Елена Воропанова
Развитие речевой активности у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт по теме самообразования
«Развитие речевой активности у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества «неговорящих детей», детей, имеющих проблемы в речевом развитии, которые посещают детские сады. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Именно в этом возрасте педагоги и родители должны создать необходимые условия для развития у детей мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики - главный фактор, способствующий развитию речи (по М. М. Кольцова).
Публикация «Развитие речевой активности у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления об окружающем мире, мире предметов, их расположении в пространстве. Учеными доказано, что развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте – это основная задача развивающей работы с детьми, и в этом помогают пальчиковые игры. Они очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи и творческой активности.
На сегодняшний день, у малышей, которые приходят в наш детский сад, плохо развита речь в силу возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. На первых ступенях развития ребенка это становится проблемой. Я считаю, что именно пальчиковые игры помогут сформировать у малышей предпосылки, а в дальнейшем и развить речевую активность детей.
Проведенные исследования отечественных и зарубежных психологов, физиологов и педагогов показывают, что развитие рук находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления ребенка, оказывая большое влияние на функции нервной деятельности.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Пальчиковые игры, пальчиковые разминки способствуют развитию речи детей дошкольного возраста.
При этом следует отметить, что зачастую педагоги дошкольного образования не уделяют достаточно внимания развитию мелкой моторики, не в полной мере используют в своей работе различные пальчиковые игры, не владеют методикой проведения занятий.
Пальчиковые игры в основном используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста, в то время, как и в старшем дошкольном возрасте игры пальчиками не теряют своего развивающего потенциала.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью активизировать речь детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр (пальчикового театра) и недостаточного использования теоретической и методической разработки данной проблемы в практике дошкольного образования.
Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка в целом.
Цель: развитие у детей дошкольного возраста речевой активности посредствам пальчиковых игр.
Задачи:
• Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросу значения пальчиковых игр в становлении и развитии речи детей раннего возраста;
• Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;
• Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры
• Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
• Сформировать систему активного взаимодействия с родителями воспитанников, повысить уровень психолого-педагогической компетентности;
• Обобщить и распространить собственный педагогический опыт;
• Провести анализ реализации плана самообразования
• Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Массаж и множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук, пальчиковых игр, активизируют речевые зоны в коре головного мозга. Нужно уделять им достаточно времени, так как совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Кроме игр и упражнений развитию ручной умелости способствуют так же различные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликация в нетрадиционной форме, лепка с использованием нетрадиционных материалов, конструирование и т. д.)
Используя пальчиковые игры в работе с детьми по развитию речи, можно заметить, что дети эмоционально реагируют на предложение поиграть пальчиками.
Вывод
В течение работы над темой самообразования «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр», поставив перед собой цель и задачи занялась подбором материала, поисками всевозможных пальчиковых игр, постепенно формируя игротеку, состоящую из д/игр с пальчиками, пальчиковых игр с прищепками, со шнуровкой, игр Су-джок, игр в стихотворной форме, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.
Проводила индивидуальные беседы с родителями по данной теме. Рекомендовала родителям:
• учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как: пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы.
• давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они разрабатывают кисти рук и пальцы.
Были изготовлены буклеты для родителей:
Советы родителям. «Пальчиковая гимнастика дома», «Пальчиковая гимнастика для детей».
Оформила папки-передвижки.
Игры по развитию пальцев рук я провожу во время физкультминуток, в свободное время. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается каждый день. В своей работе я широко использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит установка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.
В течение года для родителей групп были представлены письменные консультации:
«Для чего нужны пальчиковые игры?», «Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей», «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?», «Ум на кончиках пальцев», «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста», «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей».
В течение года дети собирали пазлы и составляли разрезные картинки.
Были проведены упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками.
В течение года читали с детьми рассказы, потешки, стихотворения с использованием пальчиков.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков детей помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом.
Работа в данном направлении будет продолжена, ведь она актуальна в любом возрасте, так как в процессе овладения пальчиковыми играми у малышей формируется память, мышление, воображение и внимание.