Фадеева Анастасия Петровна
Отчет по самообразованию «Формирование у дошкольников навыков самообслуживания»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт
по самообразованию за 2020/2021 учебный год
Тема: «Формирование у дошкольников навыков самообслуживания»
В 2020/2021 учебном году я начала работу над темой самообразования «Формирование у дошкольников навыков самообслуживания».
Самообслуживание - это первая ступень трудового воспитания детей дошкольного возраста. Формирование навыков самообслуживания имеет огромное значение для социального развития ребенка.
Темочки:
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Дети, умеющие сами себя обслуживать, чувствуют себя хорошо в коллективе, у него больше времени для контакта со сверстниками и общения. Конечно, дети по-разному усваивают действия и правила, которым их обучают взрослые. Вместе с тем, у каждого ребенка при правильном воспитании устанавливается стремление все делать самостоятельно.
Сущность труда в этом возрасте увеличивается, и развиваются умение доводить начатое дело до конца. Немаловажно позволить детям больше самостоятельности в самообслуживании. В процессе самообслуживания у детей развиваются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. В детском саду воспитатели формируют простейшие навыки самостоятельности у детей, а в семье нередко бывает так, что родители не продолжают эту работу. Детям нелегко подстраиваться к противоречивым требованиям взрослых. Поэтому, для эффективного становления навыков саморазвития у ребенка очень важна совместная работа дошкольной организации и семьи.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Творческий подход, мастерство и желание позволяет мне реализовать программные цели и задачи в нестандартной форме, закладывая у детей положительные эмоции от общения с миром знаний.
Цель моей работы: показать использование приемов трудового воспитания, формирования навыков самообслуживания у детей второй младшей группы.
Поставила перед собой задачи:
1. Воспитывать опрятность у детей, учить следить за внешним видом, замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
2. Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды).
3. Учить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, сухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место, своевременно пользоваться носовым платком, полоскать рот.
4. Формировать навыки еды : не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу с закрытым ртом. Учить правильно, пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
Актуальность:
Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
В этом году мною были проведены консультации для родителей:
-«Актуальные проблемы навыков самообслуживания у детей»
- «Формирование навыков самообслуживания»
-«Памятка для родителей формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста»
-Занятие по теме: «Домашний помощник»
-В течение года проводили игры направленные на формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.
Навыки самообслуживания и проблемы их развития Самообслуживание - это, прежде всего стремление и способность к самостоятельности. Сдерживая инициативу ребенка, взрослый способен привести к проблемам в отношениях ребенка и взрослого. Поэтому нужно быть терпеливыми и понимающими.
В формировании навыков самообслуживания у ребенка значимую роль оказывает обучение трудовой деятельности. Ребенок, пребывая в семье, детском саду, на улице - повсеместно, так или иначе, граничит с трудом взрослых, наблюдает его и пользуется его результатами. Трудолюбие и способность к труду закладывается с самого раннего детства, от природы эти качества не даются. Воспитывая ребенка в семье, родители не уделяют должного значения воспитанию самостоятельности у детей, считают их слишком маленькими, пытаются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же демонстрируют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам.
В ходе обучения трудовым навыкам я старалась развивать у детей стремление проделать самостоятельно все то, что им посильно, помогать, если они нуждаются в помощи. Чтобы дошкольники не испытывали досаду, огорчение от неблагополучных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, иначе возникнет неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Следует помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от полученных результатов, от своей полезности другим. Основополагающие виды труда в детском саду - это самообслуживание, труд в природе, ручной труд, хозяйственно - бытовой труд.
Диагностика по другим образовательным областям показала довольно высокие результаты. За год дети многому научились.