Суйдимова Римма Зауровна
Отчёт по самообразованию «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников
Актуальность: Изучив теоретический материал по данной теме, я сделала вывод о том, что необходимо изучить методику экспериментирования более углубленно, так как в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения. А таким методом и является экспериментирование.
Публикация «Отчёт по самообразованию „Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
Цели:
1. Продолжать повышать свой профессиональный уровень.
2. Продолжать учить узнавать с детьми удивительный мир экспериментирования.
3. Глубже изучать методическую литературу по данной теме.
4. Пополнять опытно-экспериментальный уголок.
5. Развитие познавательной активности через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Как можно больше включать опытно-экспериментальной деятельность в активную жизнь детей старшей группы.
2. Закрепление пройденного материала в индивидуальной деятельности.
3. Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности.
4. Развивать познавательные способности, творческое воображение, коммуникативные навыки;
5. Приобщать детей к опытно-экспериментальной деятельности; 6. Воспитывать любознательность, аккуратность, культуру общения.
Содержание:
Дети дошкольного возраста любят экспериментировать и исследовать. Наблюдая в природе, работая на занятиях, занимаясь самостоятельной деятельностью, постоянно требуется помощь взрослого. В детском саду помощником является воспитатель. А чтобы направить дошкольника в нужное русло, педагог должен постоянно заниматься самообразованием. Несмотря на стаж работы, порой не знаешь, как ответить на вопрос ребёнка.
Тогда помощником становится интернет. С помощью коллег по профессии находишь нужный ответ. Я стараюсь как можно больше дать ребёнку самостоятельность, конечно в пределах программы дошкольного образования. Проводя с детьми опыты, автоматически выводишь иногда выводы, о которых раньше не знал. Здесь происходит самообразование самопроизвольно.
Моя тема самообразования ««Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников».
В сентябре составила плана работы по самообразованию и подобрала литературу для использования в работе над темой.
Провела диагностику в начале года. В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме:
Н. Е. Веракса «Познавательно-исследовательская деятельность»;
О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»; Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир»;
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой» в подготовительной группе; Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»;
Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ.
Так же изучила опыт коллег на интернет- сайтах: maam.ru, nsportal.ru.
Для того чтобы дети получили больше знаний по теме, поместила в уголке для родителей консультацию «Применение игровых методов и приемов по организации детского экспериментирования в домашних условиях».
Использую новые сюрпризные моменты. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. В группе оформила зону для опытно-экспериментальной деятельности. Внесла в уголок материалы:
-семена круп, цветов, овощей;
-песок, опилки, глина;
-ленточки, тесьма по ширине, длине, цвету;
-желуди, шишки, камни, ракушки.
Оборудование: емкости для опытов, трубочки.
Совместно с родителями оформили: коллекции камней, бумаги, пуговиц.
В «мини-лабораторию» добавила необходимое оборудование. Здесь дети проводят самостоятельную и совместную с воспитателем исследовательскую деятельность. На протяжении всего учебного времени проводила занятия, опыты-эксперименты.
В феврале этого года мною была проведена нод по теме: «Экскурсия в сказочный лес».
В течение года провела с детьми следующие проекты: «Осень, мы тебе рады!», «Бережём своё здоровье», «Берегите ели!», «Кушаем витамины, со здоровьем все в порядке», «Мусор уберите! Больше не сорите!»
В каждом проекте старалась включать опытно-экспериментальную деятельность. В течении года изготовила следующие дидактические игры и картотеку игр: «Угадай на вкус», «Теплый- холодный», «Легкий- тяжелый», «Узнай и сравни», «Найди пару». Составила картотеку опытов: с песком, снегом, водой, бумагой, солнцем. Подготовила для родителей следующие консультации: «Формирование навыков экологической безопасности у детей»; «Неизведанное рядом»; «Зеленый мир на окне»;
«Природа в познавательном и эстетическом развитии детей».
Вывод: работая по данной теме в течении учебного года получила следующие результаты:
-пополнился словарный запас детей: семена, опыт, эксперимент, коллекция, гербарий, микроскоп, лупы;
-расширился кругозор детей; -научились устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Проанализировав результаты своего самообразования, я пришла к выводу, что год работы над темой не прошла даром. Дети стали более изобретательными, почти все проявляют творческую активность, познавательный интерес. Глубже открыла перед детьми удивительный мир экспериментирования.