Туяна Цыбикжапова
Особенности развития интереса к изобразительной деятельности у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Цыбикжапова Туяна Андреевна,
воспитатель МАДОУ ДС № 378 г. Челябинска,
Изобразительная деятельность имеет высокий образовательный и воспитательный потенциал, выполняя следующие функции: эстетическую, коммуникативную, познавательную, образовательную, воспитательную, регулятивную, культурную, аксиологическую, оздоровительную и медицинскую. При этом, изобразительная деятельность влияет на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка в целом. Поэтому так важно развивать интерес ребенка к изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность дошкольников осуществляется эффективно тогда, когда у ребенка она вызывает интерес.
Публикация «Особенности развития интереса к изобразительной деятельности у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 4-5 лет
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Интерес – это не отдельный психический процесс, каким являются, например, мышление, восприятие или память. Интерес – это сложное интегрированное качество личности, которое имеет определенные характеристики: предметность, разносторонность, устойчивость.
Средний дошкольный возраст – период интенсивного развития личностных механизмов поведения, творческих способностей, неиссякаемых вопросов, фантазии, разнообразия игровых замыслов. В среднем дошкольном возрасте интерес приобретает устойчивые черты. Вместе с общим развитием ребенка значительно расширяется и круг его интересов. Интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию окружающей действительности. Если у ребенка дошкольного возраста интерес сформирован, то он занимается чем-то и действует не ради внешней похвалы, а потому, что, увлекшись процессом деятельности, он просто не может поступать по-другому. Интерес мотивирует дошкольника к целенаправленной деятельности, имеющей конечный результат (цель).
Проблема развития интереса у детей дошкольного возраста рассматривалась через ознакомление с окружающей действительностью (Н. Бибик, Н. Виноградова, на материале природы (Л. Захаревич, Н. Постникова, через ознакомление с трудом взрослых (Н. Крылова, С. Котлярова, через традиции семейной культуры (А. Бабунова) и др.
Вопросы формирования и развития интереса дошкольников к изобразительной деятельности поднимались в работах Г. Григорьевой [1], Т. Казаковой [2], Н. Сакулиной [3; 4], Г. Сухоруковой [5], Л. Янцур [6].
Цель статьи – раскрыть сущность, особенности и педагогические условия развития интереса к изобразительной деятельности у детей среднего дошкольного возраста.
Интерес имеет сложную психологическую структуру, чем обусловлено его влияние на развитие личности ребенка. Интерес – это определенная форма связи между потребностями личности и объектами, которые их удовлетворяют. В сложной структуре интереса в органическом единстве взаимодействуют эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы.
Интерес детей среднего дошкольного возраста к изобразительной деятельности выражается в эмоциональном восприятии детьми произведений изобразительного искусства, в личностном отношении к нему, активном усвоении соответствующих знаний и применении этих знаний в процессе собственной художественной практики. Проявляется интерес – в эмоциональном восторге от процесса изобразительной деятельности, активности и любознательности на занятиях, готовности решать сравнительно сложные задачи, в проявлении творческой инициативы, стремлении достичь хороших результатов в изобразительной деятельности.
Л. Выготский один из первых дал возрастную характеристику интересов детей. Он отмечал, что для дошкольного возраста типичными являются изменчивость, неустойчивость, случайность интересов [7]. Однако, чем старше становится ребенок, тем его интерес становится устойчивее. В его исследованиях доказано, что интерес сам имеет тенденцию к развитию и в то же время содержит огромные возможности для развития ребенка.
На ряд особенностей интересов у детей среднего дошкольного возраста указывает Л. Божович [8] :
- интересы имеют универсальное значение в детской жизни, поскольку они лежат в основе всего культурного и психического развития ребенка;
- интерес, создавая внутреннюю среду развития, существенно меняет силу деятельности, влияет на ее характер протекания и результат;
- интерес не является врожденным качеством личности, а формируется в социальных условиях ее существования;
- интерес отвечает за личностный способ включения ребенка в деятельность, формируя его отношение к деятельности и социальную позицию.
Интерес ориентирует ребенка на определенное, избирательное отношение к существующим обстоятельствам.
Это социальная сила, которая обусловливает функционирование и развитие социальной деятельности.
Процесс развития интереса у детей среднего дошкольного возраста – это педагогический целенаправленно организованный процесс перехода от любопытства к любознательности, а затем – к устойчивой направленности на предмет и процесс деятельности, осуществляемой на основе рефлексии и субъект-субъектного взаимодействия взрослого и ребенка в различных видах деятельности, в том числе изобразительной.
Изобразительная деятельность является средством, фактором и результатом личностного развития. Желание дошкольника рисовать, лепить, конструировать, делать аппликации объясняется интересом к познанию окружающего мира, его стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления и чувства, а также получить удовольствие от самостоятельной изобразительной деятельности.
Интерес к изобразительной деятельности у детей среднего дошкольного возраста выражается в эмоциональном восприятии детьми произведений изобразительного искусства, в личностном отношении к нему, активном усвоении соответствующих знаний и применении этих знаний в процессе собственной художественной практики.
Как отмечает Г. Сухорукова [5], в интересе дошкольников к изобразительной деятельности можно выделить те же характерные особенности, которые присущи интересу вообще, а именно: предметная направленность, действенность, широта, глубина и устойчивость.
Предметная направленность интереса ребенка среднего дошкольного возраста проявляется в его восторге определенным видом изобразительной деятельности, идеей, тематикой, художественным материалом. Действенность выражается в степени активности ребенка в процессе деятельности, когда на фоне эмоционально-положительного отношения к ее различным видам ребенок проявляет инициативу, активность, самостоятельность в своем любимом деле. Когда дело вызывает у ребенка отклик, побуждает к деятельности, способствует возникновению желания что-то сделать, – это активный интерес.
У детей среднего дошкольного возраста интерес проявляется в эмоциональном восторге от процесса изобразительной деятельности, активности и любознательности на занятиях, готовности решать сравнительно сложные задачи, в проявлении творческой инициативы, стремлении достичь хороших результатов в работе. Противоположный этому – пассивный интерес, который характеризуется повторением однообразных сюжетов; отсутствием инициативы, желания, безразличием к результату работы.
Под широтой интереса к изобразительной деятельности следует понимать разнообразие видов этой деятельности, содержания, материалов, которые интересуют ребенка. Если интерес ребенка ограничивается одним видом изобразительной деятельности, определенной тематикой, однообразным материалом, такой интерес ограничен. Если ребенок проявляет интерес к разным видам изобразительной деятельности, к разным темам, материалов – это широкий, разносторонний интерес. Его развитие в среднем дошкольном возрасте является особенно важным.
Показателями развития интереса к изобразительной деятельности у детей среднего дошкольного возраста можно считать :
- ребенок проявляет желание заниматься изобразительной деятельностью всегда – на занятиях, в свободное время и дома;
- ребенок задает вопросы познавательного характера, связанные с темой;
- ребенок проявляет интерес к различным материалам, стремится овладеть ими, узнать об их выразительных возможностях;
- ребенок стремится довести начатую работу до конца;
- ребенок проявляет желание получить оценку своей работы взрослыми; проявляет интерес к работе других детей; проявляет активность при анализе детских работ.
Интерес детей среднего дошкольного возраста к изобразительной деятельности характеризуется такими особенностями : эмоциональностью, стремлением общаться с искусством, но значительным непостоянством; желанием поделиться впечатлениями, но отсутствием знаний, слабо выраженным умением высказываться и обосновывать свое мнение; стремлением к художественной деятельности, но недостаточным развитием интеллектуальных, исследовательских и изобразительных умений.
Причины слабого или полного отсутствия интереса у детей среднего дошкольного возраста к изобразительной деятельности могут объясняться следующим:
- особенностями семейного и общественного воспитания;
- недостаточным использованием искусствоведческого материала в ДОО и его неадаптивностью к детскому восприятию;
- отсутствием необходимых знаний и умений педагогов.
Кроме того, к снижению детского интереса ведут диктаторские педагогические приемы, шаблоны в позиции взрослого в отношении ребенка, отсутствие стимулирования творческой активности ребенка.
Цель, содержание и технология развития интереса у детей среднего дошкольного возраста к изобразительной деятельности зависят от самой концепции этой деятельности, каким образом она соответствует природе ребенка и предоставляет ему возможность выразить себя и самоопределиться. Развитие интереса, с одной стороны, может быть целью работы, а с другой – средством повышения эффективности обучения изобразительной деятельности. Для возникновения, формирования и развития интереса нужна система обучения и воспитания, а не просто поиски кратковременных средств воздействия, которые пробуждают и поддерживают интерес дошкольников.
Как отмечает Н. Саккулина, развитие интереса происходит более эффективно, если сначала для него готовится почва, позже – создается позитивное отношение к предмету или деятельности и, наконец, – формируются соответствующие интересы в процессе специально организованной познавательной и творческой деятельности детей [4].
Педагогическая работа по развитию интереса у детей среднего дошкольного возраста к изобразительной деятельности должна быть целенаправленной, систематической и включать в себя несколько этапов: эмоциональный, интеллектуальный, волевой с элементами творчества.
В процессе развития интереса дошкольников к изобразительной деятельности можно выделить два направления:
Первый этап – прямой, который связан с включением ребенка в деятельность, формированием его общих и специальных умений и способностей;
Второй этап – косвенный, предполагающий создание условий для саморазвития, утверждения личностной значимости ребенка, раскрытие его индивидуальности.
Многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества доказывают, что без целенаправленного руководства, понимания и поощрения со стороны взрослых, дети среднего дошкольного возраста теряют интерес к изобразительной деятельности.
Для решения вопроса развития интереса у детей среднего дошкольного возраста к изобразительной деятельности можно выделить объективные и субъективные педагогические условия:
- объективные условия: создание предметно-развивающей среды; выбор наиболее оптимальных форм и методов; использование разнообразных художественно-дидактических игр; взаимодействие с родителями;
- субъективные условия: внутренние побудительные силы ребенка, приводящие в движение его духовные и умственные возможности: значимость деятельности; активное личностное восприятие; возможность персонального самовыражения в зависимости от знаний и ручных умений.
Таким образом, интерес к изобразительной деятельности имеет рефлексивную направленность и тесно связан с личностным развитием детей среднего дошкольного возраста. Поэтому все проявления интереса должны быть замечены педагогом, быть осмыслены ним и поощряться. Тогда интерес детей среднего дошкольного возраста к изобразительной деятельности будет естественным, постоянным и устойчивым. На его фоне изобразительная деятельность детей среднего дошкольного возраста развернется как эмоциональная, возвышенная, творческая.
Проведенное исследование не исчерпывает всех вопросов развития интереса детей среднего дошкольного возраста, а лишь раскрывает отдельные аспекты обозначенной проблемы. Перспективы дальнейших разведок в заданном направлении видятся автору в изучении психолого-педагогических механизмов развития интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста в условиях семьи и учебно-воспитательного дошкольного учреждения.
Библиографический список
1. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г. Г. Григорьева. М. : Педагогика, 1990. – 334 с.
2. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т. Г. Казакова. М. : Владос, 2006. – 260 с.
3. Сакулина, Н. П. Развитие художественно-творческих способностей у детей / Н. П. Сакулина. М. : Просвещение, 1980. – 180 с
4. Сакулина, Н. П. Развитие художественно-творческих способностей у детей / Н. П. Сакулина. М. : Просвещение, 1980. – 180 с.
5. Сухорукова, Г. В. Изобразительное искусство с методикой преподавания в дошкольном учебном заведении : учебник / Г. В. Сухорукова, В. А. Дронова, Н. М. Голота и др. / Под общ. ред. Г. В. Сухоруковой. Киев: Слово, 2010. – 376 с.
6. Янцур, Л. А. Особенности организации и педагогическое сопровождение изобразительной деятельности на разных этапах художественно-творческого роста личности ребенка / Л. А. Янцур // Обновление содержания, форм и методов обучения и воспитания в заведениях образования. Научные записки РГГУ, 2015. – Ровно. – № 31. – С. 21-26.
7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психологический очерк / Л. С. Выготский. СПб. : Союз, 1997. – 96 с.
8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М. : Просвещение, 1989. – 464 с.