Наталья Химченко
Отчёт о проведённой коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Отчёт составлен по итогам деятельности учителя-логопеда Химченко Н. Г. за 2020-2021 учебный год с целью оценки качества коррекционно-развивающей работы. В группу компенсирующей направленности в 2020-2021 учебный год было зачислено 14 детей. Из 14 детей с нарушениями речи: 13 детей имели - ОНР 3 уровня, 1 ребенок – ЗПР. Коррекционно-развивающий процесс в группе компенсирующей направленности строился в соответствии с программами. Работа осуществлялась в соответствии с целями: коррекционно-развивающими, коррекционно-образовательными, коррекционно-воспитательными. Исходя из поставленной цели, определила приоритетные задачи в своей деятельности:
Публикация «Отчёт о проведённой коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Отчет учителя-логопеда
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
1. Создать благоприятные условия для проживания ребёнком дошкольного детства, для развития личности дошкольника, подготовки ребёнка к жизни в современном социуме.
2. Организовать коррекционно-образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО.
3. Повысить знания педагогов ДОО и родителей детей по вопросам речевого развития дошкольников.
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
В сентябре 2020 года было проведено углубленное логопедическое обследование.
Цель: выявление особенностей общего и речевого развития воспитанников компенсирующей группы.
Задачи: выявить состояние компонентов речевой системы, соотношение развития различных компонентов речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией.
Обследование позволило выявить не только нарушения в развитии воспитанников в отношении общего и речевого развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития, помогло адаптировать комплексную образовательную программу, сформировать подгруппы детей для коррекции нарушения речи, составить планы подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целью коррекционно-развивающей работы являлось воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту звукопроизношением, словарным запасом и уровнем развития связной речи, что обеспечивалось в результате разнопланового систематического воздействия, направленного на развитие речевых и неречевых процессов, согласованного и систематического взаимодействия с семьей дошкольников. Вся коррекционно-развивающая деятельность рассчитана на три периода:
1. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
2. Декабрь, январь, февраль.
3. Март, апрель, май.
Осуществление коррекционной-развивающей работы в образовательной области «Речевое развитие» мною велось во фронтальной, подгрупповой и индивидуальной форме, по следующим направлениям :
1. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза;
2. Обучение грамоте;
3. Развитие словаря;
4. Совершенствование грамматического строя речи;
5. Развитие связной речи и речевого общения.
Реализация содержания коррекционно-развивающей работы осуществлялась через регламентируемые (ОД) и не регламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, экскурсии, прогулки, самостоятельную деятельность детей). Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определялось индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществлялась при максимальном использовании всех анализаторов. При планировании ОД учитывала тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяла словарный минимум (пассивный и активный, исходя из речевых возможностей детей. Темы соотносились с временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы проводила работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к организации обучения являлось создание условий для практического применения формируемых знаний. В течение учебного года на занятиях широко использовался наглядный материал, а также мультимедийное оборудование. Большое внимание уделяла занятиям по логоритмике, которая способствовала развитию речи и когнитивных процессов у детей дошкольного возраста, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличению словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти. Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся в ДОУ условий, в своей практической деятельности мною использовались различные современные образовательные технологии: игровые, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие, мнемотехника, метод наглядного моделирования, Су-Джок терапия и другие. Игровые технологии позволяют повышать успешность обучения воспитанников с речевыми нарушениями. Проведение на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создаёт максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребёнка условиях игровой деятельности. Используемые мною игровые пособия применяются на логопедических занятиях по разным направлениям работы (произносительной и лексико-грамматической стороны речи, формирование слоговой структуры слова, фонематического восприятия и обучения грамоте). Активно использую информационно-коммуникационные технологии. Чтобы достичь максимального результата в коррекционно-образовательном процессе на занятиях использую мультимедийные презентации, игровые упражнения и задания на компьютере. Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Оно подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу. Для сохранения и укрепления физического здоровья использую здоровьесберегающие технологии:
1. Артикуляционную гимнастику, систематические упражнения по тренировке движений пальцев.
2. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой (способствуют воспитанию правильного речевого дыхания).
3. Зрительную гимнастику (снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации).
4. Кинезиологические упражнения (направлены на активизацию межполушарного взаимодействия («гимнастика мозга», помогают активизировать различные отделы коры головного мозга). Успешно апробировала метод использования Су-Джок терапии, шарики-«ёжики» и колечки используем при пальчиковой гимнастике, а также выполняем множество игровых упражнений с ними. Применение данных технологий позволило в работе с детьми, повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировать у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укреплении здоровья.
Вывод: на начало обучения в группе уровень развития всех компонентов речи был низким. За учебный год была проделана большая работа, результат которой виден на конец обучения, что ещё раз подтверждает вывод о положительной динамике развития всех речевых процессов у дошкольников и готовности детей к школе. Об эффективности проведенной логопедической работы свидетельствует изменение соотношения уровней речевого развития, выявленное на начальном этапе работы и в конце учебного года. Количество детей, выпускающихся в школу - 14 человек. У 9 воспитанников речь полностью соответствует возрастной норме. Одному ребенку рекомендовано продолжить работу в специализированной школе. И 4 ребенка не посещали детский сад в период с сентября 2020 по май 2021 года (диагностику провести не удалось). Таким образом, результативность логопедической работы на конец учебного года составила 89 %.
КОНСУЛЬТАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
В соответствии с годовым планом работы, с педагогами ДООУ проводились консультации по вопросам развития детей с нарушениями речи, по оформлению речевых уголков в группе, по организации праздников, организации речевых игр по познавательно-речевому развитию детей. В группе систематически пополнялись методические стенды (тематические логопедические уголки).
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Также в течение учебного года:
- Распространялись знания среди педагогов (воспитатели, музыкальный руководитель) по логопедическим проблемам детей и коррекционной работе, направленной на устранение речевого недоразвития.
- Велись тетради взаимодействия между учителем - логопедом и воспитателями для коррекции речи детей.
- Посещались групповые занятия и праздники с детьми.
- Активное участие в педсоветах в ДОУ.
- Предоставлялись отчеты о результатах обследования устной речи детей и о результатах коррекционной работы, проводимой в течение учебного года.
- Оказывалась помощь воспитателям в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи;
- Участие в ППк.
Совместно с воспитателем группы проводили собрания. Выпущены методички и памятки по темам консультаций и практикумов. Размещена информация для родителей на сайте ДОУ. На каждый запрос родителей (состояние речи ребёнка, поведение ребёнка на логопедических занятиях, и т. д.) даны рекомендации и советы, предлагалась помощь родителям в подборе речевого и наглядного материала. Предоставлялись задания по развитию лексико-грамматических категорий, мелкой и артикуляционной моторики для занятий с детьми в домашних условиях (в рамках тематической недели). Размещалась информация в родительских уголках по особенностям речевого развития детей дошкольного возраста, профилактике и преодолению речевых проблем. Смена информации осуществлялась 1 раз в месяц.
Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за период с 2020-2021 учебного года, можно сделать вывод, что поставленные в начале цели и задачи реализованы. Образовательный процесс и коррекционно-логопедическая работа строилась в единстве с диагностикой, коррекцией и профилактикой отклонений в речевом развитии.