Лариса Рыжкова
Отчёт по самообразованию «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством художественной литературы«
▼ Скачать +Заказ
Отчёт по самообразованию на тему «Социально-нравственное воспитание
детей дошкольного возраста посредством художественной литературы
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - разрушении личности. У современных детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Это период когда ребенок начинает сталкиваться с множеством проблем и трудностей. И ему нужно научиться жить хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением. Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Большое значение в формировании нравственных качеств имеет ознакомление дошкольников с художественной литературой. Книга вводит ребенка в сложный мир человеческих чувств, отношений, мыслей и поступков. Книга признана в конкретных образах, раскрывать перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания. Значение художественной литературы в формировании личности ребенка отмечал Н. Г. Чернышевский. В. Ф. Островский считал, что в ребенке необходимо воспитывать, прежде всего, человека и гуманиста. Он полагал, что именно литература способна пробудить ум и сердце ребенка. Б. М. Теплов рассматривает литературу как сильный источник развития чувства и фантазии. Книга вызывает у ребенка волнение, сочувствие к персонажам, сопереживание описываемых событий. В процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки. Вариативность детского чтения способствует воспитанию ребенка - читателя. Но при этом есть ряд произведений, ставших обязательными, без которых полноценное дошкольное детство трудно представить. Эта классические произведения: народные сказки, произведения Х. К. Андерсена, Ш. Перро, К. Чуковского, Н. Носова, В. Драгунского и др. Семья является первичным лоном человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и в своей семье, став взрослым. Семейные взаимоотношения становятся для него «моделью», по которой формируется его характер, отношение к себе, миру, другим людям. Насколько дружелюбны, добры, открыты и наполнены любовью члены семьи, настолько добрым и светлым будет казаться мир ребенку, в который он вошел. В семье ребенок учится любить, верить, жертвовать - именно родители – первые воспитатели, они закладывают основу духовно-нравственного развития маленького человека. Но сегодняшняя ситуация говорит об утрате культуры семейных взаимоотношений. Эта проблема является настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора темы по самообразованию, над которой работала три года. В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, я сформулировала цель своей работы - развитие норм поведения, взаимоотношений у дошкольников посредством детской художественной литературы
Публикация «Отчёт по самообразованию „Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством художественной литературы„» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
В начале каждого года проводила диагностику.
Критерии нравственного воспитания детей :
-Умеет адекватно оценивать поведение сверстников. «Кто прав?» «Как бы ты
поступил?»
-Знает правила поведения и культуры общения.
-Умеет действовать с позиции известных правил.
-Умеет объяснять значение слов: «заботливый», «доброжелательный», «отзывчивый», «великодушный» на примерах художественной литературы.
-Использует в речи образные слова и выражения.
-Знает способы адекватного поведения в общении с незнакомыми людьми при проблемных ситуациях
-Умеет контролировать свое поведение и свои поступки.
По результатам диагностики для каждого этапа ставила следующие задачи:
I этап:
прививать интерес к положительным героям произведений
поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение ещё раз
воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения
воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, победе положительного героя)
воспитывать литературно-художественный вкус, способствовать понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов
воспитывать культуру речевого общения
развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существование в нем добра и зла, о том, как вести себя
развивать познавательные интересы: речь, память, мышление
развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.
II и III этап
дополнять знания о нормах поведения принятых в обществе
стимулировать проявление сочувствия, эмпатии, любви по отношению к окружающим
формировать способы адекватного поведения со сверстниками и взрослыми
содействовать становлению способов бесконфликтного поведения в общении детей друг с другом в детском саду и семье
конкретизировать представления о дружбе, доброте и любви
способствовать становлению рефлексии в оценке образа настоящего друга
активизировать стремление детей быть хорошими друзьями
формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни
учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять, избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных
воспитывать любовь, уважительное отношение к близким и окружающим людям.
Использовала приёмы
Словесные
беседы
игры-беседы
рассказ
чтение художественной литературы
использование игровых ситуаций
игры-беседы с персонажами сказок
сочинение историй
Наглядные
групповые выставки
рассматривание иллюстраций
Практические
игры - драматизации
игры – инсценировки
игры-забавы
подвижные игры
пальчиковые игры
упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера
моделирование и анализ заданных ситуаций
рисование
Формы организации
занятие по художественной литературе
индивидуальная работа с ребёнком
коллективные работы
тематические занятия
пальчиковая гимнастика
дидактические игры
физкультминутки
драматизация
Методы ознакомления с художественной литературой
чтение воспитателя по книге или наизусть
рассказывание воспитателя
инсценирование
заучивание наизусть
игры – драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов)
театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного кукольного театров
Круг чтения дошкольников особенно быстро меняется. Каждому году жизни ребенка соответствуют свои произведения. И то, что звучало для 3-х летнего малыша и понималось им, 7-ми летнему будет не интересно. Выбирая литературу для детского чтения, учитывала возраст детей, интересы и предпочтения. Ведь именно чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое и психологическое развитие ребенка. Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов, дает первые и поэтому наиболее сильные впечатления о прекрасном. Современный ребенок практически не представляет своей жизни без голубого экрана. Герои образы телевизионных передач и компьютерных игр – вполне реальные образы его детства. Он обращается с телевизором и компьютером свободнее, чем с книгой: книгу надо научиться читать, а телевизор надо только смотреть и слушать, а с игровыми героями компьютерных игр можно ещё и поиграть. И если в школу дети приходят новичками, еще не умеющими читать и писать, то зрители и игроки они уже довольно опытные. Эта тема актуальна и вызвала у меня, как у педагога, профессиональный интерес.
На основе изученной литературы разработала перспективные планы, в которых предлагаются следующие формы работы с детьми:
занятие по художественной литературе
индивидуальная работа с ребёнком
коллективные работы
тематические занятия
пальчиковая гимнастика
дидактические игры
физкультминутки
драматизация
Методы ознакомления с художественной литературой
чтение воспитателя по книге или наизусть
рассказывание воспитателя
инсценирование
литературные викторины;
заучивание наизусть
игры – драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов)
театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного кукольного театров
рисование «волшебной картины»
Во время чтения я беседовала с детьми о положительных и отрицательных сказочных героях, об их поступках, о приключениях, о волшебных предметах которые помогают героям. После чтения сказок проводила беседы, целью которых являлось расширение кругозора и понятийного аппарата детей, обучение умению самостоятельно делать выводы и умозаключения, аргументировать свои высказывания, желание выяснить, насколько дети поняли идею и смысл произведения, узнать их отношение к поступкам и действиям героев, привлечь внимание к средствам выразительности произведения. Иногда предлагала детям после чтения нарисовать «Волшебную картину». Дети рисовали любых героев, предметы окружающую среду. После этого дети вырезывают эти предметы, а затем составляют общий коллаж - «Волшебную картину». По желанию дети могут придумать новую историю или сказку. Затруднения у детей вызывало задание - «словесно нарисовать» героев литературного произведения, так как речь детей недостаточно развита, им трудно составлять описательные рассказы. Например, после чтения рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным» я провела с детьми режиссерскую игру. Дети учились быть актерами, передавать словами, мимикой и жестами характер героев. Также проводила выставку книг и рисунков «Моя любимая книга». Дети приносили из дома свои любимые книги, рассказали содержание произведения, вместе с родителями рисовали своих любимых литературных персонажей.
Цель выставки книг:
углубить литературные интересы детей;
сделать для дошкольников актуальной определенную литературную тему.
Правила организации выставки:
тема выставки обязательно должна быть важной для них (например, предстоящий праздник или юбилей писателя);
необходим особый отбор книг 7 с точки зрения художественного оформления;
выставка должна быть непродолжительной по времени (3-4 дня).
Была проведена литературная викторина «Сказки К. И. Чуковского». Дети были рады вновь встретиться с полюбившимися сказочными героями, такими как Мойдодыр и Айболит, прослушать аудио кассеты с отрывками произведений в исполнении автора. Такая форма занятия - соревнования вызвала большой интерес у всех детей, однако возникли затруднения с командной формой работы.
Предлагала детям провести игры-драматизации, для них подходят хорошо знакомые детям произведения с динамичным сюжетом, диалогами, возможными для воспроизведения событиями. Например, сказка «Кот, лиса и петух», рассказ Н. Носов «Живая шляпа».
Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств посредством детской художественной литературы является работа с семьёй. Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.
Содержание работы
ознакомительная работа, направленная на освещение сути вопроса на просветительском уровне
привлечение к сотрудничеству с ребёнком – это очень важный момент работы, оказывающий большое воспитательное воздействие
При этом родители выступают в роли слушателей. Моя задача состояла в том, чтобы направить при необходимости взаимодействие «родитель - ребёнок» в процессе беседы по прочитанному произведению.
Формы работы с родителями
анкетирование
оформление папок – передвижек
консультации
различные мероприятия совместно с детьми
индивидуальные беседы
рекомендации
демонстрация наглядного материала
В результате проделанной работы
Расширился литературный опыт детей
Чаще дети стали проявлять гуманные чувства по отношению к сверстникам (по результатам диагностики)
Родители получили необходимые знания о подборе книг для своих детей, стали более осознанно относиться к приобретению качественных по содержанию книг для своих детей.
Расширился словарный запас детей.
Результаты диагностики на конец года заметно улучшились.