Севда Мамедова
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных методов рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Самообразование педагога – это его многогранная и многоплановая, целенаправленная работа по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Работа по самообразованию признана содействовать саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации педагога в течении всего учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому развитие творчества – одна из главных задач воспитания, который оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и прежде всего на его художественно- эстетическое развитие.
Одним из видов творчества является рисование. Нетрадиционные методы рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
Актуальность использования нетрадиционных методов рисования состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы, а знакомит детей с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.
Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только в образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, но в индивидуальной работе и в подгрупповой работе с детьми, а также в свободной деятельности детей. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата
Таким образом, актуальность темы заключается в том, что рисование с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.
Цель: Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей старшего дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала через использование нетрадиционных техник рисования и разного неизвестного для детей материала.
Задачи:
Повысить свой уровень самообразования путём изучения новой, научной, организационно-методической литературы, учебной, справочной литературы, Интернет- источников по вопросу использования рисования нетрадиционными методами как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
Участие в конкурсах и фестивалях по использованию нетрадиционной техники рисования в ДОУ;
Расширить свои знания о разнообразных методах нетрадиционного рисования и применять их на практике;
Закреплять умение моделировать работу на основе изученных видов, приемов и способов;
Повысить заинтересованность воспитанников к нетрадиционным методам рисования;
Привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию и разработать модель взаимодействия с родителями;
Активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель», используя нетрадиционные формы в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей;
Подготовить методический материал, картотеку «Нетрадиционные техники и методы рисования»; разработать перспективный план работы с детьми, план самообразования,
Обеспечение психологического, эмоциональное благополучие участников и повышение общекультурного уровня участников образовательного процесса;
Обобщение опыта работы по теме самообразования;
Организовать в группе ДОУ предметно- развивающего пространства и условий для активизации и обеспечения всестороннего развития детей дошкольного возраста и активизации творческого потенциала через использование нетрадиционных техник рисования.
Работа по самообразованию была начата с изучения и анализа мною методической литературы :
1. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду –СПб : "КАРО” 2007.
2. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М., Слепцова В. Ю., Смагина Т. В. Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М: ТЦ Сфера, 2004.
3. Никитина А. В. Казакова Р. Г., Нетрадиционные техники рисования в детском саду : планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПБ. : КАРО, 2008.– 90 с.
4. Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников : Учеб-метод. пособие под ред. Коротких О. В. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2008. – 320 с
5. Пищикова Н. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – М : ООО "Скрипторий 2003” 2006.
6. Тюфанова И. В.» Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство- Пресс», 2004 г.
7. Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников : Учеб-метод. пособие под ред. Коротких О. В. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2008. – 320 с.
8. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг».
9. Р. Г. Казакова «Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий»
10. О. В. Шклярова -Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
Результаты работы с детьми по теме самообразования:
Развитие потребности у детей к созданию нового и необычного продукта творческой деятельности;
Формирование у детей умения использовать полученные знания в творческой деятельности;
Формирование у детей эстетического отношения к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными средствами рисования;
Развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения; желания экспериментировать.
Результаты работы с родителями по теме самообразования: :
повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по формированию художественно – творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник и методов рисования;
повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
составлена картотека «Нетрадиционные техники рисования» :
пополнена РППС (Центр ИЗО)
Работая в ДОУ, я обратила внимание что, в детских работах одноплановость, бесцветность, отсутствие аккуратности, рисунки однообразны и бедны в цветовом решении. Для решения этой проблемы я стала углубленно изучать методическую литературу, в частности меня заинтересовали техники нетрадиционного рисования.
Для себя четко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и творчеством.
Поэтому в основу моей работы по теме самообразования положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе детей в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник рисования.
Я поняла, что такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет его мысли, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.
Работу с детьми я строила так, чтобы дать им элементарные представления о системе взаимодействия изобразительной деятельности, творчества, искусства с жизнью. В моей работе предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей техник : рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп) пенопластом, рисование губкой, трафаретом, рисование по-мокрому, рисование смятой бумагой, монотипия, набрызг.
Познакомившись с методической литературой Г. Н. Давыдовой, А. В. Никитина А. В., Р. Г. Казакова по нетрадиционным техникам рисования, я нашла много интересных идей, соединила со своими, ставя перед собой следующие задачи:
сформировать у детей технические навыки рисования;
познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
научить создавать свой неповторимый образ в рисунках по нетрадиционному рисованию, используя различные техники рисования;
привлекать детей к работе с различными материалами упражняя в применении способов нетрадиционного рисования и развития специальных умений и навыков, подготавливающих руку к письму.
В группе я создала следующие условия внедрения нетрадиционных техник : организовала предметно-развивающую среду (зону художественно- эстетического развития)
Результатами работы в данном направлении должны стать:
активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
умение находить новые способы для художественного изображения;
-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Использовала игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание. Дети могли рисовать, сидя за отдельными столами, за сдвинутыми вместе столами по два и более человек; сидеть и работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольберта.
Работая с детьми, необходимо сотрудничать с их родителями. Я использовала любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально-комфортное состояние.
Нетрадиционные методы рисования можно использовать использую не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на в совместной деятельности с детьми в индивидуальной и в групповой работе, а также в свободной деятельности детей. Я отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами могут выбирать тот или иной способ нетрадиционного рисования.
Проводя цикл деятельности с использованием разнообразных нетрадиционных техник выяснилось, что у детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, а за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.
С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Опыт моей работы показал, что овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. В результате моей работы рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.
Вывод: В рамках самообразования я намерена дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционные техники изобразительной деятельности открывают возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения.
Обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников и раскрывают творческий потенциал ребенка, повышают интерес к художественно- эстетической деятельности, развивать психические процессы, улучшают эмоциональный фон.
Современный педагог-это ИКТ – педагог, где И – интеллект, К – коммуникабельность, Т – творчество. Поэтому педагог должен всегда заниматься своим самообразованием, углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса
Работа по самообразованию признана содействовать саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации педагога в течении всего учебного года или другого периода времени.
Все запланированные виды деятельности с детьми и родителями воспитанников в течение учебного года проведены.