Попова Оксана Владимировна
Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей обучающихся посредством театральной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию
педагога дополнительного образования Поповой О. В.
Тема: «Развитие творческих способностей обучающихся посредством театральной деятельности»
Цель:
повысить свой профессиональный уровень; теоретически обосновать и практически подтвердить процесс развития творческих способностей обучающихся посредством театральной деятельности
Задачи:
обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие творческих способностей обучающихся посредством театральной деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Театр, театрализованная деятельность. Самообразование
- Театр. Театрализованная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
развивать творческую активность, инициативу в инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности при воспитании детей в современных условиях;
формировать знания, умения и навыки воспитанников;
изучить нормативно-правовые документы по ФГОС;
изучить практический опыт.
Предполагаемый результат:
переоценка педагогических ценностей своего профессионального назначения, качественное улучшение учебно - воспитательного процесса;
мотивация родителей к сотрудничеству в воспитательно-образовательном процессе;
умение оказать практическую помощь коллегам.
Дата начала работы над темой: 01.09.2020.
Предполагаемая дата окончания работы над темой: 25.05.2021.
Направления самообразования
Профессиональное
. Изучила методическую литературу по данной проблеме:
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психол. Очерк: Книга делового учителя- 3 издание- М: Просвещение, 1991.-
2. Евладова Е. Б., Николаева Л. А. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. М, 1996.-
3. Немов Р. С. Практическая психология: Учебное пособие. - М. : Гуманит. Изд. Центр Владос, 1997.-
4. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. -М. : ТЦ «Сфера», 2001.-
5. Томпсон Р и др. Творческое и критическое мышление. - М., 1981.-
6. Усова А. В. Пед. Условия развития творческих способностей уч-ся. : Лекция/ Ч. Г. П. У. - Челябинск, 1995.-
Психолого-педагогическое
Ларцева Е. Первый экзамен: Подготовка ребенка к конкурсному тестированию. -СПб. : Акцидент, 1998.
Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога детского образовательного учреждения- Ростов н. Д:Феникс, 2005.
Психолог и семья: активные методы взаимодействия. Ярославль, 2004 Академ. Развития
5 Зенина Т. Н.
Родительские собрания в Д/с. Выпуск 2. Пед. общество России, 2007
Информационно-технологические технологии
Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. –
https://pedsovet. org/
«Музыка в школе». Научно-методический журнал. 2007/5,6. Раздел
«Музыкальная электроника».
В социальной сети Интернет. имею сайты:
https://infourok.ru/user/popova-oksana-vladimirovna9
Дополнительный:
учительский. сайт/Попова-Оксана-Владимировна7
на которых популяризирую свой опыт, выкладываю разработки
мероприятий;
При поведении мероприятий использую презентации, видеофильмы,
Сайт- Театр и его история https://istoriya-teatra.ru/
Сайт - Все о театре- https://www.nteatru.ru/
Охрана здоровья
В воспитательный процесс внедряю здоровьесберегающие технологии:
сказкотерапию,
музыкотерапия
Игровые оздоровительные технологии
Оздоровительные прогулки
Физкультминутки:
Театральная игра учит ориентироваться в пространстве, развивает способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, помогает запоминать героев спектакля, развивает слуховое, зрительное внимание, память, наблюдательность, фантазию, воображение, воспитывает нравственно-этические качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей младших школьников с нарушением слуха, выразительности телодвижений.
Техника речи подразумевает игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, развитие остаточного слуха. Речевые игры позволяют овладеть всеми доступными для наших детей средствами музыкальной выразительности, т. к. музыкальный звук развивается в тесной связи со слухом речевым, что особенно важно для детей с нарушением слуха. Активно используем на занятиях по театральному искусству логоритмику – метод преодоления речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, т. к. она направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь-движение», способствует совершенствованию психофизических функций. Дыхательная гимнастика корректирует нарушение речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу, правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию, развитие голоса.
Проблема развития творческих способностей школьников многогранна. И в современных условиях растет потребность общества в самостоятельной творческой личности.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме творчества позволила рассматривать данную проблему со следующих позиций: продукт творчества, процесс творчества, способность к творчеству, виды творчества.
Слово «творчество» происходит от слова «творить», что означает искать, изобретать. Таким образом, творческое мышление- мышление, порождающее нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте.
Под творческой деятельностью обучающихся понимаем, что это процесс, этапами которого являются:
1. Накопление знаний и навыков для усвоения замысла и формулирования задачи;
2. Рассмотрение задачи с разных сторон;
3. Реализация вариантов, идей;
4. Проверка найденных вариантов, их отбор. Для процесса обучения важно учитывать новое для обучающихся, но не для общества.
5. На основании анализа и обобщения психолого-педагогической литературы по проблеме я конкретизировала понятие творческие способности. Таким образом, под творческими способностями младших школьников понимаем такие психологические особенности ребенка, подлежащие развитию, как: дивергентное мышление (беглость, оригинальность, гибкость, точность, воображение, самостоятельность, творческая мотивация.
У детей младшего школьного возраста происходит значительное
расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка. Этот процесс прогрессирует и приводит к тому, что у большинства детей обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности.
У обучающихся среднего и старшего возраста происходит углубление знаний в отрасли, интересующей его больше других, что приводит к профессиональному выбору и росту, как профессионала.
Теоретические основы социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей.
Социально–педагогическая деятельность – профессиональная деятельность, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации и создание условий для его самореализации в обществе.
Социально–педагогическая деятельность – деятельность, направленная на конкретного ребенка и способствующая решению его проблем, возникающих в процессе развития. Является “адресной” направленной на ребенка и решение его индивидуальных проблем, по средствам изучения личности ребенка окружающего его социума, выявление средств помогающих ребенку самостоятельно решить свою проблему. Ограничена промежутком времени, в течение которого решается проблема.
Социально–педагогическая деятельность осуществляется на основе образовательных, культурно–досуговых, оздоровительных и других программ, направленных на творческое развитие, социализацию детей, их адаптацию к жизни в обществе, позволяющих им проявлять себя в различных видах социально значимой практической деятельности. Она охватывает не только традиционные сферы знаний, но и широкий спектр массовой социальной практики, отражающей сегодняшние социально–экономические потребности, вызванные самой жизнью.
Содержательную сторону социально–педагогической деятельности составляет совокупность образовательных и других программ. Они имеют своей целью повышение образованности детей, их социализацию и подготовку
к жизни. Программы разных уровней должны способствовать :
1. Социальному становлению личности воспитанников;
2. Пониманию ими глобальных проблем современности;
3. Самостоятельному решению комплексных проблем, требующих знаний из области разных учебных дисциплин и определенного социального опыта;
4. Стимулированию самообразования на основе правильного выбора источников информации, постановки и осознания значимых личностных и социальных целей, использование средств достижения поставленных целей и т. д
Деятельность дополнительного образования детей нацелена на создание условий для творческого развития личности на основе приоритета интересов.
Для успешного решения развития творческих способностей у своих обучающихся педагогу необходимо знать, какие факторы педагогической практики и при каких условиях ведут к желаемому развитию творческих способностей.
При наличии хороших задатков способности могут развиваться очень быстро и даже при неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому задача педагогов – создать для каждого ребенка такие условия, чтобы он все это смог усвоить максимально, насколько это возможно.
В любой деятельности способности можно формировать целенаправленно, для этого необходимо лишь создать условия и сориентировать обучаемого на этот процесс. Целенаправленное формирование может успешно осуществляться при помощи упражнений. Чтобы упражнение, предпринятое для формирования способностей, было эффективно, оно должно удовлетворять ряду требований.
1. Обучающихся необходимо направлять на повышение качества своей деятельности, развивать в них жажду поиска, стремление раз от раза работать лучше, т. е. развивать и совершенствовать “собственное Я” ученика.
2. Организовать и правильно направить самоконтроль обучающегося, так как чем выше самоконтроль, тем эффективнее будет упражнение.
3. Непрерывный переход от менее сложного к более сложному, но посильному (возможно, даже с определенной долей помощи сначала, повысит эффективность упражнения.
4. Система учебных заданий, способствующая упражнению, должна быть построена таким образом, чтобы каждое последующее задание было связано с предыдущим, чтобы обучающиеся видели целесообразность своей работы; чтобы у них развивался интерес не только к предмету, но и к самому процессу осуществляемой деятельности.
5. Необходимо возобновлять упражнения через определенное время, но эти повторения во времени должны быть не слишком часты, чтобы не утомлять, но и не слишком редки, чтобы их результаты не забывались. В начале обучения повторения должны быть чаще, а к концу могут быть реже.
6. Упражнения должны быть систематическими и разнообразными.
7. Четко видна цель целенаправленного формирования способностей с формированием личностных качеств обучающегося. Организуя его учебный процесс таким образом, чтобы он удовлетворял всем выше предложенным требованиям, мы сформулируем в нем не только определенные умения, знания, навыки, но и в процессе их формирования разовьем волевые способности, потребность в новых знаниях, стремление к самоутверждению. То есть формирование способностей к творческому мышлению, а также волевых способностей, как правило, проходит несознательно, но, осуществляясь, одновременно не только взаимоукрепляет одним другое, но и способствует формированию ряда других, более общих способностей в целом.
8. Придерживаясь точки зрения Л. С. Выготского, где речь идет о так называемой зоне ближайшего развития.
Обучение, так или иначе, должно быть согласовано с уровнем развития ребенка. Необходимо определить два уровня развития ребенка. Первый уровень Выготский назвал уровнем актуального развития ребенка, который сложился в результате определенных, уже завершившихся циклов его развития.
Второе условие, что развитие ребенка проходит через зону ближайшего развития, когда ребенок умеет что-то делать лишь в сотрудничестве с взрослыми, и лишь затем переходит на уровень актуального развития, когда это действие он может выполнять самостоятельно.
То, что ребенок оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого, указывает нам на зону его ближайшего развития. С помощью этой точки зрения можно учесть и те процессы, которые сейчас находятся в состоянии становления, которые только созревают, только развиваются. То обучение является хорошим, которое забегает вперед развития.
Основные требования к такой педагогической технологии, следующие из изложенных:
1. обучение должно быть трудным, но посильным для каждого ученика;
2. время обучения каждого ученика индивидуально;
3. вовлечение ученика в поиск и “открытие новых” знаний;
4. четкая организация контроля и самоконтроля;
5. использование системы упражнений;
6. отслеживание усилий ученика при выполнении данного задания, а не его способностей в целом;
7. сравнение ученика только с самим собой вчерашним
Наши отечественные психологи в развитии творческих способностей детей придают значение развитию способности действовать “в уме” – внутреннего
плана действий (ВПД).
Эти совершаемые в уме действия можно разделить по их содержанию на две группы: действия по заданному алгоритму (чисто исполнительские) и творческие, предполагающие планирование и поиск стратегий решения задачи (с выраженным ориентировочным компонентом, а по используемому материалу – на три группы: с предметами (фишки, пирамиды, образным (рисунки, схемы) и знаковым (цифры, слова) материалом.
Чередование заданий осуществляется то “весело”, то “на пределе”, придает тренингу особый эмоциональный и мотивационный заряд за счет того, что ребенок имеет возможность поочередно то наслаждаться легкой и успешной игрой своего интеллекта, то напряженно преодолевать возникающие интеллектуальные трудности, чтобы снова поскорее добиться желанной и уже испытанной им легкости.
Все аспекты являются важной основой для принятия мер, помогающих в развитии способностей. Сегодня хороший педагог, как правило, в состоянии собрать все указанные выше сведения о каждом обучающемся и точно знать позицию самого ребенка. Все эти данные, нужные для оказания способному ребенку необходимой поддержки, надо иметь и о тех детях, которые отстают по каким-либо предметам и которых надо подтянуть до уровня всей группы, и о среднеуспевающих обучающихся, чьи задатки требуют более интенсивного развития
Для развития творческих способностей младших школьников важно обогатить, насытить учебный материал проблемными (творческими) задачами, а также заданиями “открытого типа”, это является необходимым условием процесса формирования творческой деятельности младших школьников.
Дополнительное образование способствует развитию творческих способностей младших школьников, поскольку здесь фактически реализуется
вариативное образование, учитываются в полной мере способности и возможности ребенка, создается ситуация выбора и успеха для каждого ребенка
Методика «Развитие воображения и творчества» (И. Н. Волоцкова).
Цель: выяснить некоторые особенности творческого воображения, выраженного в словесной форме.
1. Материал: неоконченные тексты. Участники прослушивают начало рассказа «Темнело. Шел мелкий нудный дождь. На трамвайной остановке под одним зонтиком стояли две девушки. Они о чем- то разговаривали. Вдруг…» (необходимо продумать продолжение и окончание рассказа. Время на работу 10 минут). Критерии оценки: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, неожиданность концовки.
2. Материал: отдельные слова: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Обучающиеся записывают слова, затем используя их составляют логический рассказ.
3. начертите в тетради кружок диаметром 2 см. Затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить осмысленный законченный рисунок. После окончания некоторые рисунки демонстрируют. Далее начертите такой же круг, но поместите справа и слева по черточке. Это будет исходный материал. К нему надо добавить сколько угодно других штрихов и получить изображение предмета. Вопрос: При каком варианте задача решается легче и почему?
Методика «Развитие детского воображения, детской фантазии». (И. Н. Волоцкова).
Цель: Развивать у обучающихся интерес к творчеству.
1. Вопросы. Какая у вас любимая сказка? Какое ваше любимое животное? Каким животным вам хотелось стать?
2. Тест- игра. Напишите пожалуйста четыре названия животных ( н-р: кошка, собака, петух, дятел). Расшифровка: ты дома; ты в школе; ты думаешь; на самом деле.
3. Творческое задание из книги «Грамматика фантазии. Сказки по телефону» Джанни Родари. (Идея, лежащая в основе книги, проста, она сводится к тому, что воображение не есть привилегия не многих выдающихся индивидов, что им наделены все.).
Методика «Что было бы, если.» (К. Фопель).
Цель: развивает творческие способности детей, помогает лучше узнать детей, понять их чувства, надежды и желания. Использовать по оканчани работы или в конце дня.
Инструкция: Я хотела бы сыграть с вами в игру, в которой все как в сказке. Что было бы если бы ты превратился в какое- нибудь животное? Каким бы животным тебе хотелось бы тогда стать и почему?
Дайте каждому ребенку решить, каким животным он хотел бы быть. После этого каждый ребенок должен выйти на середину. Назвать это животное, показать как оно движется, как «разговаривает». На вопросы типа «Что было бы, если бы…» не бывает правильных или неправильных ответов. Мы хотели просто развить фантазию и интуицию детей.
Другие вопросы для обсуждения в этой игре:
1. Какое желание ты загадаешь, если найдешь волшебную лампу?
2. Куда ты полетишь, если у тебя ковер- самолет?
3. Что было бы, если бы тебе сейчас было столько лет, сколько ты хочешь? Почему?
4. Что было бы, если бы ты стал совсем зеленым? Чем ты тогда будешь? и т. д.
На мой взгляд, дополнительное образование представляет собой тип образования, объединяющий воспитание, обучение и развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития, познавательных интересов, творческого потенциала ребенка, способствующих самореализации и социализации личности и опирающихся на свободный выбор ребенка видов деятельности
Используемая литература:
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психол. Очерк: Книга делового учителя- 3 издание- М: Просвещение, 1991.-
8. Евладова Е. Б., Николаева Л. А. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. М, 1996.-
9. Немов Р. С. Практическая психология: Учебное пособие. - М. : Гуманит. Изд. Центр Владос, 1997.-
10. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. -М. : ТЦ «Сфера», 2001.-
11. Томпсон Р и др. Творческое и критическое мышление. - М., 1981.-
12. Усова А. В. Пед. Условия развития творческих способностей уч-ся. : Лекция/ Ч. Г. П. У. - Челябинск, 1995.-