Татьяна Уткина
Отчет по самообразованию «Речевое развитие детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию "Речевое развитие детей 4 – 5 лет"
Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Дети дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а также связной речи.
В учебном году мною была выбрана тема для самообразования «Речевое развитие детей 4-5 лет».
Публикация «Отчет по самообразованию „Речевое развитие детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Выбрав данную тему, поставила следующие задачи:
1. Повысить профессиональную компетенцию по речевому развитию воспитанников группы.
2. Разработать перспективный план работы с воспитанниками по созданию условий речевого развития.
3. Пополнить центр речевого развития демонстрационным и раздаточным материалом.
4. Разработать рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми дома.
Для решения поставленных задач использовала такие приемы, как: наглядный метод- демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий; словесный метод- чтение, заучивание наизусть с детьми стихов, рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации, обыгрывание; игровой метод- игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольные игры, пальчиковые игры, игры-путешествия.
Для достижения результатов использовала следующие дидактические пособия: настольный театр, пальчиковые игры на основе русских народных потешек и сказок, кукольный театр, иллюстрационный материал по развитию речи, иллюстрационные альбомы по сказкам и произведениям, составление картотек по развитию речи, приобретение методической литературы по развитию речи дошкольника. Для драматизации готовили костюмы и декорации.
В результате проведенной работы к концу года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, пережитом, отвечают на вопросы взрослых. Сравнивая мониторинг, проведенный в начале учебного года и в конце можно, смело сказать, что у детей повысился уровень речевой активности, пополнился словарный запас, речь обогатилась эпитетами, синонимами, сравнениями. Дети интересуются окружающими, свободно общаются со своими сверстниками и взрослыми, стали более уверенны в себе, делятся накопленными впечатлениями, умеют дифференцировать предметы по группам, по свойствам. Совместно с детьми и родителями изготавливались декорации, костюмы, атрибуты для инсценировок и драматизации, что способствовало активизации детского словарного запаса, появлению новых слов и уточнению представлений об уже имеющихся словах на тему костюма, театра, персонажей. Совместные игры-драматизации повысили речевой уровень детей и помогли увидеть проблемные зоны в речи воспитанников. Заучивая наизусть стихотворения или маленькие отрывки из сказок, способствовало развитию памяти и мышления, как у детей, так и у меня. Развивая речь детей, я обогащала и развивала свою профессиональную деятельность, учась вместе с ними новому, интересному, сложному миру слов, вербальному взаимоотношению. Большое внимание уделяла работе над звукопроизношением детей, разгадыванию несложных загадок,разучиванию стихов.
Также проводилась работа с родителями: индивидуальные беседы на тему развития речи у ребенка; подборка игр и упражнений родителям для формирования речи дошкольников; представлены для обозрения родителям консультации «Значение сказки для ребенка 4-5 лет», «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой», «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи», «Что и как читать детям»; даны соответствующие рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка вне детского сада.
По результатам диагностики, работы с детьми по речевому развитию я сделала следующие выводы, что работа должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей : режимные моменты, игры, образовательную деятельность, трудовую деятельность, прогулки. Важно помнить, что развитие речи детей дошкольного возраста должно производиться с учётом их возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей, чтобы проводимая работа дала положительный результат. Необходимо искать новые интересные формы взаимодействия и подачи материала по развитию речи детям, а также более тесному привлечению родителей к работе по повышению уровня речевого развития у детей.
В дальнейшем, чтобы работа велась планомерно, необходимо:- продолжать совместную работу с родителями по развитию речи детей; - продолжать пополнять картотеку игр по развитию речи, речевой центр в группе; - создавать благоприятные условия для эмоциональной разгрузки детей в группе; - продолжать формировать родителей и детей картотеки игр и упражнений для развития речи вне детского сада.