Елена Родина
Сенсорное развитие детей через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Обсуждено на совете педагогов
Протокол ---2021 г.
Старший воспитатель
Отчет по самообразованию на тему:
«Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
Фамилия, имя, отчество Родина Елена Николаевна
Специальность, образование учитель дефектолог, высшее
Публикация «Сенсорное развитие детей через дидактические игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Стаж работы в ДОУ 11лет
Квалификационная категория
Дата последней аттестации.
Награды
Я работаю в группе компенсирующей направленности по адаптированной программе с детьми старшего и подготовительного возраста.
При изучении программы, я пришла к выводу, что дети с ОВЗ нуждаются в формирование умственных способностей ребёнка.
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.
Поэтому я выбрала данную тему по самообразованию.
Перед собой я поставила следующие цели и задачи:
ЦЕЛЬ: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
ЗАДАЧИ:
-научить детей различать основные цвета;
-познакомить детей с величиной и формой предметов;
-сформировать навыки самостоятельной деятельности;
-повысить самооценку детей, их уверенность в себе:
-развивать творческие способности, любознательность, наблюдательность:
Сплотить детский коллектив.
План самообразования состоит из 3 этапов:
1. Информационно-педагогический блок – это изучение литературы:
Л. А Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер, «Воспитание сенсорной культуры ребенка» -М. ,Просвещение, ,1988г и др которая представлена в плане по самообразованию.
Курашова Р. А. Сенсорное развитие дошкольников,
Сенсорное воспитание дошкольников. / Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. – М. Просвещение. 1963. - 364с
Использовала интернет-ресурсы:
2. Работа с детьми.
3. Работа с родителями.
На протяжении года я использовала рекомендации из прочитанной мною литературы в своей работе с детьми.
В ходе реализации своей темы я разработала подборку дидактических игр :
1. Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:
2. Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
3. Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
4. Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
Этапы моей работы можно представить следующим образом:
1 этап – информационно-аналитический и методическая работа.
На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме.
2 этап – проектировочный.
Разработка плана работы по теме самообразования на учебный год.
3 этап – творческий.
Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков и оформление картотеки.
Методическая работа
Форма работы сроки Форма отчета
Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой Октябрь-ноябрь Список использованной литературы
Создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка В течение года. Наличие игр по сенсорному развитию
Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей» Январь Конспект консультации
Проведение консультации для родителей «Значение игры для сенсорного развития детей»
Февраль Конспект консультации
Подготовка анкет к анкетированию родителей Декабрь Анкета
Отчет по самообразованию Май
Работа с детьми
Форма работы сроки Форма отчета
Специальные занятия по сенсорному воспитанию В течение года.
Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями В течение года. Фотоотчет
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений : «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Узнай фигуру», «Найди пару» Декабрь-Январь Картотека
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы: «Заплатки для варежек», «Разложи фигуры по местам», «Укрась бабочку», «Найди предмет такой же формы» Декабрь-январь Картотека
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины: «Самая длинная, самая короткая» - «Домики для матрешек» - «Дальше – ближе» Декабрь-Январь Картотека
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета: «Найди машинкам гаражи», «Найди пары варежек», «Цветные бусы», «Разноцветные ножки для сороконожки» (игра с прищепками) Декабрь-май Картотека
Также была проведена работа с родителями: индивидуальные беседы, консультации. Был Изготовлен лэпбук «Цветная неделька», а также родители привлекались к изготовлению дидактического материала.
Работа с родителями
Форма работы сроки Форма отчета
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала В течение года.
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями. В течение года.
Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей» Январь Консультации
Проведение консультации для родителей «Значение игры для сенсорного развития детей»
Февраль Консультации
Анкетирование родителей Декабрь Анкета
Использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру, дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение более точно, полно воспринимать свойства предметов, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.
Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.
Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.