Хайруллина Назиля
Конспект НОД «Традиции, обычаи, культура башкирского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитывать духовно-нравственные качества дошкольников.
Задачи:
- Познакомить детей с культурой и традициями башкирского народа;
- Развивать интерес к культуре и традициям братских народов;
- Воспитывать чувство уважения к народам других национальностей.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
Пособия:
листы белой бумаги 20х20, краски гуашь, кисти, стаканы непроливайки, салфетки.
Воспитатель:
Темочки:
- Якутия – многонациональная республика. Здесь проживают одной большой, дружной семьей многие народности. У каждого народа свои обычаи, традиции, своя культура.
Сегодня мы познакомимся с башкирским народом, с его культурой и традициями. Башкиры известны как замечательные земледельцы, опытные животноводы и пчеловоды. Душистый, ароматный башкирский мед многие, наверное, пробовали?
Звучит музыка «Игра на курае»
/ Показ на 1 слайде. Муз. Инстр. – Курай/
- Ребятки, вам понравилась музыка?
(ответы детей)
- Это Курай – башкирский национальный музыкальный инструмент. А на какой известный нам уже инструмент похож курай?
(ответы детей)
- Да, похож курай на дудочку, флейту. А сейчас давайте поиграем в игру «Курай»
/звучит фоном игра на курае/
Описание: дети взявшись за руки, ходят по кругу, а в центре ребенок (кураист (в руке дудочка длинная) двигается в противоположную сторону)
«Услыхали наш курай
Собрались мы все сюда,
Наигравшись с кураистом,
Разбежались кто куда
Хай, хай, хай
Мы попляшем под курай»
Дети разбегаются врассыпную, выполняют танцевальные движения.
«Ты курай, задорный, веселей играй,
Тех, кто лучше пляшет, выбирай»
(Ребенок выбирает лучшего танцора, тот становится водящим)
Много еще есть музыкальных инструментов у башкир, это мандолина, думбыра, но с ними мы попозже познакомимся.
У башкир есть свои национальные праздники, один из них – сабантуй. В переводе Сабантуй означает «Свадьба плуга», празднуют его после окончания весенних полевых работ.
2 слайд «Праздник Сабантуй»
Гулянья проводятся на больших площадях, принято на праздник приходить семьями. Веселье включает традиционные песни, обряды, танцы. Также проводятся шуточные соревнования. В Якутске сабантуй проходит каждый год в начале июня месяца на местности Ус-Хатын. Ребятки, может кто-нибудь из вас с семьей были на этом празднике? (ответы детей)
В праздники одевают национальную одежду. Женская одежда включает в себя -
3 слайд «Одежда башкир»
Головной убор – кашмау, платье-кульдык, камзол и нагрудник, а праздничный наряд включает еще длинный праздничный халат-елян, штаны и сапожки.
Мужская одежда включает в себя неширокие штаны, рубахи, камзол или кафтан и широкий пояс-кэмэр, на голове тюбитейка, а на ногах сапожки с кожаными калошами. Вся одежда расшита цветным узором, так же украшается нашивками из монет, ювелирных блях, перламутра.
У башкирского народа есть также свои национальные блюда, напитки -
4 слайд «Блюда, посуда»
Это чак-чак, кумыс – напиток из кобыльего молока, биш бармак, бэлиш и много других блюд.
Также башкиры имеют свою национальную посуду. Посуду раньше изготавливали из дерева, бересты, кожи животных, железа и глины, но вся посуда, как и одежда, ковры расписана элементами национального орнамента (узора). Орнамент имеет несколько видов, но мы сегодня рассмотрим орнамент из геометрических фигур.
5 слайд «Элементы геометрического орнамента»
Какие геометрические фигуры вы видите? (ответы детей)
А цвета какие преобладают? (ответы детей)
А хотите, ребятки, сами расписать таким же орнаментом платок?
Приглашаю вас за столы, но перед этим мы сделаем физ. минутку для глаз.
Раз - налево, два – направо
Три – наверх, четыре – вниз
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Ребята, приступайте к расписыванию платка, сели красиво, спинки выпрямили, ножки прямо поставили.
Самостоятельная работа. Напомнить технику безопасности при работе с красками.
Итог занятия
звучит музыка «Игра на курае»
Сегодня мы с вами познакомились с обычаями, традициями башкирского народа.
- Что вам больше всего понравилось на нашем занятии? (ответы детей)
- А не сложно вам было расписывать платок? (ответы детей)
- На этом наше занятие закончено, вы, ребятки, у меня большие молодцы!