Шмакова Ирина
Консультация для воспитателей «Характеристика основных методов, приёмов и средств по формированию экологической культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Краеведческий подход играет важную роль в формировании экологической культуры дошкольников, предполагает целостное изучение родной природы и способствует более глубокому пониманию взаимосвязей в местном крае, между природой и обществом.
Целостное изучение родной природы включает в себя походы, целевые прогулки и прогулки по природным тропам, посещение краеведческих музеев, работу в краеведческом уголке игровой комнаты.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
Во время походов и прогулок дошкольники могут собирать материалы для более глубокого изучения своего района, области, края. Эти материалы, а также сведения об истории, природе родного края, полезных ископаемых, водных ресурсах, растительном и животном мире хранятся в краеведческом уголке. Практическая деятельность детей, которая является одним из условий формирования экологической культуры, успешно осуществляется в природоохранной работе, на огородах и в цветниках.
Следующим условием формирования экологической культуры дошкольников выступает личность педагога, характеристика которой складывается из обобщённых требований, предъявляемых современным уровнем образовательной системы. Выделение в профессиональной деятельности творческой доминанты, как указывают исследования А. С. Самборенко, Ш. А. Амонашвили, Б. Т. Лихачёва и других, является одним из актуальнейших вопросов современной педагогики.
Творчество педагогов дошкольных учреждений в их педагогической деятельности определяется спецификой образовательного процесса, условиями воспитания, возникновением множества непредвиденных ситуаций, требующих немедленного решения. Воспитатель должен творчески осваивать и реализовывать систему воспитания, основанную на гуманистической и личностно-ориентированной педагогике. Он должен искренне любить и посвящать себя каждому ребенку, чувствовать ответственность за его судьбу, стремиться понять каждого ребенка.
Основная функция педагога - управлять процессом обучения, воспитания, развития и образования. Задача педагога - не учить, а руководить учением, не воспитывать, а направлять образовательный процесс.
Педагог всегда является активным творцом. Его задача - поставить учеников под влияние преподавания. Педагогическая направленность должна быть тонкой и ненавязчивой.
Педагог - главный герой учебного процесса и решающий фактор в экологическом образовании. Три аспекта его личности определяют конечный результат его деятельности - формирование экологической культуры. Понимание экологических проблем и их причин, чувство гражданской ответственности за существующее положение вещей, желание изменить существующее положение вещей и эффективная подготовка.
Профессионализм и педагогическое мастерство: владение методами экологического воспитания, понимание целей и задач экологического воспитания, систематическое применение конкретных методик в работе с детьми, творческий подход к поиску путей совершенствования.
Общее направление и практика модели воспитания «Новая культура» : создание благоприятной атмосферы для детей в детском саду, забота об их физическом и психическом здоровье, личностно-ориентированный подход к воспитанию.
Для воспитателя целенаправленная и систематическая работа зависит от дальнейшего укрепления интереса к природе, развития нравственных и эстетических чувств, предопределения положительной и действенной позиции по отношению к природным объектам.
Необходимо иметь набор таких методов и приемов в формировании экологической культуры, которые оставят глубокий след в памяти ребенка, и обязательно будут влиять на его чувства и сознание при познании природы и любом общении с ней.
Среди множества воспитательных и обучающих методов наиболее эффективным для формирования экологической культуры дошкольников считается следующий: наблюдение. По мнению известного российского психолога С. Л. Рубиншнейна, наблюдение - это результат осмысленного восприятия, в ходе которого развивается мыслительная деятельность.
Наблюдение - это особая форма познания окружающего мира дошкольником в старших классах. В дошкольном возрасте дети открывают для себя мир природы. Чтобы поддержать интерес дошкольников ко всему живому, педагоги ведут детей от знакомства к пониманию природы, вызывая у них желание заботиться о растениях и животных, формируя элементарные знания об экологической культуре, чувство любознательности и умение ценить красоту природного мира. Важность этого подхода заключается в процессе наблюдения:
. Базовое содержание - представления о предметах и явлениях окружающего мира - у дошкольников уже сформировано;
. Такой подход соответствует познавательным возможностям дошкольников;
. Это самостоятельный метод. Он часто сочетается с другими методами, либо входит как прием в их состав, используется перед многими видами продуктивной деятельности и т. д. ;
. Опознание, при котором формируются знания о признаках и качествах (величина, строение, форма, цвет и т. д.) предметов и явлений, а также знания об отношениях наблюдаемого объекта с другими объектами;
. . наблюдение за изменениями и преобразованиями объектов. Этот вид наблюдения дает знания о процессах, окружающем мире объекта в его динамике, а также о репродуктивном характере взаимодействий, когда состояние объекта устанавливается по отдельным признакам, частям - складывается картина целого явления.
В основе экологического воспитания лежит познавательный интерес к природным объектам и явлениям, системное понимание мира природы, умение использовать знания о биологических потребностях для рационального обоснования деятельности и осознанного поведения детей в природной среде.
Познавательные задачи решаются в процессе игры, рассматривания материалов, экспериментирования, наблюдения за явлениями живой и неживой природы, обсуждения наблюдаемых явлений, а также в ходе продуктивной деятельности, труда и других видов детской деятельности.
В дошкольном возрасте познавательные процессы детей протекают в аффективно-практической форме. Каждый дошкольник - это маленький исследователь, открывающий мир с радостью и удивлением. Ребенок стремится к позитивной деятельности. Поэтому такие виды деятельности, как экспериментирование и наблюдение, наиболее близки и естественны для дошкольников.
Опыты. При выполнении обеспечивается единство знаний, умений и навыков дошкольников, воспитывается их самостоятельность и любознательность, именно этим обусловлена педагогическая ценность опытов.
Работа с природоведческой литературой, художественное слово и научно-популярная литература помогает дошкольникам уточнить и закрепить знания, постепенно обогащая новыми понятиями и представлениями.
Работа со схематическими (знаковыми) источниками знаний (таблицы, схемы, моделирование). Общим для всех этих методов является высокий уровень абстракции, что учитывая психологические особенности мышления дошкольников, существенно ограничивает возможности их использования в ДОУ, но вместе с тем формирование зачатков логического мышления входит в число актуальнейших задач воспитателя.
Желательно включать в познавательную деятельность детей работу со схематическими рисунками и графическими моделями объектов. Модели позволяют раскрыть важные стороны и особенности природных объектов, продемонстрировать экологические взаимосвязи. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о природе.
Работа с наглядностью и образностью. Если воспитатели регулярно используют различные формы наглядных средств, они могут успешно формировать реалистические представления о природе во всех ее проявлениях. Наглядные и образные средства делятся на статические (рисунки) и динамические (фильмы, видеокассеты, видеофильмы). Следует отметить воспитательное значение рисунка. Глядя на хорошо написанную картину, дети испытывают эстетическое удовольствие и положительный эмоциональный настрой. Динамические средства позволяют расширить объем научных знаний о природе, сформировать сложные, многоаспектные естественнонаучные понятия.
Словесные методы (рассказ, беседа). Устное слово и словесные методы неизменно используются при работе с дошкольниками. Применяя их в сочетании с прочими методами обучения можно научить ребёнка переводить конкретные образы в вербальное знание, а затем и в другие специфические знаковые системы отражения природоведческих знаний. Словесные методы имеют и самостоятельную роль. Большое образовательное и воспитательное значение беседы определяется тем, что при этом развивается мышление дошкольников. Беседа открывает большие возможности для реализации индивидуального подхода к ребёнку, это позволяет педагогу привлекать к активному участию в работе слабых и пассивных детей.
Играйте. Игровая деятельность - естественная потребность дошкольников. Психологи и педагоги настаивают на включении игры в педагогический процесс с целью оптимизации обучения. Игра - это средство развития творческой активности, мышления, анализа ситуаций, постановки и решения проблем. Игра - это эмоциональная деятельность. Эффективность формирования экологической культуры во многом зависит от эмоционального отношения детей к природе. Задача педагога - «погрузить» детей в любимую деятельность и создать фон, способствующий восприятию природы. Психологи рассматривают игровую деятельность как выражение положительного отношения детей к этому содержанию. Для формирования экологической культуры чаще всего используются имитационно-ролевые игры, моделирующие возможные реальные ситуации, а также игровые литературные ролевые ситуации и дидактические игры.
Таким образом, работа педагога будет эффективной, если он в комплексе использует эти методы, как на занятиях, так и в нерегламентированной деятельности экологической направленности. Это сочетание является ещё одним условием формирования экологической культуры дошкольников. Работа в этом направлении должна быть построена так, чтобы экологическое содержание занятий имело продолжение в нерегламентированной деятельности, дополняло и обогащало её. Чётко организованная, целенаправленная нерегламентированная деятельность позволяет использовать дополнительный информационный материал, расширяет природоохранительный кругозор и конкретизирует знания.
Обращая внимание на методические разработки по экологическому воспитанию дошкольников можно отметить, что дошкольное образовательное учреждение обладает гораздо более широкими возможностями в создании экологической развивающей среды.
Экологическая развивающая среда включает в себя экологически правильно организованные внутри помещений и на территории природных зон, а также экологически ориентированную тематическую среду.
В дошкольном образовании можно создать экологическую развивающую среду как совокупность средств экологического воспитания и обучения, которая станет одним из основных условий формирования экологической культуры дошкольников. Средства можно определить как тематику окружающей среды или жизненных ситуаций, целенаправленно включенных в образовательный процесс.
Уголок природы. Его главная особенность и преимущество - непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет педагогам использовать уголок природы в течение всего учебного года для проведения разнообразных эколого-педагогических мероприятий, а также организовывать различные виды деятельности для детей дошкольного возраста. Уголок природы развивает у детей наблюдательность, трудовые навыки и умения. Хорошо оборудованный и соответствующим образом расположенный уголок сафари прививает эстетический вкус. Его составляющие: животные и растения.
Участок ДОУ. Территория, на которой организуются наблюдения за растениями и животными в естественных условиях, выясняется значение агротехнических мероприятий и деятельности взрослых для улучшения условий жизни растений и животных, вырабатываются навыки ухода за ними. Всё это способствует расширению и углублению знаний дошкольников о природе, позволяет переносить теоретические знания на практику. Составные части: цветник, огород, теплица, мини-ферма.
Экологическая тропа. Это специально оборудованный маршрут в природу, решающий многие педагогические и психологические задачи. К объектам экологической тропы относятся типичные и экзотичные древесные растения, фитоогород (огородные лекарственные травы, уголок нетронутой природы, птичий столб. Помимо этих объектов на тропе находятся места, предназначенные для деятельности детей и взрослых (избушка Айболита, беседка для труда, музей природы). Экологическая тропа оформляется информационными щитами, стендами, указателями. Она удобна для проведения различных мероприятий, направленных на формирование экологической культуры дошкольников.
Дошкольный сад. На этом участке организуются наблюдения за животными и растениями в естественных условиях, разъясняется значение агротехнических мероприятий и деятельности взрослых в улучшении условий жизни животных и растений, формируются навыки ухода за ними. Все это помогает расширить и углубить знания дошкольника о природе, позволяет перенести теоретические знания в практику. Что: Сады, огороды, теплицы, мини-фермы.
Экотропа. Это специально разработанный маршрут в природу, который решает многие педагогические и психологические задачи. Объектами экологической тропы являются типичные и экзотические древесные растения, ботанические сады (травяные сады, уголки природы, не имеющие аналогов, ванны для птиц. Помимо этих объектов, на экологической тропе есть зоны активности для детей и взрослых (хижина «Айболит», трудовой павильон, музей природы). На экологической тропе есть информационные стенды, киоски и указатели. Это удобно для проведения всевозможных мероприятий, направленных на формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.