую галерею.

Вскоре в коммуне сменился преподаватель по рисованию. Им стал известный художник Борис Иогансон. На неделе он читал лекции студентам факультетов живописи, а по субботам и воскресеньям приезжал в Люберцы к воспитанникам. Иогансон выделил из кружка четверых учеников и готовил их к поступлению в художественные академии. Среди них был и Виктор Сорокин. В 1937 году он сдал вступительные экзамены и стал студентом Московского института изобразительных искусств им. В. И. Сурикова.

В институте Виктор Сорокин попал в мастерскую живописца Сергея Герасимова. Летом студенты уезжали на практику в небольшое крымское село Козы, где писали пейзажи. Там в 1939 году Сорокин закончил картину «Татарская деревня». Преподаватели оценили работу на высший балл и отправили произведение на Всесоюзную молодежную выставку (Слайд 26).

Летом 1941 года Виктор Сорокин поехал на летние каникулы в Украину — рисовать этюды. Однако уже через несколько дней объявили о начале войны. Студента сразу же отправили на поезде в Москву. В столице художник записался добровольцем в специальную бригаду. Вместе с другими живописцами он рисовал кроны деревьев на крышах многоэтажек: таким образом, маскировали здания от бомбежки. Однако к концу октября 1941 года оставаться в Москве стало опасно. Московский институт изобразительных искусств эвакуировали в Самарканд.

В эвакуации Виктор Сорокин написал «Портрет пожилой женщины» (Слайд 27).

В столицу Виктор Сорокин вернулся в 1943 году. Спустя два года он сдал выпускные экзамены и с отличием окончил Московский институт изобразительных искусств.

В послевоенное время заказов было немного. В 1948 году Виктор Сорокин переехал в Елец. Он стал преподавателем в городском художественном училище. Живописец часто проводил занятия на натуре. Елец навсегда стал любимой натурой художника. Ему был мил провинциальный уклад быта в старинном русском городе, быть может, напоминавший его раннее детство в двухэтажной Москве, с ее уютными двориками, размеренностью жизни. В Ельце он ощущал себя в природной среде, питавшей его творчество.

В 1957 году Елецкое художественное училище закрыли, и Виктора Сорокина перевели в Липецк. В 1963 году в Липецке прошла персональная выставка Виктора Сорокина «25 лет творческого пути». В год Сорокин писал по пять или шесть работ, которые выставлял в Липецком областном краеведческом музее. В 1971 году художника наградили орденом Трудового Красного Знамени. В 1973 году открылась вторая персональная выставка Сорокина в городе Ельце, а вскоре ему присвоили почетное звание «Заслуженный художник РСФСР». В 1986 году художника наградили орденом Дружбы народов. В 1990 году Виктор Сорокин впервые побывал во Франции: В 1991 году Сорокину присвоили звание «Народный художник России». Спустя год к юбилею художника в Липецке прошла его персональная выставка (Слайды 28-29-30).

В 1992 году в Липецке был создан прижизненный Музей – мастерская народного художника России В. С. Сорокина. Это был подарок благодарных сограждан выдающемуся российскому живописцу Виктору Семеновичу Сорокину в знак его заслуг и в честь 80-летия со дня рождения. Под Музей был выделен особняк в стиле модерн (архитектор Фрейман) – памятник архитектуры в центре города. На первом этаже здания разместилась мастерская живописца, которая также служила гостиной. Второй этаж был отведен под экспозиционный зал (Слайд 32 – 33).

С 1993 года его имя носит Липецкая детская художественная школа № 1.

В 1994 году Виктор Сорокин стал почетным гражданином Липецка.

В 1997 году живописца наградили золотой медалью Российской академии художеств и орденом «Знак почета» (Слайд 34).

В июне 2001 года прошла последняя выставка художника. 25 августа 2001 года Виктор Семёнович Сорокин скончался. Его похоронили в городе Липецке. С 2004 года ежегодно 25 декабря в день его рождения в Липецкой области проводится День Художника. В 2002 году Дом Мастера получил новый статус, увековечивающий память художника. Теперь это – Художественный Музей им. В. С. Сорокина – Дом Мастера.

В городе Ельце в 2006 году местным коллекционером Е. П. Крикуновым был открыт музей народного художника России - Виктора Семёновича Сорокина. Евгения Павловича и Виктора Семеновича связывала давняя, многолетняя дружба (Слайд 35).

Музей народного художника России В. С. Сорокина принимает гостей и туристов в любое время года.

На первом этаже музея находится выставочный зал с постоянно меняющимися экспозициями, а также залы, где выставлены картины художников 18-19 вв., живопись художников соцреализма и старинные иконы. На втором этаже – постоянная экспозиция картин народного художника России Виктора Семеновича Сорокина. Большинство картин художника было написано в Ельце под впечатлением от самобытности и неповторимости старинного города. Виктор Семенович был по-юношески влюблен в Елец. В музее собраны работы В. С. Сорокина, выполненные с конца 1940-х гг. до 2001 г. Любуются ими ельчане, гости нашей страны и зарубежья (Слайд 36).

С 2013 года в г. Липецке существует бульвар Виктора Сорокина (Слайд 37).

20 июля 2019 года у Дома Мастера открыли памятник Виктору Сорокину. Памятник Виктору Сорокину назвали «Художник». Памятник создал известный липецкий скульптор Александр Вагнер, установил скульптуру у Дома Мастера друг художника меценат Александр Назаров (Слайд 38).

В Липецке создан Фонд художника Виктора Сорокина, среди задач которого -создание сводного каталога произведений Сорокина, хранящихся в государственных музейных и частных коллекциях, формирование архива, публикация искусствоведческих статей и воспоминаний современников. Учредителями Фонда стали известный меценат и коллекционер А. В. Назаров, искусствовед Т. И. Нечаева и сын художника А. В. Сорокин.

Учреждена областная премия имени В. С. Сорокина, которой ежегодно награждаются лучшие воспитанники детских художественных школ.

Работы мастера хранятся в Третьяковской галерее, в Липецком областном и Елецком краеведческих музеях, других государственных и частных собраниях в России и за рубежом.

Творчество Виктора Семёновича Сорокина дарит незабываемые эстетические переживания, взывает к жизнелюбию, поднимает дух. Оно являет пример живого развития традиций художественной культуры. Наследие мастера - воистину национальное достояние (Слайд 39).

Картины Виктора Семёновича Сорокина:

«Разлив».

«Зима на озере».

«Донской монастырь».

«Натюрморт с помидорами».

«Натюрморт».

«Яблонька» (Слайды 40 – 45).

Роль изобразительного искусства в жизни людей несомненна. Оно позволяет познавать мир искусства, вдохновляет на создание шедевров, воспитывает любовь к окружающему миру, развивает различные чувства, воздействует на настроение, побуждает совершать добрые дела и поступки, учит воспринимать прекрасное и наслаждаться им.

Вопросы:

1. Кто такой художник?

2. Когда появилось изобразительное искусство?

3. Когда отмечается «Международный день художника»?

4. Что это за праздник «Международный день художника»?

5. Какие мероприятия проводятся в честь этого праздника?

6. Назовите русских художников и их картины.

7. Каких современных русских художников вы можете назвать?

8. Назовите художников Липецкого края.

9. Кто такой Виктор Семенович Сорокин?

10. Где можно увидеть картины В. С. Сорокина?

11. Почему в Липецкой области «День художника» отмечается 25 декабря?

12. В каком городе Липецкой области открыт музей Народного художника России – В. С. Сорокина?

13. Чье имя носит областная премия, которой ежегодно награждаются лучшие воспитанники детских художественных школ?

14. Для чего создан фонд художника В. С. Сорокина в Липецке?

15. Какую роль играет изобразительное искусство в жизни людей?

Публикации по теме:

Сценарий праздника «Международный день музыки» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий праздника «Международный день музыки» для детей старшего дошкольного возраста «День музыки» Сценарий праздника для детей старшей, подготовительной групп детского сада. Автор: Людмила Диканова. Цель: создать у ребенка.

Беседа «Об Отечестве» из цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Моя Родина»Беседа «Об Отечестве» из цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Моя Родина» Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию беседу "Об Отечестве" из цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Исконные символы России» Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Исконные символы России". Воспитатель : Крупская Елена Владимировна Описание: Беседа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Беседа на тему «Международный день художника» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 января 2025 в 14:02
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Беседа на тему «Международный день художника» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Василевская (УИ 1629633) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 января 2025 четверг
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД