Пучкина Татьяна
Отчет «Формирование экологических представлений посредством развития сенсорных способностей у младших дошкольников»
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Публикация «Отчет „Формирование экологических представлений посредством развития сенсорных способностей у младших дошкольников“» размещена в разделах
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Прежде чем начать работу по теме, мною были изучены следующие программы и пособия.
• О. А. Соломейникова «Ознакомление с природой»
• Т. Г. Филипова «Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке»
• О. В. Дыбина «Ребёнок и окружающий мир»
• С. Н. Теплюк «Занятие на прогулке с малышами, с детьми 2-4 лет»
-Комплексные занятия по Программе: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Коморовой, М. А. Васильевой первая младшая группа.
Для определения системы работы по данной теме я наметила следующие цели:
1. Знакомить детей с доступными явлениями природы.
2. Воспитание в детях бережного отношения к животным, птицам, насекомым.
3. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред).
4. Помогать детям замечать красоту природы в разное время года, дать элементарные представления о растениях данной местности.
После проведения диагностики я начала работу. В своей практической работе я уделяла внимание, прежде всего организации наблюдений за объектами природы. Самые первые наблюдения я организовывала с детьми 2 – 3 лет: за изменениями температуры – на улице тепло, холодно, жарко; за осадками – идет снег, дождь и т. д. При этом не просто констатирую факты, а использую различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении. Например, снег падает хлопьями, спокойно ложится на землю. Предлагаю детям проследить, как летят снежинки, как опускаются на землю. Во время наблюдений за деревьями и кустарниками, научились находить высокие и низкие деревья, рассматривали разные по форме и цвету листья, цветы, следили за их движениями во время ветра и в покое, слушали шум деревьев, дождя и др. В младшей группе ребенок пользуется предметными предэталонами, т. е. образы свойств предметов соотносятся к определенным предметам. Так, овал мы определяли через форму огурца (как огурчик, зеленый цвет можно сравнить с елочкой (как елочка).
Особое место в моей работе я уделяла играм с природным материалом, т. к. в таких играх создаются благоприятные условия для развития органов чувств, пробуждая мысль, совершенствуя речь.
Многочисленны игры с песком, в этих играх дети узнали о таких свойствах песка, как цвет, сыпучесть, форма : влажный – лепится, сухой – рассыпается. Со свойствами снега дети познакомились во время игр в снежки, при лепке снежных построек. Они узнали, что он бывает влажным, сыпучим в зависимости от погоды.
В процессе своей работы я создавала условия для включения детей в реальную деятельность по уходу за растениями, мы учились поливать цветы, рыхлить землю, зимой сажали лук, весной – цветы в клумбы, наблюдению за животными и птицами, отмечали какая по размеру, что умеет делать.
Так же нами был сделан огород на подоконнике, где дети наблюдали за ростом лука и рассады, для дальнейшей пересадки в огород участка.
Ознакомление с разными сенсорными понятиями я проводила в комплексе с экологическим воспитанием, наблюдая за листьями и деревьями, я объясняла детям, что с деревьев листья рвать нельзя, а можно только любоваться, объясняла ценность каждого цветка или жучка, насекомого. К концу года дети стали узнавать многих насекомых, знали, что пчела собирает мед, но может и больно ужалить, дети узнают и называют березку, сирень, знают названия некоторых цветов и т. д.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет
практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок
экспериментирования с набором материалов для опытов, картотекой дидактических игр и прогулок.
Также была проведена следующая работа:
1 Беседа «Во саду ли, в огороде».
2 Беседа «Берегите животных».
3 Беседа «Наши пернатые друзья».
4 Акция «Синичкин день»
5 Беседа «Волшебница Осень».
6 Беседа о весне.
По мимо работы с детьми я работаю с родителями. Для родителей провожу
отдельные беседы, даю конкретные рекомендации, вывешиваю в уголок для
родителей консультации, ширмы.
Работу с родителями веду непрерывно, большое внимание уделяю совместной
деятельности детей и взрослых (природоохранным акциям, развлечениям, выставкам).
Активное участие родители приняли в акции «Птичий дом»
Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать
экологически грамотного человека.
В результате проделанной работы:
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через
различные виды деятельности;
• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
• сформированы начала экологической культуры детей;
• дети получают практические знания по охране природы;
• развиваются речевые навыки детей;
• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Таким образом, сенсорное воспитание – это формирование полноценного восприятия детьми окружающей действительности, - это основа познания мира, первая ступень накопления чувственного опыта. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей : насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее; насколько качественнее он может оперировать этой информацией; насколько точно эти знания может выразить в речи.
При организации такой работы обязательно следует учитывать возраст дошкольников, их психологические особенности и возможности. Пользоваться созданными проектами и опираться на передовой опыт.
Работу в этом направлении я считаю актуальной, поэтому планирую продолжить её и дальше.