Алёна Молчанова
Квест-игра как форма экологического обучения и воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Молчанова Алена Вячеславовна
МА ДОУ «Детский сад №9» с. Визинга
В связи с реализацией федерального стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Приоритетной формой воспитания и обучения детей стала игра.
Публикация «Квест-игра как форма экологического обучения и воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Экологические квесты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Как мы знаем, игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления. В игре с практическими действиями наилучшим образом происходит познание и усвоение новой информации, новых навыков. Для детей старшего возраста игра становится полем применения своих знаний и самореализации.
Поэтому в своей подготовительной группе я начала применять современную образовательную технологию – квест-игра.
Но для начала определимся с понятием.
Квест (англ. quest, - это приключенческая игра (англ. adventuregame) — один из основных жанров компьютерных игр, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Адаптируя квест к педагогической деятельности мы получили - командную игру. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными: загадки; ребусы; игры «Найди отличия», «Что лишнее?»; пазлы; творческие задания; игры с песком; лабиринты; спортивные эстафеты.
Квест-игра с дошкольниками имеет свои принципы организации это:
все игры и задания должны быть безопасными,
Соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям
участников квеста;
Обязательно должно соблюдаться уважение достоинства ребёнка;
Чёткая постановка цели, распределение ролей;
Предполагается постоянная смена деятельности;
Связность, последовательность и логичность заданий;
Должна присутствовать эмоциональная окраска игры (декорации,
музыкальное сопровождение, карты, схемы, костюмы);
Квест-игру необходимо заранее обдумать и просчитать;
Роль педагога в игре: направлять, наталкивать детей на
правильные выводы и самостоятельность суждений детей;
В случае подгрупповой работы, результаты каждой подгруппы
собираются в общий результат (схема, пазл, карта, рисунок,
предложение).
В литературе квест – игры классифицируют по разным принципам:
по числу участников:
1. Одиночные,
2. Групповые.
по продолжительности:
1. Кратковременные, которые можно провести в режимные моменты
( Пример: посадка лука для себя в день здоровья).
2. Долговременные, которые проводятся во время непосредственной
образовательной деятельности, возможно с продолжением на улице.
по содержанию:
1. Сюжетные.
2. Несюжетные
по форме проведения :
соревнования,
проекты,
исследования,
эксперименты,
задания для команды,
помощь героям,
путешествие.
При организации и проведении квест-игры важно придерживаться следующего алгоритма:
1. Определить цели и задачи.
2. Выбрать место проведения игры.
3. Составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута и регламент прохождения по этапам (просчитать примерное время на выполнение заданий).
4. Сформировать состав участников (педагоги, дети, родители, рассчитать количество организаторов и помощников.
5. Разработать легенду игры, её формат и правила, написать сценарий (конспект).
6. Подготовить задания, реквизит для игры.
Алгоритм проведения игры:
1. Создается игровая ситуация, мотивация для активности детей. 2. Предлагается задание, с четкой постановкой цели ( Пример: собрать
лепестки по станциям)
3. Логически и последовательно построенная цепочка заданий.
4. Подведение итогов.
В работе с детьми можно использовать три структурные формы квест-игры :
• Линейный,
• Штурмовой,
• Кольцевой.
А теперь подробнее о них, и приведу 2 примера это линейный и штурмовой как мы провели эти игры.
Линейный квест - основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получаешь следующее, и так пока не дойдешь до финиша. Здесь команда следует по заданному маршруту, выполняет задания, требующие сообразительности, эрудиции, выносливости и умения нестандартно мыслить.
К примеру: я проводила квест-игру «Друзья природы».
Цель которой - закрепление знаний детей по экосистеме лес.
Дети получили задание собрать все лепестки для цветика-семицветика, так как с его лепестков тетушка-Непогодушка смыла все краски.
Группа детей проходила станции:
Музыкальная, (здесь детей встречает герой детивыполняют задание на интерактивной доске)
Физкультурная, (здесь дети с героем поиграли в подвижные игры)
Экологическая (в кабинете экологического воспитания детей встречала наш воспитатель по экологическому воспитанию Елена Ивановна и провела с детьми «мини-викторину»)
Далее станция Групповая, на которой дети составляли цепь питания животных.
В результате выполненных заданий дети собирали все цветные лепестки.
В конце игры дети обнаружили, что на лепестках есть буквы, из которых можно сложить слово ПРИРОДА. Дети поделились своими впечатлениями от игры и получили от Цветика-семицветика раскраски.
Далее рассмотрим штурмовой квест :
Штурмовой квест – каждый игрок решает свои задачи цепочку, чтобы в конце получить общий результат группы.
Квест-игра «Поможем петрушке выздороветь».
Цель игры - закрепить знания о лечебных свойствах лука о его сортах, цвете вкусе запахе, упражнять детей в работе по схеме, выполнении алгоритмических действий, готовить витаминный салат.
Была создана проблемная ситуация (Не пришел в гости Петрушка, потому что заболел, существует опасность заболеть детям, дети предлагали пути решения заявленной проблемы.
При помощи наводящих вопросов дети пришли к решению самим вырастить лук и принимать в пищу.
Детям предложена самостоятельная работа по картам схемам по посадке лука на перо, с последующим занесением результатов наблюдений в календарь роста, изготовленный самими детьми, а так же предложено приготовить витаминный салат для Петрушки и сверстников.
Дальше дети разошлись по центрам, где каждый выполнял разные задания.
Центр творчества - дети играли в игру: «Что сначала что потом», делали зарисовки к наблюдению за луком.
Центр природы - дети на карте- схеме самостоятельно сажали лук
Центр сюжетно-ролевой игры. Дети самостоятельно готовили витаминный салат по карте- схеме для больного петрушки, чтобы тот быстрее выздоровел.
Входе рефлексии выяснилось: дети научились строить последовательную работу по картам схемам, детям понравилась такая форма работы, наблюдалась взаимопомощь и эмоциональная поддержка детьми друг друга.
Кольцевой – отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания, он вновь и вновь возвращается в пункт «А». Кольцевой квест, это тот же линейный квест, но заключённый в круг. В этом случае команды участников стартуют с разных точек, и каждая идет по своему пути к финишу.
Хочу обратить ваше внимание на то, что в квест-игре очень удобно использовать сюжетную линию народных сказок, т. к. все они написаны по принципам линейного квеста : не выполнит Иванушка трёх условий – не найдет Василису… Согласны со мной?
Достоинства квест-игры для детей дошкольного возраста :
Квест-игра является эмоционально привлекательной для ребёнка-дошкольника
Позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.
Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.
В ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая. Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу. Квесты помогают реализовать принцип сотрудничества.
В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослого.
Квесты для дошкольников в детском саду должны выполнять не только развлекательную функцию, но и реализовывать образовательные задачи. Поэтому задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений детей.
Рекомендую всем использовать квест-игру в своей педагогической деятельности. И поверьте, вы сами получите массу положительных эмоций и решите образовательные и воспитательные задачи.
Решая задачи социализации детей дошкольного возраста в детском саду, я опираюсь и на родителей своих воспитанников, т. к. модель поведения и мышления близкого человека, наиболее понятна и естественна для ребенка. Совместно со своей мамой, ребенок не только решает поставленную образовательную задачу, но перенимает модель, философию социального поведения в групповой работе. Привлечение родителей в квест-игры считаю очень эффективным приемом решения задач социализации детей.
Подводя итоги, пожелаю всем вам, коллеги, успешно применять квесты в практике работы с детьми, делать их увлекательными, непредсказуемыми, и что очень важно, доступными дошколятам! Удачи всем!