Юлия Харисова
Отчет по самообразованию «Средства развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию
за 2021-2022 учебный год
тема: «Средства развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения»
учитель- дефектолог Харисова Юлия Александровна
Актуальность
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
Публикация «Отчет по самообразованию „Средства развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью образовательного процесса. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, зрение, а также речь. Этим и был обусловлен выбор темы моего самообразования – «Средства развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения».
Были поставлены следующие цель и задачи:
Цель: расширить педагогические и коррекционные знания по теме для развития ручной умелости детей с нарушением зрения.
Задачи:
1. Расширить знания о зрительном восприятия детей среднего возраста.
2. Обогатить развивающую среду группы по развитию мелкой моторики и осязания.
3. Образование родителей по данной теме.
Основные направления работы с детьми.
- Пальчиковая гимнастика.
- Лепка
- Игры с мозаикой и конструкторами.
- Апликационная лепка
- Игры в “сухом бассейне” (наполненном фасолью; горохом) :
- нахождение заданных предметов,
- угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
• игры с природным материалом;
В течение учебного года силами воспитателей и родителей совершенствовалась предметно-пространственная развивающая среда группы.
Очень важной часть работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны и увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковой игры дети, повторяя движения взрослых, активируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
В своей работе по данному направлению я использовала следующие принципы:
• Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам.
• Последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативную реакцию ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием.
• Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативным реакциям.
При проведении пальчиковых игр необходимо соблюдать следующие правила:
Отрабатывайте последовательно все упражнения.
Игровые задания должны постепенно усложняться.
Начинать игру можно только, когда ребёнок хочет играть.
Никогда не начинайте игру если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.
Недопустимо переутомление ребёнка в игре.
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут.
В работе с родителями проводилась консультации «Аспекты развития мелкой моторики”, “Дидактическая игра, как средство развития мелкой моторики и осязания”, сообщение “Для чего, зачем и как развивать мелкую моторику”, памятки “ Методы и приемы развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения”, “Как выполнять упражнения для развития мелкой моторики”, “Коррекция осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения”, участие в родительских собраниях.
Результаты.
В процессе работы по данной теме я приобрела и систематизировала знания в области развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста;
В группе усовершенствована предметно-пространственная развивающая среда;
Сформирован благоприятный эмоциональный фон в детском коллективе.
У детей :
Улучшилась моторика, координация движений кистей, пальцев рук;
усовершенствовалась речь и расширился словарный запас посредством использования пальчиковых игр;
продолжает развиваться зрительное восприятие, воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческая активность.
Вывод.
Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определенных результатов. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук.. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма, поэтому я не хочу останавливаться на достигнутом, а буду продолжать использовать дальше разные методы и приемы в работе с развитием мелкой моторики рук.