Оксана Волкова
Развитие письменной речи у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие письменной речи – важная задача обучения родному языку. Овладение родным языком как средством, способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте.
В своей практической деятельности большое значение развитию письменной речи уделяли выдающиеся педагоги прошлого: Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, М. Монтессори.
Ведь именно в начальной школе необходимо заложить прочные основы по ее развитию, для того чтобы на протяжении жизни человек мог опираться на эту основу.
Методика развития письменной речи содержит большое разнообразие речевых упражнений. Они могут быть частью творческой работы, а могут выполняться изолировано на уроках обучения грамоте, чтения, русского языка. Учителю важно предусмотреть цель каждого речевого упражнения, и определить какое новое умение оно может сформировать. Речевые упражнения даются без теории, практическими способами и не дают эффекта за короткий срок, важно проводить их систематически.
Первоначальным этапом становления письменной речи, это:
- развитие психических процессов, моторики пальцев рук и конструктивных навыков;
- развитие фонематического восприятия;
- совершенствование звукового анализа и синтеза;
- развитие словарного запаса;
- работа с предложением, текстом;
- формирование зрительно-пространственных и временных представлений и т. д.
Несколько заданий для развития письменной речи у дошкольников:
• Упражнение «Волшебный мешочек со словами». Нужно наполнить мешочек карточками со словами. Ребёнок вытаскивает несколько карточек и составляет из них короткую историю. Это упражнение развивает воображение и учит строить логически связанные предложения.
• Создание комикса. Можно предложить ребёнку создать комикс на заданную тему. Это поможет развить умение излагать историю последовательно, а также научит использовать диалоги.
• Упражнение «Охотник за ошибками». Нужно написать текст с несколькими специально допущенными ошибками, и пусть ребёнок их найдёт и исправит. Это не только улучшает внимание к деталям, но и закрепляет правила орфографии и грамматики.
• Игра «Составь слова». Нужно использовать набор букв для создания слов. Можно начать с простых слов, постепенно увеличивая сложность. Это помогает улучшить орфографические навыки и расширяет словарный запас.
• Ведение дневника наблюдений. Можно предложить ребёнку вести дневник, в котором он будет описывать интересные события из своей жизни, наблюдения за природой или эксперименты. Это развивает умение излагать мысли последовательно и учит выражать свои чувства и впечатления на бумаге.