Лариса Красненко
Развитие игровых навыков старших дошкольников посредством народных игр Белгородской области
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие игровых навыков старших дошкольников посредством народных игр Белгородской области
Красненко Лариса Анатольевна,
воспитатель, МДОУ
«Детский сад №1» общеразвивающего вида
Ракитянский район 2016
Содержание:
Информация об опыте 3
Технология опыта 7
Результативность опыта 14
Библиографический список 16
Приложение к опыту 17
I. Информация об опыте
Публикация «Развитие игровых навыков старших дошкольников посредством народных игр Белгородской области» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Условия возникновения и становления опыта
Опыт работы формировался в условиях дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1» общеразвивающего вида, расположенного в центре поселка Ракитное в благоприятном социальном окружении. В дошкольной организации воспитываются дети от двух до семи лет в шести возрастных группах. Автор опыта работает в детском саду более 30 лет.
Образовательная деятельность с воспитанниками дошкольного учреждения строится в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В стандарте определено, что «…построение образовательного процесса должно быть на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра». А для того, чтобы выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств, сама игра должна иметь определенный уровень развития, соответствующий возрасту» [12].
Для определения уровня сформированности игровых навыков у старших дошкольников была использована методика «Изучение уровня сформированности игровых навыков у старших дошкольников», разработанная Калининой Р. Р. В основу этой методики, легла схема наблюдения за игрой детей. В нее включены основные параметры, определяющие развитие игры, в соответствии с концепцией Д. Б. Эльконина. Предлагаемая схема позволяет осуществлять как качественный, так и количественный анализ уровня сформированности игровых навыков у дошкольников (Приложение №1). Анализ диагностических таблиц, заполненных на начало 2013-2014 учебного года показал, что у 23,3% дошкольников уровень сформированности игровых навыков ниже среднего; у 66,1% старших дошкольников определен средний уровень, и только у только 10,7% дошкольников выявлен высокий уровень сформированности игровых навыков.
По этим показателям можно судить о том, что у детей не в полной мере сформированы игровые навыки : распределение игровых ролей, соответствие игрового поведения теме, а игровых действий содержанию игры. Поэтому использование игры как педагогической формы часто оказывалось неэффективным. А развитие некоторых целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования при низком уровне развития игровой деятельности ребенка было недостаточным.
Автор работы в своем опыте доказывает, что развитие у старших дошкольников должного уровня игровых навыков возможно при организации систематической образовательной деятельности в различных формах. Одним из средств обучения являются народные игры Белгородской области.
Актуальность опыта
В настоящее время в дошкольной педагогике наблюдается высокая активность исследователей в области этнокультурного образования. Она определяется не только многонациональностью нашего государства, но также и теми миграционными процессами, которые активно происходят в последние десятилетия в целом в Центрально-Черноземном регионе, и в Белгородской области в частности. Так в исследованиях Алешковского И. А. и Ионцева В. А. по вопросу управления миграционными процессами в мировом сообществе указано, что общая численность жителей земного шара, участвующих в международных миграциях, превышает в настоящее время 1,2 млрд человек. Таким образом, международная миграция стала одним из глобальных явлений, оказывающих воздействие на все стороны жизни мирового сообщества. Поэтому проблема этнокультурного воспитания и образования в настоящее время является одной и актуальных проблем всех стран и народов [1]. Поэтому воспитание детей на основе лучших народных традиций и народного творчества во многих современных исследованиях рассматривается как фактор сохранения культурной самобытности, этнической ментальности, национальных ценностей народа.
Кроме этого актуальность проблемы объясняется социально - педагогической ситуацией, сложившейся в современном дошкольном образовании; развитием нормативно - законодательных актов, связанных с этнокультурным обучением и воспитанием; этнохудожественной направленностью образования.
Актуальность проблемы определяется и тем фактором, что в современной классификации игр (Новоселова С. Л.) отдельно выделяются народные игры. (Приложение №3) [11]. Которые в свою очередь, подразделяются на виды (обрядовые, тренинговые и досуговые) и подвиды (культовые, семейные, сезонные, интеллектуальные, сенсомоторные, адаптивные, игрища, тихие, забавляющие, развлекающие).
В настоящее время в массовой практике дошкольных образовательных организаций разрозненно используются некоторые виды народных игр, чаще игры - забавы, подвижные сезонные, тихие. Но в связи с реализацией задач краеведческого характера возникают ряд противоречий и затруднений, которые автор опыта успешно решает. А именно:
противоречие между необходимостью использования всех видов народных игр Белгородской области в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и затруднениями по их включению в комплексно-тематическое планирование;
между необходимостью введения народных игр Белгородской области в игровую детскую субкультуру и отсутствием разработанных форм образовательной деятельности обучения игровым навыкам, свойственным народным играм.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что народные игры Белгородской области являются эффективным средством формирования игровых навыков у детей старшего дошкольного возраста при включении их в систематическую и плановую образовательную деятельность.
Длительность работы над опытом
Работа по теме опыта проводилась с сентября 2013 года по май 2016 года.
I этап – начальный – сентябрь - октябрь 2013 года - обнаружение проблемы, изучение теоретического и методологического материала, подбор диагностического материала, проведение первичной диагностики.
II этап - основной – ноябрь 2013 года - март 2016 года – проведение систематической и планомерной работы по организации образовательной деятельности по включению народных игр Белгородской области в образовательную деятельность с целью формирования у детей старшего дошкольного возраста игровых навыков.
III этап - заключительный – март 2016 - май 2016 года – проведение анализа полученных материалов, которые свидетельствовали бы об эффективности и результативности предложенной системы работы.
Диапазон опыта представлен системой развивающих мероприятий по развитию игровых навыков детей старшего дошкольного возраста посредством народных игр Белгородской области. Данная работа включается в общую модель этнокультурного воспитания старших дошкольников.
Теоретическая база опыта
Теоретическую основу исследования составляют идеи о самоценности народного образования (С. И. Гессен, Я. А. Коменский, П. Ф. Каптерев, К. Д. Ушинский и др.). Так, К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессмысленным, должно быть народным… Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного организма» В опыте использовались авторские литературные произведения К. Д. Ушинского при составлении конспектов и сценариев образовательных мероприятий. [6].
Важными для данной работы являются этнологические теории Ю. В. Бромлея, Л. Н. Гумилева и др. В исследованиях Л. Н. Гумилева этнос определяется как «коллектив особей, противопоставляющий себя всем прочим коллективам». Нетрудно понять, что противопоставление одного коллектива людей другому осуществляется через осознание своей общности, т. е. через этническое самосознание [6].
При подготовке опыта работы автором были изучены труды известных психологов, изучающих особенности развития навыков в дошкольном детстве и их классификацию (Л. С. Выготский, Т. С. Комарова, М. В. Гамезо, В. С. Мухина и др.) [4].
В исследованиях О. В. Солнцевой, А. П. Усовой, П. Г. Саморуковой, Н. А. Коротковой, Н. Я. Михайленко и др. описываются традиционные и современные игровые формы взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста. Они считают, что игровые технологии - являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре [13, 10]. Их исследования легли в основу планирования образовательной деятельности в течение учебного года с включением народных игр Белгородской области
Опыт работы опирается на исследования Новоселовой С. Л. О новой классификации детских игр. В её классификации определено место народных игр в игровой деятельности дошкольников [11]. При этом исследователь отмечает, что цель игровой технологии - не менять детей и не переделывать их, не учить их каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Автор опирался также на классификацию народных игр, указанную в сборнике «Праздники и обряды Белгородчины» (составитель Климова Я. М.). Интересна классификация, разработанная Шангиной И. И. [7]
Образовательная деятельность по решению задач этнокультурного образования старших дошкольников в дошкольной организации, где формировался опыт, строится с учетом парциальной региональной программы «Белгороведение» (Т. М. Стручаева, Н. Д. Епанчинцева, О. А. Брыткова, Н. Колесникова, В. В Лепетюха [14]. Авторы программы считают важным то, что через использование игровых технологий у дошкольников формируются целевые ориентиры:
дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие трудовых навыков);
развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазий); самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности);
социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества, народной культуре;
адаптация к условиям среды, обучение общению и др.)
Изучены исследования Д. Б. Эльконин, Н. Ф. Комаровой, Т. Н. Дороновой, Р. Р. Калининой в которых разработана технология организации педагогической диагностики игровых умений дошкольников. В опыте использовалась методика Р. Р. Калининой [8].
Для подбора певческого и литературного репертуара в опыте использовался краеведческий материал Ракитянского краеведческого музея, материалы других краеведческих музеев области, сборники народных игр, песенок и считалок. При разработке практической образовательной деятельности изучался опыт детских садов Вологодской области; Мурманской области; Белгородской области, г. Серпухова Московской области и др.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в комбинировании элементов известных методик и технологий при формировании игровых навыков старших дошкольников средствами народных игр Белгородской области. При этом народные игры используются в образовательной деятельности в форме совместной деятельности педагога с воспитанниками и самостоятельной образовательной деятельности старших дошкольников.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта. Опыт работы может быть использован педагогами дошкольных образовательных организаций, работающих с детьми пяти-семи лет, а также родителями старших дошкольников.
II. Технология опыта
Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики в развития игровых навыков старших дошкольников.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
1) Изучить словарную, психологическую, педагогическую и методическую литературу по данной теме; изучить основные методологические принципы организации этнокультурного воспитания и образования в современных образовательных дошкольных организациях; познакомиться с опытом использования народных игр в построении образовательной деятельности с дошкольниками.
2) Определить содержание образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по использованию игр Белгородской области для формирования игровых навыков.
3) Внедрить в педагогичную практику использование образовательных мероприятий, содержанием которых являются народные игры Белгородской области. Включить их в общую систему этнокультурного образования старших дошкольников.
4) Организовать работу по использованию диагностических методик для оценки динамики развития у старших дошкольников игровых навыков через использование различных видов народных игр Белгородской области.
Эти задачи решались на разных этапах работы над опытом. На первом этапе автором была изучена психолого-педагогическая литература по использованию народных игр в этнокультурном образовании дошкольников; рассмотрены различные подходы к построению педагогической диагностики по теме опыта; проанализированы методические разработки по практическому использованию народных игр в построении образовательной деятельности в дошкольных организациях.
Эти исследования помогли определить место и тематику народных игр в образовательном процессе; формы организации образовательной деятельности и наиболее эффективные технологии, методы и приемы. А результаты диагностики показали низкий уровень развития у детей пяти лет игровых навыков. А игра, являясь культуроформирующим фактором способствует формированию детской субкультуры и развитию компонентов общечеловеческой культуры. Этой цели больше всего соответствуют народные игры.
Народные игры имеют особую структуру:
единая цель и одноплановость действия, что создает классическую простоту народной игры;
игровой зачин («считалка», «жеребьевка»);
начинается игра с определения водящего или разделения играющих на группы.
Среди всего разнообразия народных игр в Белгородской области в практической образовательной деятельности автор считает целесообразным использовать только те, что понятны детям по тематике и содержанию.
При определении формы организации образовательного процесса по развитию игровых умений и навыков делались акценты на современные направления, связанных с;
образовательной деятельностью в ходе режимных моментов;
самостоятельной деятельностью детей (не исключая наблюдения за ними взрослых и косвенное руководство их действиями, коррекцию и контроль);
непосредственно образовательной деятельностью детей со взрослыми;
совместной образовательной деятельностью детей и родителей (в том числе при участии педагогов и специалистов детского сада).
Поэтому все культурные практики игрового взаимодействия, которые складываются в группе в ходе образовательной деятельности, можно представить в виде многообразия практик детских игр (по Микляевой Н. В.) [9]. Эти положение относятся и к народным играм Белгородской области
Как известно, навыки, в том числе и игровые, образуются в результате упражнений, т. е. целенаправленных и планомерных повторений. При этом само по себе повторение – это лишь одна сторона упражнений. По мере упражнения изменяются как количественные, так и качественные показатели работы. Таким образом, выделяются несколько этапов формирования игровых навыков : аналитический, синтетический, автоматизации (рис 1.) [4].
Рис. Этапы формирования игровых навыков
На различных этапах формирования навыка планируются различные виды и формы образовательной деятельности, указанные в таблице 2 (рис. 2).
Рис. 2 Виды образовательной деятельности на этапах формирования игровых навыков
На всех этапах развития игровых навыков образовательная деятельность строится с учетом определенных принципов (исследования Н. А. Коротковой, Н. Я. Михайленко) :
воспитатель должен играть вместе с детьми;
воспитатель должен играть вместе с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения;
начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику [10].
Данные принципы организации игры направлены на формирование у детей игровых способов, умений и навыков которые позволят им развертывать самостоятельную игру (индивидуальную и совместную) в соответствии с их собственными желаниями и интересами.
В самостоятельную детскую игру воспитатель не включается, здесь роль педагога должна ограничиваться лишь созданием условий для активизации игры и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений.
На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений и навыков в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры. (Приложение №5). Понимание данных закономерностей развития ведущей игровой деятельности дошкольников лежит в основе игровых мероприятий, которые входят в организацию самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых в режиме дня в группах старшего дошкольного возраста.
В качестве методов формирования игрового пространства и игровой культуры, способных одновременно реализовать цели и задачи образовательной деятельности взрослых, содержание образовательных областей программы, использовались методы, позволяющие обеспечить оптимальное функционирование и развитие всех компонентов (хронотипов) детской игры (по Н. В. Микляевой) [9]. Методы, которые использовал автор в своей образовательной деятельности, указаны в таблице 2.
Таблица 2
Методы и приемы по развитию игровых навыков дошкольников
Блоки задач образовательной программы Компоненты игрового времени-пространства
ситуации роли
правил ситуации роли правил ситуации
роли правил
Блок 1. Формирование культуры личности Отношенческий компонент Прием создания мотивирующих игровых ситуаций Метод эмоциональной децентрации (действие в образе) Метод соревнований в игровых парах
Когнитивный компонент Метод пространственно - временного смещения в игре Метод интеллектуальной децентрации (действие в роли) Метод дидактических игр.
Метод игрового моделирования
Деятельный компонент Приемы смены и преобразования игровых ситуаций Метод объединения игровых цепочек. Имитационные игровые методы Метод игровых упражнений. Метод подвижных игр
Блок 2. Развитие
способностей Развитие интересов Сюрпризный момент.
Приемы обыгрывания среды Метод игровых предпочтений.
Метод авансирования успеха в игре Метод «выбор в действии». Метод ресурсного
круга
Развитие деятельности Приемы создания воображаемой ситуации Приемы вхождения в роль и ее удержания Приемы установления и регулирования правил
Блок 3. Формирование детского коллектива Приемы приглашения в игру. Приемы выхода из игры Прием распределения ролей.
Методы развития творческой игры Метод общего круга.
Приемы прямого и косвенного руководства игрой. Приемы разрешения конфликтов
Эти методы представлены в различной степени во всех формах организации образовательной деятельности с использованием народных игр Белгородской области. Автором разработан цикл познавательных занятий с включением технологий музейной педагогики (приложение №5). Совместная деятельность педагога, детей и родителей в этом направлении образовательной деятельности позволяет им ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело им пользоваться. Это дает ощущение почвенности и способствует формированию целостности картины мира и исторического процесса. Дошкольники получают о том, что в мире все закономерно и обусловлено, ничего не возникает на пустом месте и не уходит в никуда. Разрушение до основания не продуктивно и расточительно, такой подход обессиливает народ и ведет к исчезновению сначала культуры, а затем и его самого.
Традиционными для современных дошкольных учреждений являются праздники, развлечения, вечера досуга с включением в них народных игр Белгородской области.
Но более интересными для всех участников образовательных отношений являются мероприятия, содержанием которых являются только игры Белгородской области. К примеру:
игры - викторины (Что ты знаешь о народных играх Белгородской области, «Что? Где? Когда?»);
музыкальная гостиная (хороводные игры Белгородской области);
игры – путешествия (по районам Белгородской области);
квест – игры «Собери народную игру»;
путешествие по «реке времени», игры-путешествия по карте (игровая технология Коротковой Н. А.);
коррекционно-развивающая игротерапия (подгрупповая, индивидуальная) для детей с ОВЗ в общеразвивающей группе (игры на развитие мелкой моторики, на снятия стресса, агрессии, страхов, негативных эмоциональных переживаний и эмоционального напряжения) и др.
Все эти виды образовательной деятельности включаются в комплексно-тематическое планирование в группе.
Таким образом, делаем вывод о том, что для того, чтобы игра стала в дошкольном детстве ведущим видом деятельности детей необходимо обучать игровым навыкам. При этом обучение должно носить деятельностный характер, то есть развиваться в детских видах деятельности. Игры Белгородской области при систематической и планомерной работе могут быть эффективным средством обучения старших дошкольников и развития их игровых навыков.
III. Результативность опыта
В результате работы над опытом была проанализирована динамика развития игровых навыков у детей старшего дошкольного возраста по методике «Изучение уровня сформированности игровых навыков у старших дошкольников» (авторы методики Калининой Р. Р.). Результаты анализа диагностических таблиц за последних три учебных года доказали результативность использования выбранных форм и методов работы.
Таблица 1
Динамика развития игровых навыков у детей старшего дошкольного возраста за три учебных года
Анализ таблицы показал, что показатели количество детей с высоким уровнем развития игровых навыков увеличилось на 29,2%, количество дошкольников со среднем уровнем развития игровых навыков уменьшилась на 15,5%. Это означает, что у детей в полной мере сформированы следующие навыки игровой деятельности : навык формирования замысла игры; навыки развития замысла по ходу игры; навыки создания предметно-игровую обстановку (использование атрибутов, предметов-заместителей); навык формирования сюжета игры; обозначение роли словом; направление ролью поведения ребенка; соответствие содержания роли реальному поведению персонажа; взаимосвязанность ролевых функций детей; навык согласования ролевые действия с действиями партнера по игре; навыки соотношения ролевые действия характеру персонажа, навык построения диалога в игре, подбора словесных (интонационных) и невербальных (жесты, мимика, движения) средств создания игрового образа и др.
Показатель уровня ниже среднего сформированности игровых навыков уменьшился с началом работы над опыта на 13,7 %.
Схематично эти результаты можно увидеть на диаграмме рис. 3 «Динамика развития игровых навыков у детей старшего дошкольного возраста за три учебных года»
Исходя из анализа результатов диагностики, можно сделать вывод, о том что предложенные в опыте методы, формы и средства образовательной деятельности способствуют решению задач по развитию игровых навыков старших дошкольников.