Ирина Шемерянкина
Отчет по теме «Развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству посредством изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству посредством изобразительной деятельности»
В современном обществе ведущая роль в становлении личности ребёнка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития. Развитие детского творчества играет важную роль в выявлении способностей ребёнка, удовлетворении его потребностей в самовыражении. Я уверена, что каждый человек, даже самый маленький, - творец. И потому, в своей многоплановой работе с детьми, я уделяю большое внимание художественно –эстетическому развитию.
Публикация «Отчет по теме „Развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству посредством изобразительной деятельности“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Проводя работу по организации предметно- развивающей пространственной среды, при оформление художественно-эстетического центра у меня возникли некоторые трудности: отсутствие изделий народных промыслов, методических разработок по ознакомлению детей с народным-декоративным творчеством. Наблюдая интерес детей к творчеству народных мастеров, пришла к выводу о расширение цикла занятий по этому виду художественно-эстетической деятельности детей. Изучив возрастные особенности детей, приступила к планированию организованной деятельности на старшую и подготовительную группу. Разработала дополнительную образовательную (модифицированную) программу «Народные промыслы».
Проведение диагностики позволило более точно определить цели и задачи моей работы. Основная цель моей работы в этом направление: воспитание любви и уважение к родине через народное декоративно-прикладное искусство.
Содержание образовательных, развивающих и воспитательных задач построила с учетом принципа интеграции образовательных областей. В своей педагогической деятельности постоянно опираюсь на инновационные технологии: игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, технологии исследовательской деятельности, ИКТ, «ТРИЗ» (теорию решения изобретательных задач)».
Предметы народно-декоративного творчества всегда вызывали у меня восхищение и огромной интерес с художественной стороны. Но как бы то ни-было в наше время не мало важное значение имеет нравственное воспитание детей. Я думаю, что именно народное искусство, способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью.
Во время реализации программы «Народные промыслы» наш детский сад получил статус инновационной площадки ТОИПКРО «Музей в детском саду как интерактивное образовательное пространство личностного развития дошкольников».
Совместно с детьми и родителями приступили к созданию мини – музея «Народные промыслы».
Параллельная работа по этим двум направлениям принесла свои результаты: дети различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства, выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, расписывают изделие в соответствии с народной росписью, совершенствованы приемы лепки из глины. Ребята побывали в роли мастеров, смогли почувствовать гордость за нашу страну.
В конце первого года нашего знакомства с народными промыслами я заметила, что мои воспитанники не ощущают связь времен. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. Как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? И я решила организовать путешествие в прошлое.
И мы приступили к знакомству с жизнью на Руси. Свою работу с детьми реализовывала через инновационную технологию проектной деятельности. Был разработан проект «Мы Славяне».
Реализуя проект дети соприкоснулись с историей наших предков, перенеслись в прошлое нашей страны, смогли увидеть и подержать в руках предметы быта нашего народа. Какой тяжелый быть утюг, а коромысло держать на плечах тяжело даже с пустыми ведрами. У детей сформировались представления о жизни славян, народной культуре, традициях и обычаях. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие народа. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы.
Очень хочется, чтобы наше будущее поколение дарило друг другу не валентинки в феврале, а в июле белые ромашки.
На протяжение трех лет продолжаю работу в творческой группе по развитию музейной педагогики.
Были созданы мини – музеи: «Народная игрушка», «Национальные костюмы России».
Во что играли наши мамы, бабушки, прабабушки, как одевались?
Русская народная игрушка полна традициями национального русского искусства: форма, роспись, орнаментальность. Ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного костюма, как Россия: многообразие форм и образов, красочности элементов и всего костюма в целом, особенно вышивки - это красивый и выразительный мир, своеобразная академия знаний и идей для творчества детей, поэтому он интересен детям.
Дети познакомились с дымковской глиняной игрушкой, филимоновской, богородской и каргопольской игрушками, с историей тряпичной куклы, матрешкой. Приобрели практические навыки в лепке из глины. Различают и называют составные части русского костюма: сарафан, понева, душегрея, картуз, кокошник, убрус. Дети с интересом и уважением относятся к творчеству мастеров, эмоционально реагируют на произведения народного творчества.
Год назад сменилось мое направление в работе. Передо мной мольберт, а в руках палитра, я делаю первый мазок.
Одной из годовых задач нашего образовательного учреждения на 2016 -2017 экологическое воспитание. Составила методическую разработку «Пейзажная живопись, как средство экологического воспитания детей.».
Актуальность выбранной темы состоит в том, что живопись дает простор для детской фантазии и возможность разнообразной деятельности ребенка. На занятиях по изобразительной деятельности рисовали пейзажи по картинам И. Левитана, И. Шишкина, И. Э. Грабарь А. К. Саврасова детям было предложено не только передать колорит и композицию картины, но и проявить свой творческий замысел, дополнив сюжет картины: «Чтобы вы еще нарисовали если бы вы были автором этой картины». Проводя анализ своих рисунков дети используют отдельные искусствоведческие термины. Рассматривая репродукции картин, свободно выделяют средства выразительности картин: композицию, колорит, понимают настроение художника. Значительно улучшилось и качество детских рисунков: интересные по содержанию сюжеты, разнообразие красок, более реалистичное изображение. Совершенствованы нетрадиционные техники рисования. Развиты нравственно-эстетические чувства, стремление беречь и охранять природу.
В своей работе я использую большое количество, нетрадиционных техник рисования, в которых, на мой взгляд, заложен огромный потенциал развития креативности и детской инициативы. Страна живописи, мир песочных фантазий, рисунки на воде. И мы с детьми стремительно понеслись в мир фантазии и творчества.
Были разработаны дополнительные образовательные (модифицированные) программы: программа по использованию нетрадиционных техник «Фантазия», программа «Песочные фантазии» -рисование песком (в технике «Sand-Art»).
Рисование песком - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Это один из способов изображения окружающего мира. Как и любое рисование, рисование песком на стекле развивает фантазию, внимание, моторику пальцев и пространственное восприятие. Рисование песком в воспитательно –образовательном процессе, на одну неделю в месяце заменило традиционное рисование.
Для развития творческих способностей очень полезна обогащенная изобразительная деятельность.
И свою работу с детьми добавила технику рисования на воде «Эбру». Разработала перспективный план и началось знакомство с «танцующими красками».
Помимо того, что техники «Эбру» и «Sand-Art» являются арт терапией для детей, но основной целью моей педагогической деятельности в этом направлением является развитие творческих способностей детей.
Что дало использование нетрадиционных техник «Эбру» и «Sand-Art»? Познавательная и творческая активность детей повысилось через знакомство с новыми нетрадиционными техниками. Дети с желанием продвигались навстречу новому познанию, отдавшись очарованию самого процесса. Совершенствованы навыки рисования в этих техниках картины на песке и на воде становились все более интересными и совершенными. Дети ощутили незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, — это и процесс, и результат художественного творчества.
Использование инновационных технологий, интеграция образовательного процесса, программы дополнительного образования, насыщенная предметно пространственная среда, позволили мне создать условия для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира. Детский рисунок - это способ ведения дневника успехов и достижений моих воспитанников. И наш дневник вы увидели сегодня на экране.
И я бесконечно рада тому, что мазок за мазком я рисую в душах своих воспитанников необычайно радужную картину успеха, и веры в то, что каждый их штрих оставит след на земле.