Галина Вагина
Отчёт по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста
МКДОУ «Детский сад «Колосок» поселка Сухоногово»
Костромского муниципального района
Костромской области
Отчёт
по самообразованию на тему :
"Развитие мелкой моторики у детей среднего
дошкольного возраста через использование
Публикация «Отчёт по самообразованию на тему „Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
нетрадиционных методов художественной
деятельности"
Подготовила: Вагина Галина Борисовна
Должность: воспитатель
2018-2019 учебный год
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От
пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в
детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
Цель: создать условия для развития у детей мелкой моторики,
творческих способностей, фантазии, воображения средствами
нетрадиционных методов изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных
методов изобразительной деятельности с использованием различных
изобразительных материалов, согласно возрастной категории.
2. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук, внимание,
чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг
другу.
3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение,
умение довести начатое дело до конца.
Обоснование выбора данной темы для более глубокого изучения.
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые
важные для его будущего качества: речевые способности, внимание,
координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры
головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с
пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в
которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для
его умственного и психического развития.
Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая
обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.
Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем
разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы.
Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием
речи и мышления дошкольника.
Работу по самообразованию проводила на базе кружка "Умные
пальчики".
В начале учебного года я подобрала нетрадиционные методы
изобразительной деятельности для развития мелкой моторики для детей
средней группы. В течение года я изучала литературу по данной теме,
изучала педагогический опыт через интернет - ресурсы, разрабатывала
конспекты занятий, составляла консультации для родителей.
В своей работе я использовала такие техники изобразительной
деятельности как пластилинография, оригами и разные виды аппликаций.
1. Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления
нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Пластилинография –
это изобразительная деятельность c применением пластилина,создание из
выпуклых, полуобъемных объектов на поверхности. Рисование пластилином
позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет
этого более выразительной и живой.
Но, кроме того, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую
мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по
плоскости.
Работа с пластилином развивает мелкую моторику рук, а, следовательно,
активизирует мыслительную и речевую деятельность ребенка. Повышает
сенсорную чувствительность, т. е. способствует тонкому восприятию формы,
фактуры, цвета, пластики.
По данной методике были проведены занятия "Рябинка алая", "Листопад".
2. Еще один метод изобразительной деятельности - это аппликация.
Аппликация является одним из видов изобразительной деятельности
дошкольников. Занимаясь аппликацией, дети приобретают ряд практических
умений, полезных для общего развития. Эта деятельность способствует
развитию мелких и точных движений кисти руки. Весь процесс аппликации,
включая вырезывание, наклеивание бумажных фигур, состоит из ряда
последовательно выполняемых операций, требующих сосредоточения,
внимания, аккуратности, выдержки, настойчивости. Особенно
привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой.
Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных техник аппликации
дает возможность развитиютворческих способностей дошкольников, а так же
позволяет сформировать координацию движений пальцев
рук, развить речевую и умственную деятельность, подготовить ребенка к
школе.
Нетрадиционная аппликация – это аппликация с использованием
нетрадиционных материалов и способов работы.
В своей работе я использую такие виды как:
объемная аппликация;
аппликация из крупы;
аппликация из салфеток;
обрывная аппликация;
аппликация из ваты и ватных дисков
Объемная аппликация- аппликация с применением элементов
рисунка, частично зафиксированных на фоне. Часть аппликации свободно
располагается над фоном, придавая рисунку объемность. Были проведены
занятия "Цветочек", "Ёлочка"
Аппликация из крупы. Аппликация из крупы развивает мелкую
моторику и открывает новые возможности и способности для ребенка.
Большим плюсом является доступность и безопасность материала, и, что
немало важно, простота исполнения самой аппликации. Занятие "Снежный
домик".
Аппликация из скрученных салфеток - простой и доступный для
любого возраста вид творчества. Салфетки — очень интересный материал
для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид
творчества имеет ряд плюсов: возможность создавать шедевры без ножниц;
развитие мелкой моторики маленьких ручек; развитие тактильного
восприятия, используя бумагу различной фактуры. Салфетки разрезаются на
равные квадратики, затем каждый квадратик с помощью пальцев
скручивается в шарик. Полученные шарики наклеиваются по рисунку.
Занятия "Репка", "Вербочка".
Обрывная аппликация. Этот способ хорош для передачи фактуры
образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы
разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Обрывная
аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого
мышления. Занятие «Грибок».
Аппликация из ваты и ватных дисков. Для аппликаций можно
использовать не только вату, но и ватные диски, что иногда сильно облегчает
работу с аппликацией. Вата позволяет развить моторику и тактильные
ощущения у ребёнка. Кроме того, вату можно красить, и тогда пространство
для художественных экспериментов существенно расширяется. Занятия
«Посчитаем цыплят», «Овечка», «Варежки».
Аппликация с элементами оригами. Занятие «Снегири прилетели».
3. Одним из достаточно эффективных средств развития мелкой ручной
моторики является оригами. Оригами («сложенная бумага») - древнее
искусство складывания фигурок из бумаги. Оригами - это такой вид
деятельности, в котором задействованы обе руки, без доминирования какойлибо одной. Именно поэтому складывание способствует повышению
активности как левого, так и правого полушарий головного мозга. Медики
утверждают, что занятия оригами влияют на психическое состояние ребенка,
приводя его в здоровое равновесие; у детей снижается тревожность, что
позволяет им легче адаптироваться к различным сложным ситуациям. По
данной технике были проведены занятия «Тюльпанчик», «Медаль для папы»,
«Ракета».