Юля Афанасьева
Отчет о работе по самообразованию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Дидактическая игра как средство экологического воспитания
детей старшего дошкольного возраста».
Цель: Цель: повышение своего профессионального уровня, создание оптимальных условий для экологического развития детей, обогащение и углубление знаний в развитии детей через дидактические игры в старшем дошкольном возрасте.
Задачи:
Публикация «Отчет о работе по самообразованию „Дидактическая игра как средство экологического воспитания старших дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования возможностей дидактической игры как средства экологического воспитания ребенка-дошкольника.
2. Уточнить и систематизировать знания детей о домашних и диких животных, расширять представления о птицах,
3. Знакомить с многообразием родной природы: деревьями, кустарниками, травянистыми растениями.
4. Формировать представления о чередовании времен года.
5. Расширить знания детей о комнатных растениях.
6. Показать взаимодействие живой и неживой природы. Развивать знания о неразрывной связи человека с природой, воспитывать экологическое сознание, желание оказывать посильную помощь природе.
7. Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и самого ребенка.
8. Определить эффективность работы по применению дидактических игр как средства формирования экологической культуры.
9. Повышать уровень знаний у родителей по данной теме
10. Создавать предметно-развивающую среду в группе по теме.
11. Провести анализ эффективности проделанной работы.
Предметно развивающая среда : в группе создана и пополняется познавательная предметно-развивающая среда.
Изготовление игр по теме самообразования :
Развивающих пособий Лепбуков -
«Времена года»,
«Экология».
*Презентация «Дидактические игр по экологии»
Работа с детьми :
Индивидуальная работа проводилась с детьми, как в утренние часы, так и в вечернее время, на прогулке, во время образовательного процесса – образовательная деятельность, дидактические игры, практические упражнения, наблюдение во время прогулки.
«Что сначала – что потом?»
«Кто чем питается?»
«Когда это бывает?»
«Рассели животных»
«Кто живёт на суше, а кто в воде»
Работа с родителями.
Родительское собрание - практикум
Проектная деятельность «По морям, по волнам»
Анкета для родителей «Экологическое образование в семье»
Привлекла родителей к изготовлению лепбука «Экология».
Консультация «Игры тренинги экологического содержания для детей старшего возраста.
Папка передвижка «Мы должны охранять окружающую среду»
Рекомендации «Развиваем желание заботиться о природе»
Памятка «Выступление на родительском собрании с отчетом о проделанной работе за год.
Работа с социумом. Провела консультацию в консультативном центре по теме «Экологическое воспитание старших дошкольников через дидактические игры», где даны были рекомендации по играм для детей на развитие познавательной деятельности у детей.
««Игры тренинги экологического содержания для детей старшего возраста». Данная презентация адресована творческим воспитателям,
Транслируемость опыта: на сайте МААМ
- Итоговое мероприятие по теме самообразования Экологический игровой досуг
«А знаете ли вы, знатоки природы»
План по самообразованию на 2020 - 2021 учебный год. «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Результативность для отслеживания динамики уровня развития экологических умений и навыков была проведена диагностика под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы», старшая группа.
Критерии.
- знания детей о домашних и диких животных, расширять представления о птицах,
- деревьями, кустарниками, травянистыми растениями.
- времен года.
- знания комнатных растениях.
- знания о взаимодействие живой и неживой природы.
В сентябре месяце 2020 г.
При этом было выявлено
Высокий уровень – 8% (2 ребенок)
Средний уровень – 33% (8детей)
Низкий уровень – 58% (14детей)
В конце учебного года в апреле 2021 проведена повторная диагностика и видны следующие результаты
Высокий уровень – 45% (10детей)
Средний уровень – 55% (12 детей)
На данный момент времени, в результате проделанной мною работы уровень экологического развития у детей существенно повысился.
Таким образом, данные, полученные в ходе моей работы, подтверждают тот факт, что дидактическая игра имеет огромное значение в экологическом воспитании, Дидактическая игра - наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор, способствует развитию личности.
Перспективы на 2019-2020 учебный год:
1. Продолжить работу по данной теме (согласно возрастной группе);
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме. Конкретное распределение дидактических игр по циклам значительно усовершенствует усвоение дошкольниками практических умений и навыков по экологическому воспитанию.
3. Изучить новинки методической литературы, и интернет ресурсы
4. В работе с родителями планирую включать беседы, консультации, посиделки, организации совместных мастер классов по изготовлению пособий по экологическому воспитанию Активизировать родителей на совместную работу с воспитателем и участие их в жизни своих детей, направленное на воспитание и развитие детей
5. Изготовить новые пособия и игры, обновить среду в данном уголке. Согласно возрасту детей. В работе чаще использовать мультимедийнное оборудование (интерактивную доску).
Планируемой результат:
Повышение экологической культуры воспитанников и их родителей.
Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
Воспитание защитников природы.
Творческая активность воспитанников.
Внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.
Экологические знания у детей посредством дидактических игр способствуют повышению экологической культуры
Перспективы развития опыта:
1. Конкретное распределение дидактических игр по циклам значительно усовершенствует усвоение дошкольниками практических умений и навыков по экологическому воспитанию.
2. Предлагаемая система работы позволит достаточно полно раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка.
3. Полученный багаж знаний, умений и навыков в области экологического воспитания позволит развить умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и их проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ.
Заключение.
В результате проделанной работы, дети стали проявлять устойчивый интерес к элементарным экологическим представлениям. В игровой деятельности дети усвоили правила поведения в природе, нравственные нормы, развилась ответственность, бескорыстная помощь и сострадание. В игре, примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувством сопереживания, что способствовало развитию у ребенка экологической этики. Это отношение закреплялось в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка. Дети осознали, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем. А то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. Дети поняли, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны её беречь и заботиться о ней, уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых. Можно использовать возможности дидактической игры как эффективного средство формирования экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
Литература:
Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
Римашевская, Л. С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата. : Учебно-методическое пособие / Л. С. Римашевская, Н. О. Никонова, Т. А. Ивченко. - Москва: Центр педагогического образования, 2008. - 128с.
Рыжова, Н. А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н. А. Рыжова, С. И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с. : ил.
Андриенко, Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С. 10-12.
Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С. 40-49.