Анастасия Василевская
Беседа на тему «Международный день художника» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Разговоры о важном
Беседа для детей старшего дошкольного возраста и
детей подготовительной к школе группы
Тема: «Международный день художника»
Воспитатель: Василевская А. С.
Цель: познакомить детей с праздником «Международный день художника».
Задачи:
образовательные:
расширить знания об истории возникновения изобразительного искусства;
расширить знания о художниках, их творчестве;
развивающие:
развивать познавательный интерес, любознательность;
развивать творческое воображение, внимание, память;
развивать активный словарь детей;
воспитательные:
воспитывать интерес к изучению творчества художников;
воспитывать любовь к произведениям искусства, уважение к труду художников, гордость за их произведения.
Оборудование: телевизор, презентация «8 декабря – Международный день художника»; портреты русских художников: И. И. Левитана, И. И. Шишкина, А. К. Саврасова, В. М. Васнецова, И. Э. Грабаря, И. Е. Репина; современных русских художников: Никаса Сафронова, Е. В. Ромашко, А. М. Зайцева; художников Липецкого края: В. С. Сорокина, В. Д. Дворянчикова, Е. П. Сальниковва, В. Я. Соболева.
Ход беседы:
Педагог: Ребята, внимательно послушайте загадку и постарайтесь ее отгадать. Отгадав её, вы поймете, о ком мы сегодня будем говорить.
Яркий праздничный букет,
Лучик солнышка слепящий,
Лип цветущих жаркий цвет,
Зимний сад, под снегом спящий,
Над грядою гор — рассвет,
Моросящий серый дождик,
Натюрморт, пейзаж, портрет
Кистью пишет нам …
Дети: Художник.
Педагог: Правильно, художник. Кто такой художник?
Дети: Художник – это человек, который рисует картины.
Педагог: Художник – человек, который занимается изобразительным искусством, создаёт картины, художественные произведения.
Изобразительное искусство появилось в давние времена, ещё древние люди украшали стены своих пещер росписями с изображением животных, людей (Слайд 2). В Древнем Египте художники пользовались большим уважением. Считалось, что написанные изображения обладают магическим эффектом (Слайд 3). В Средние века главными направлениями искусства являлись иконопись, фрески и мозаика (Слайд 4). Во время эпохи Возрождения развился портретный жанр, который не теряет актуальности и сегодня (Слайд 5).
По инициативе Международной Ассоциации «Искусство народов мира» в 2007 году был утвержден «Международный день художника», который отмечается 8 декабря. В отдельных регионах России «Международный день художника» отмечается в разные дни – Курская область празднует 9 августа, Липецкая область – 25 декабря. Некоторые творческие объединения предлагают проведение праздника 25 октября, в день рождения Пабло Пикассо, которого мастера и знатоки живописи считают величайшим художником XX века (Слайд 6). Так что единого мнения о дате в профессиональном сообществе пока не сложилось. Но, наверное, это и не плохо: пусть будет больше поводов поздравить тех, кто несет красоту искусства в нашу жизнь. День художника – это праздник не только профессионалов, но и любителей живописи. Творчество сохраняет в человеке возможность радоваться миру и любить его. Поэтому праздник «Международный день художника» для всех любителей прекрасного.
Этот праздник – еще один повод вспомнить художников – творцов истории. Их глазами мы видим мир Древней Греции, представляем жизнь Средневековой Европы, осознаем, насколько прекрасен наш мир. Знакомство с изобразительным искусством позволяет не только расширить свои знания и кругозор, но и приобщиться к этому замечательному миру. Все мы когда-то пробовали свои силы, взяв впервые в руки карандаш и кисти …
Сегодня в честь праздника проводится множество различных мероприятий (пленэры – создание картин не в мастерской, а на природе; мастер-классы; инсталляции – форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных готовых материалов и форм и являющую собой художественное целое; перформансы – форма современного искусства, жанр театрально-художественного представления, в которой произведения составляют действия художника или группы в определённом месте и времени. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношения художника и зрителя; тематических выставок в учреждениях культуры, музеях, галереях. В этот период художники пытаются презентовать себя как деятеля искусства миру, пообщаться с людьми и поведать им о своей необыкновенной профессии (Слайд 7).
В Лондоне были проведены исследования, которые доказали, что красивые картины имеют способность положительно воздействовать на психическое состояние человека. Удалось научно доказать, что, созерцая признанные шедевры искусства, у человека возникает реакция, подобная той, которая появляется при нахождении рядом с любимым человеком.
Педагог: Ребята, каких русских художников вы знаете?
Дети: Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900)
Педагог: Исаак Ильич Левитан, художник – живописец, пейзажист, мастер лирического пейзажа (Слайд 8). А кто из вас может назвать картины, которые написал этот художник?
Дети: «Март», «Весна. Большая вода», «Золотая осень» (Слайд 9).
Педагог: Каких русских художников вы еще можете назвать?
Дети: Иван Иванович Шишкин (1832 – 1898) (Слайд 10).
Картины: «Утро в сосновом лесу», «Рожь», «Корабельная роща» (Слайд 11).
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 – 1897) – художник – живописец (Слайд 12).
Картины: «Грачи прилетели», «Ранняя весна» (Слайд 13).
Виктор Михайлович Васнецов (1824 – 1926) – художник – живописец (Слайд 14).
Картины: «Алёнушка», «Богатыри», «Иван Царевич и серый волк» (Слайд 15).
Игорь Эммануилович Грабарь (1881 – 1960) – художник – пейзажист, тонкий знаток русской природы (Слайд 16).
Картины: «Февральская лазурь», «Рябинка», «Зимний пейзаж» (Слайд 17).
Илья Ефимович Репин (1844 – 1930) – художник – живописец (Слайд 18).
Картины: «Стрекоза», «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и его сын Иван» (Слайд 19).
Педагог: Ребята, а каких современных российских художников вы знаете?
Дети: Николай Степанович (Никас) Сафронов, Евгений Викторович Ромашко, Алексей Михайлович Зайцев (Слайд 20).
Педагог: Молодцы! А теперь назовите художников Липецкого края.
Дети: Вилен Дмитриевич Дворянчиков (Слайд 21).
Евгений Павлович Сальников (Слайд 22).
Виктор Яковлевич Соболев (Слайд 23).
Виктор Семенович Сорокин (Слайд 24).
Педагог: Ребята, предлагаю поговорить о народном художнике России Викторе Семеновиче Сорокине.
Виктор Семёнович Сорокин запомнился очень светлым человеком. Маленького роста, с белоснежными волосами и бородой. Близкие люди запросто называли его «Дед». Коллеги и ценители творчества - Мастер. Пожалуй, его любили и уважали все. Даже те, кто не видел ни одной картины Сорокина, не имел никакого представления о том, что еще при жизни этот удивительный художник вошел в славную плеяду людей, прославивших наш край. Таких, как писатели Бунин и Пришвин, музыканты Игумнов и Хренников (Слайд 24).
Виктор Сорокин родился в Москве. Его отец был офицером и служил в технических войсках, отвечал за доставку боеприпасов к местам сражений. Мать происходила из купеческого сословия, она следила за хозяйством и воспитывала детей. Виктор Сорокин был старшим ребенком, после него родились сыновья Алексей и Борис. Семья жила в большом двухэтажном доме напротив Рижского вокзала вместе с дедушкой и дядей будущего художника. На первом этаже был магазин, которым владели родители, на втором находились жилые комнаты. Кроме этого, семья владела несколькими доходными домами и подносной фабрикой в Подмосковье.
У отца был автомобиль, и по воскресеньям он возил сыновей в цирк на Цветном бульваре. Вечерами Виктор Сорокин рисовал. Краски он увидел в пять лет: тети художника писали картины и часто занимались живописью с племянником.
Его безмятежное детство длилось недолго. В 1917 году мать заболела тифом и умерла. Через несколько месяцев погиб отец: он уехал налаживать поставки на фронт и не вернулся. Детей взяли на воспитание три тети — каждая забрала по ребенку. Виктор Сорокин переехал к родственнице матери в деревню Теплый Стан недалеко от Москвы. В 1920 году он пошёл в местную школу, однако окончил там лишь четыре класса. Семья решила отдать Сорокина в детский дом «Суханово»: возможности дать хорошее образование у родственников не было, а в интернате преподавали бывшие московские дворяне. Учреждение находилось в бывшей усадьбе князей Волконских (Слайд 25).
Когда Виктору Сорокину исполнилось 16 лет, его перевели в трудовую коммуну имени Дзержинского под Люберцами. Утром он учился, а после обеда работал по три-четыре часа в мастерских. Будущего художника определили в столярный цех. Сорокин быстро научился работать с деревом и даже хотел стать плотником. Однако все изменило первое занятие в кружке по живописи. Его позвали туда друзья. С воспитанниками занимался ученик Ильи Репина Никита Хотулев. Хотулев показал, как работать с маслом и акварелью, много рассказывал о творчестве своего учителя. По выходным он возил ребят в Москву в Третьяковскую галерею.
Вскоре в коммуне сменился преподаватель по рисованию. Им стал известный художник Борис Иогансон. На неделе он читал лекции студентам факультетов живописи, а по субботам и воскресеньям приезжал в Люберцы к воспитанникам. Иогансон выделил из кружка четверых учеников и готовил их к поступлению в художественные академии. Среди них был и Виктор Сорокин. В 1937 году он сдал вступительные экзамены и стал студентом Московского института изобразительных искусств им. В. И. Сурикова.
В институте Виктор Сорокин попал в мастерскую живописца Сергея Герасимова. Летом студенты уезжали на практику в небольшое крымское село Козы, где писали пейзажи. Там в 1939 году Сорокин закончил картину «Татарская деревня». Преподаватели оценили работу на высший балл и отправили произведение на Всесоюзную молодежную выставку (Слайд 26).
Летом 1941 года Виктор Сорокин поехал на летние каникулы в Украину — рисовать этюды. Однако уже через несколько дней объявили о начале войны. Студента сразу же отправили на поезде в Москву. В столице художник записался добровольцем в специальную бригаду. Вместе с другими живописцами он рисовал кроны деревьев на крышах многоэтажек: таким образом, маскировали здания от бомбежки. Однако к концу октября 1941 года оставаться в Москве стало опасно. Московский институт изобразительных искусств эвакуировали в Самарканд.
В эвакуации Виктор Сорокин написал «Портрет пожилой женщины» (Слайд 27).
В столицу Виктор Сорокин вернулся в 1943 году. Спустя два года он сдал выпускные экзамены и с отличием окончил Московский институт изобразительных искусств.
В послевоенное время заказов было немного. В 1948 году Виктор Сорокин переехал в Елец. Он стал преподавателем в городском художественном училище. Живописец часто проводил занятия на натуре. Елец навсегда стал любимой натурой художника. Ему был мил провинциальный уклад быта в старинном русском городе, быть может, напоминавший его раннее детство в двухэтажной Москве, с ее уютными двориками, размеренностью жизни. В Ельце он ощущал себя в природной среде, питавшей его творчество.
В 1957 году Елецкое художественное училище закрыли, и Виктора Сорокина перевели в Липецк. В 1963 году в Липецке прошла персональная выставка Виктора Сорокина «25 лет творческого пути». В год Сорокин писал по пять или шесть работ, которые выставлял в Липецком областном краеведческом музее. В 1971 году художника наградили орденом Трудового Красного Знамени. В 1973 году открылась вторая персональная выставка Сорокина в городе Ельце, а вскоре ему присвоили почетное звание «Заслуженный художник РСФСР». В 1986 году художника наградили орденом Дружбы народов. В 1990 году Виктор Сорокин впервые побывал во Франции: В 1991 году Сорокину присвоили звание «Народный художник России». Спустя год к юбилею художника в Липецке прошла его персональная выставка (Слайды 28-29-30).
В 1992 году в Липецке был создан прижизненный Музей – мастерская народного художника России В. С. Сорокина. Это был подарок благодарных сограждан выдающемуся российскому живописцу Виктору Семеновичу Сорокину в знак его заслуг и в честь 80-летия со дня рождения. Под Музей был выделен особняк в стиле модерн (архитектор Фрейман) – памятник архитектуры в центре города. На первом этаже здания разместилась мастерская живописца, которая также служила гостиной. Второй этаж был отведен под экспозиционный зал (Слайд 32 – 33).
С 1993 года его имя носит Липецкая детская художественная школа № 1.
В 1994 году Виктор Сорокин стал почетным гражданином Липецка.
В 1997 году живописца наградили золотой медалью Российской академии художеств и орденом «Знак почета» (Слайд 34).
В июне 2001 года прошла последняя выставка художника. 25 августа 2001 года Виктор Семёнович Сорокин скончался. Его похоронили в городе Липецке. С 2004 года ежегодно 25 декабря в день его рождения в Липецкой области проводится День Художника. В 2002 году Дом Мастера получил новый статус, увековечивающий память художника. Теперь это – Художественный Музей им. В. С. Сорокина – Дом Мастера.
В городе Ельце в 2006 году местным коллекционером Е. П. Крикуновым был открыт музей народного художника России - Виктора Семёновича Сорокина. Евгения Павловича и Виктора Семеновича связывала давняя, многолетняя дружба (Слайд 35).
Музей народного художника России В. С. Сорокина принимает гостей и туристов в любое время года.
На первом этаже музея находится выставочный зал с постоянно меняющимися экспозициями, а также залы, где выставлены картины художников 18-19 вв., живопись художников соцреализма и старинные иконы. На втором этаже – постоянная экспозиция картин народного художника России Виктора Семеновича Сорокина. Большинство картин художника было написано в Ельце под впечатлением от самобытности и неповторимости старинного города. Виктор Семенович был по-юношески влюблен в Елец. В музее собраны работы В. С. Сорокина, выполненные с конца 1940-х гг. до 2001 г. Любуются ими ельчане, гости нашей страны и зарубежья (Слайд 36).
С 2013 года в г. Липецке существует бульвар Виктора Сорокина (Слайд 37).
20 июля 2019 года у Дома Мастера открыли памятник Виктору Сорокину. Памятник Виктору Сорокину назвали «Художник». Памятник создал известный липецкий скульптор Александр Вагнер, установил скульптуру у Дома Мастера друг художника меценат Александр Назаров (Слайд 38).
В Липецке создан Фонд художника Виктора Сорокина, среди задач которого -создание сводного каталога произведений Сорокина, хранящихся в государственных музейных и частных коллекциях, формирование архива, публикация искусствоведческих статей и воспоминаний современников. Учредителями Фонда стали известный меценат и коллекционер А. В. Назаров, искусствовед Т. И. Нечаева и сын художника А. В. Сорокин.
Учреждена областная премия имени В. С. Сорокина, которой ежегодно награждаются лучшие воспитанники детских художественных школ.
Работы мастера хранятся в Третьяковской галерее, в Липецком областном и Елецком краеведческих музеях, других государственных и частных собраниях в России и за рубежом.
Творчество Виктора Семёновича Сорокина дарит незабываемые эстетические переживания, взывает к жизнелюбию, поднимает дух. Оно являет пример живого развития традиций художественной культуры. Наследие мастера - воистину национальное достояние (Слайд 39).
Картины Виктора Семёновича Сорокина:
«Разлив».
«Зима на озере».
«Донской монастырь».
«Натюрморт с помидорами».
«Натюрморт».
«Яблонька» (Слайды 40 – 45).
Роль изобразительного искусства в жизни людей несомненна. Оно позволяет познавать мир искусства, вдохновляет на создание шедевров, воспитывает любовь к окружающему миру, развивает различные чувства, воздействует на настроение, побуждает совершать добрые дела и поступки, учит воспринимать прекрасное и наслаждаться им.
Вопросы:
1. Кто такой художник?
2. Когда появилось изобразительное искусство?
3. Когда отмечается «Международный день художника»?
4. Что это за праздник «Международный день художника»?
5. Какие мероприятия проводятся в честь этого праздника?
6. Назовите русских художников и их картины.
7. Каких современных русских художников вы можете назвать?
8. Назовите художников Липецкого края.
9. Кто такой Виктор Семенович Сорокин?
10. Где можно увидеть картины В. С. Сорокина?
11. Почему в Липецкой области «День художника» отмечается 25 декабря?
12. В каком городе Липецкой области открыт музей Народного художника России – В. С. Сорокина?
13. Чье имя носит областная премия, которой ежегодно награждаются лучшие воспитанники детских художественных школ?
14. Для чего создан фонд художника В. С. Сорокина в Липецке?
15. Какую роль играет изобразительное искусство в жизни людей?