ирина ешкина
Отчет о работе по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста средствами речевых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образование «Кяхтинский район»
Муниципальное автономномное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Солнышко».
Отчет о работе по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста средствами речевых игр.
Подготовила воспитатель
1 квалификационной категории
Публикация «Отчет о работе по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста средствами речевых игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
Ешкина И. А
Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию презентацию из опыта работы на тему «Развитие лексической стороны речи детей младшего дошкольного возраста средствами речевых игр».
В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержанию.
Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как одно из основ воспитания и обучения детей.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Речевое воспитание детей в дошкольных учреждениях имеет в нашей стране давние традиции, заложенные в трудах Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского.
Речевой средой в раннем возрасте является, прежде всего, речь взрослых, как в семье, так и в детском саду. В нее входит и целенаправленное обучение родной речи, которое мы осуществляем в разных формах в течение всего пребывания ребенка в детском саду. Непосредственная образовательная деятельность включает в себя разные виды занятий. Учитывая, что дети раннего возраста строят свои высказывания на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, т. е. подражают им, необходимо использовать правильную образную речь, которая помогает детям познавать окружающий мир и освоить язык. Для этого используются речевые игры, которые с раннего возраста развивают интерес и любовь к народным сказкам, потешкам, загадкам, к лучшим образцам детской литературы. Это замечательное средство развития речи детей, о чём неоднократно писал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский.
Объект исследования: процесс развития речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: речевые игры как средство развития словаря детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить особенности развития словаря детей 2-3 лет; теоретически обосновать и экспериментально проверить наиболее эффективные методы и приемы развития словаря в процессе игровой деятельности.
Гипотеза исследования: словарный запас детей младшего дошкольного возраста будет развиваться, если систематически использовать речевые игры на занятиях и если создать соответствующую развивающую среду.
Гипотеза определила задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы применительно к младшему дошкольному возрасту.
2. Выявить особенности, методы и приемы формирования словаря детей младшего дошкольного возраста.
3. Экспериментально апробировать комплексную систему разнообразных форм и методов с целью оптимизации развития словаря детей 2 – 3 лет в процессе игровой деятельности.
4. Выявить эффективность речевых игр в развитии словаря младших дошкольников.
Для начала необходимо было исследовать «Теоретические основы развития словаря детей дошкольного возраста» учитывая психолого-педагогические основы развития словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Исследования отечественных психологов, педагогов и лингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его деятельность и психику.
Речь является высшим проявлением развития психики человека, а значит и главным средством в психическом развитии, поскольку только она позволяет осуществлять познавательное общение. Значение речи для психического развития ребенка состоит в том, что расширяется пространство жизни ребенка, формируются представления о физическом мире, устанавливаются причинно-следственные отношения между явлениями, что способствует развитию детского мышления для адаптации ребенка в социуме.
Воспитание правильной и чистой речи – одна из важнейших задач в общей системе речевого развития детей дошкольного возраста. В ряду задач, стоящих перед дошкольным образованием, важное место занимает и задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости в школе, поэтому очень важно научить малыша ориентироваться в звуковой системе русского языка, познакомить с устройством звуковой формы, оболочки слова, с важнейшими характеристиками звуков.
Чтобы правильно организовать работу по развитию речи и обучению родному языку необходимо использовать совокупность разных методов и приемов. Наиболее распространенный метод словарной работы с детьми раннего возраста – речевые игры. Основная их цель — развивать речевую активность у малышей, умение соотносить действие со словом потешки, стиха, добиваться понимания ими значения слов, правильного их произношения.
Далее рассмотрим «Педагогические условия развития словаря у детей младшего дошкольного возраста в процессе речевых игр»
На первом этапе исследования для определения уровня развития словаря у детей проведена педагогическая диагностика, при помощи методики разработанной Ушаковой О. С и Струниной Е. М,
(Ушакова О. С., Струнина Е. М., Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. – метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. : Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, 2004.)
которая направлена на решение целого ряда задач: выявить состояние звуковой культуры речи, словаря, грамматического строя и связной речи.
Для решения указанных задач была использована методика, построенная на основе игровой деятельности и ситуативно-делового общения педагога с ребенком.
Для полноценного развития речи у детей младшего дошкольного возраста мною были выбраны и апробированы речевые игры из книги Е. И. Тихеевой. Проводились занятия «Еду-Еду», «На птичьем дворе», «Коза рогатая», «Про сороку».
В соответствии с критериями можно выделить три уровня речевого развития детей младшего дошкольного возраста:
Высокий уровень. Детская речь логична и последовательна. Дети достаточно хорошо используют в своем понимании предлоги и обобщающие слова, самостоятельно называют предметы и цвета, могут вычленять и произносить звуки.
Средний уровень. Соблюдается логичность и последовательность, но договариваются фразы начатые педагогом. Самостоятельно могут назвать только предмет и правильно произнести звуки только в некоторых словах.
Низкий уровень. Дети не умеют самостоятельно пересказать текст, а только договаривают отдельные слова, после вопроса «Что это?» и показа картинки.
Затем я выявила количественные и качественные показатели уровня развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста. По результатам всех трех заданий большая часть детей в группе раннего возраста «Бабочки»имела средний уровень развития словаря, группа обладала недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
У значительной части детей вызвали особые затруднения понимание и употребление пространственных предлогов «в», «на», «за», «под», «около».
Кроме того, большинство детей называли предметы с помощью проверяющего, после наводящих вопросов. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что у него не велик словарный запас, в силу чего не может оформить связные речевые высказывания.
На первом этапе исследования, на основе полученных результатов возникла необходимость разработать и апробировать технологию с использованием речевых игр, которая поможет обогатить и активизировать словарный запас детей, развить связную речь и вызвать интерес к устному народному творчеству.
В своей работе я использовала игры из книги Елизаветы Ивановны Тихеевой «Игры и занятия малых детей».
Успешная реализация данной работы предусматривала ряд педагогических условий:
- создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
- формирование чувства уверенности в окружающей среде.
Проведенная экспериментальная работа дала возможность определить цели и задачи в работе с детьми по развитию словаря средствами речевых игр.
Работая над ответственным делом активизации речи детей и планируя работу, нельзя забывать главного: работа эта достигает намеченных целей только в том случае, если она будет придерживаться следующих правил:
1. Самое важное – добровольное участие в игре, необходимое для того, чтобы ребенок сам захотел принять участие в предложенной игре.
2. Воспитатель своими действиями, эмоциональным общением с детьми, делает ее важной и значимой для них.
3. Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которое создают игры для освоения и применения нового опыта.
4. Требуется дифференцированный подход к ребенку: при анализе и оценке действия. К данной работе больше давать ребенку возможность проявить и выразить себя.
Распределение игры для результативной работы имеет большую значимость. Следовательно, эффективность игры можно определить как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного образа, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно – образовательной работы.
В группе создана соответствующая предметно-развивающая среда, а так же велось тесное взаимодействия с родителями по развитию словаря у детей младшего дошкольного возраста, был составлен перспективный план работы с родителями воспитанников.
Таким образом, результаты проведенной в конце года диагностики подтверждают положительную динамику в речевом развитии воспитанников, а значит, что речевые игры действительно оказывают влияние на формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Подводя итог вышеизложенному, можно констатировать, что поставленные мною задачи решены, цель работы была достигнута.
Благодарю за внимание.