Папки-передвижки

Особенности выбора содержания, методов в обучении и воспитания дошкольника с ОВЗ

Голышкина Ольга Александровна
Особенности выбора содержания, методов в обучении и воспитания дошкольника с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Педагоги, работающие в дошкольных специализированных детских садах всегда уделяют много внимания изучению вопросу индивидуального подхода к детям, как этого требует образовательная система ФГОС ДО.

Значение индивидуально - дифференцированного подхода для всестороннего развития личности каждого ребенка – очень велико. Ориентировка педагога на гуманное отношение к ребенку, уважение его неповторимости, стремление понять его сложный духовный мир- это основная цель всей деятельности педагогов, работающих с детьми ОВЗ.

Проблем в образовательной и воспитательной деятельности, развитии детей возникает много, и во многом, они могут быть разрешены при условии правильных методических приёмов и форм работы.

Прогрессивные педагоги во все времена уделяли повышенное внимание вопросу об индивидуальном подходе к детям. В высказываниях по этому поводу подчеркивается великое значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка.

В сравнении с детьми «норма», группа детей с ОВЗ имеет отличительные характерные признаки, присущие их развитию:

-низкий уровень познавательной активности;

-незрелость или отсутствие мотивации к учебной деятельности;

-снижение работоспособности к приёму и переработке информации;

-ограниченные фрагментальные знания и представления об окружающем мире;

-недостаточная сформированность умственных операций;

-отставание в речевом развитии и др.

В условиях целенаправленного процесса обучения в дошкольном образовательном специализированном учреждении, индивидуальный прием в обучении детей, реализуется совместно с дифференциацией (заданий, постановок перед детьми посильных задач, где посильность и легкость отнюдь не тождественные понятия)

Дифференцированный подход – это форма организации учебного процесса, которая обеспечивает специализацию для различных групп обучаемых с целью учета особенностей их развития

Дети с пониженной обучаемостью или отсутствием мотивации к обучению, требуют подбора формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не сможет выполнить многие из традиционных заданий. В этом случае, требуется особая форма подхода и предъявления обучающих приемов, методов. Для сравнения нужно отметить, что не все дети с ОВЗ являются низкообучаемыми и подходят под эту категорию. Как правило, общий контингент детей является смешанным и тогда, дети с повышенной обучаемостью, нуждаются не менее во внимании к ним педагогов, для развития своих образовательных способностей.

Таким образом, индивидуально – дифференцированный подход является одним из важных в коррекционной педагогике в деятельности с детьми, требующих особого подхода.

Путь от первичного усвоения до прочного сформированного навыка у разных дошкольников с ОВЗ не одинаков. Главной задачей педагогов является – сократить его у тех детей, у которых он длиннее, чем у остальных. Реализация данного подхода в обучении позволяет педагогу в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление о каждом из них, о его интересах, способностях, о влиянии на него и ближайшего окружения.

Дифференцированный подход позволяет разделить группу детей на подгруппы, в которых содержание образования, методы обучения и организационные формы различаются. Состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи. Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно всегда состоит в сочетании с индивидуальной, групповой и фронтальной работой с группой детей. Данный подход необходим на всех этапах обучения детей с ОВЗ.

Остановимся на особенностях использования дифференцированного подхода в обучении дошкольников в группе с ЗПР (компенсирующего вида) Его реализация началась с выявления уровня умственного развития детей старшей группы (5-6 лет, в основу которого легли следующие показатели:

-объем знаний и умений детей в соответствии с действующей программой в детском саду;

-качество знаний: осознанность, прочность, запоминание, возможность использовать в самостоятельной деятельности;

-уровень умений и навыков учебной деятельности;

-степень развития познавательных интересов и способностей;

-особенности развития речи (усвоение терминологии);

- уровень познавательной активности.

В соответствии с результатами диагностики и индивидуальными особенностями детей данной группы, условно, в целях удобства планирования и организации образовательной деятельности детей с ОВЗ разделили на несколько подгрупп.

- К первой подгруппе были отнесены дети, у которых замечалась большая активность и интерес к занятиям, играм, а также, творческие способности применения полученных знаний и умений в практической деятельности.

-Во вторую подгруппу были включены воспитанники, активность которых внешне не проявлялась, но они всегда внимательны, прилежны, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в процессе деятельности в сотрудничестве с взрослым, умеют найти верное решение.

-Третью подгруппу составили дети, у которых не проявлялся интерес к занятиям и играм. Как показывает практика, пассивность детей вызывается, прежде всего, пробелами в их знаниях, трудностями, которые они испытывают в процессе обучения, иногда причиной были длительные пропуски по болезни.

-Четвертая группа, «группа риска», это дети, без мотивации к образовательной деятельности, с нарушением эмоцианально – волевой сферы, не содержащие навыков взаимодействия и сотрудничества с взрослым.

Вся система образовательного процесса работы с детьми строится в сотрудничестве со специалистами дошкольного образовательного учреждения (учителем – дефектологом, педагогом – психологом, учителем – логопедом, музыкальным руководителем и инструктором по физвоспитанию) Подходы и педагогические методы в работе с детьми входят в систему полного взаимодействия всех специалистов, в том числе и воспитателей. Только при условии полного взаимопонимания коллег и общей требовательности к детям группы можно достигнуть динамики развития детей.

Планирование образовательной деятельности, подбор обучающего материала, его осуществление строится на принципе основного вида деятельности детей – игре и ближнего окружения.

При подборе игр и их содержания соблюдается определённая последовательность, учитывается, что играм с более трудными заданиями должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения. Зная, что у дошкольников «группы риска» трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а, следовательно, и к одной, даже очень полезной игре, необходимо больше внимания уделять играм с различными вариантами – одну и ту же игру следует видоизменять. Это позволяет снять трудности в усвоении правил игры и сохранить еще некоторое время интерес к уже знакомой дошкольникам игре.

Знания, преподнесенные в занимательной форме любой игры, умения и навыки усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими упражнениями. При этом важно использовать игры так, чтобы сохранялись элементы познавательного, учебного и игрового общения. Особый интерес дети проявляют к играм, которые содержат элемент ожидания или неожиданности, например к играм: «Что изменилось?», «Который по счету?», «Чудесный мешочек», «А что потом?», «Найди и покажи» и др.

Если один из детей испытывает трудности при усвоении некоторых представлений и понятий, то, чтобы он все-таки принял участие в игре, необходимо подобрать посильное для него задание. Выполнение небольшого задания вселит уверенность, активизирует ребенка на выполнение более сложных заданий. Детям, успешно овладевающим знаниями и умениями, следует давать в игре более сложное задание, чтобы и у них поддерживался интерес к игре.

Несомненно, следует применять наглядный материал, который позволит определить абстрактные образные представления и понятия, например, создать более полный образ предмета.

С детьми «группы риска», кроме фронтальной образовательной деятельности есть необходимость систематически проводить дополнительные индивидуальные занятия, широко используя наглядность (мелкий счетный материал, картинки, модели чисел и геометрических фигур и др., а также индивидуальные тетради для домашних заданий (по желанию и согласию с родителями детей)

Следует привлекать к работе с детьми «группы риска и родителей», которые получают консультативную помощь всех педагогов по вопросам развития дошкольников, если в этом есть необходимость.

Немаловажным фактором в работе с детьми, в том числе и «группы риска», является эмоциональный фон ребенка. Любая игровая деятельность должна быть привлекательной для ребенка, ему должно нравиться то, что у него в руках, и то, что у него получается в результате его собственной деятельности. Положительный эмоциональный фон этой деятельности вызовет познавательный интерес, создаст благоприятные условия, как для запоминания, так и для усвоения представлений и понятий.

Важный и нужный прием в работе со всеми детьми является продуманная «помощь» в игровой деятельности (стимулирующая, направляющая или обучающая).

Она очень необходима и важна, когда дети или ребенок не справляются с заданием игры самостоятельно. Под «помощью» подразумевается особый знак внимания, позволяющий ребенку начать действовать. Отзывчивость ребенка на «помощь», это показатель усвояемости его потенциальных учебных возможностей (обучаемости, желание включиться в деятельность и стараться ее завершить.

Таким образом, реализация индивидуально - дифференцированного подхода в процессе обучения детей с ОВЗ в детском саду будет способствовать обеспечению равных стартовых возможностей на этапе дошкольного образования и в подготовке их к школе, а также, даст возможность не только помочь детям «группы риска» в усвоении программного материала, но и развить интерес к окружающим миру и его познания.

Но успех обучения возможен тогда, когда изучены потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности обучающегося и созданы оптимальные условия для развития способностей.

Публикации по теме:

Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников разных возрастных групп в условиях реализации ФГОС до .

Особенности воспитания детей в дошкольный период Консультация "Особенности воспитания детей в дошкольный период". Особенности воспитания детей в дошкольный период можно разделить на две.

Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника»Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника» Игра-один из тех видов детской деятельности,которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,обучения их различным действиям.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности выбора содержания, методов в обучении и воспитания дошкольника с ОВЗ
Опубликовано: 4 марта 2025 в 17:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности выбора содержания, методов в обучении и воспитания дошкольника с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Голышкина Ольга Александровна (УИ 561875) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 марта 2025 среда
Встречаем первый месяц весны!
Проводим день без гаджетов!
06 марта 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД