Ольга Цикишева
Освоение и внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Современные технологии в нашем детском саду в настоящее время направлены на реализацию перехода к Федеральным Государственным образовательным стандартам дошкольного образования, которые утверждены приказом Министерство образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года, № 1155.
Целью работы МБДОУ стало: Создание модели профессиональной позиции педагога по внедрению инновационной деятельности в образовательный процесс, способности строить работу с детьми на основе современных технологий. Поэтому я стараюсь работать над актуальной на данный момент темой, ведь инновационный процесс на нынешнем этапе развития общества касается в первую очередь системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка.
Публикация «Освоение и внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий» размещена в разделах
Актуальность: Развитие инновационной деятельности педагогов является одним из стратегических направлений в образовании. Инновационная работа в образовании связана с изменениями в организации образовательного процесса, технологиях обучения и воспитания. Как показывает практика, один из инновационных подходов к решению образовательных проблем в детском дошкольном учреждении предполагает именно технологический подход.
Проблема: недостаточность применения современных образовательных технологий на практике в современном дошкольном образовании.
Ставила и ставлю перед собой такие задачи как:
• повысить уровень самообразования, освоив современные образовательные технологии;
• применить полученные знания на практике;
• определить эффективность современных образовательных технологий;
• повысить качество образования воспитанников.
Гипотеза: обучение и развитие личности воспитанников будет более глубоким и полным, если педагогами будут освоены, эффективно внедрены и непрерывно использованы новые образовательные технологии.
Технология – греч. слово – означает “мастерство, искусство” и “закон науки” - это наука о мастерстве.
В образовательном процессе МБДОУ используются следующие технологии :
1. Здоровьесберегающие технологии
2. Технологии проектной деятельности
3. Технологии исследовательской деятельности
4. Информационно-коммуникационные технологии
5. Личностно ориентированные технологии
6. Технология портфолио
7. Социоигровые технологии
Развивающее обучение и воспитание.
В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому и личностному развитию детей. Родители и выпускники нашего детского сада заинтересованы на мотивацию в получения знаний, которые нужны детям для успешной интеграции в социуме и адаптации в нем.
Используя в работе технологии развивающего обучения педагоги развивают физические, познавательные и нравственные способности воспитанников. Каждый год воспитатели детского сада обновляют предметно-развивающую среду (в соответствии с ФГОС). В детском саду разработана образовательная программа.
Проводится работа с молодыми специалистами.
Основной своей целью считаю максимальную социализацию детей дошкольного возраста. Поэтому моя основная задача - выбрать методы и формы организации работы педагогов с детьми, инновационные образовательные технологии, которые оптимально соответствуют постановленной цели развития личности.
Успех использования развивающих технологий достигается за счет включения детей в активное общение с взрослыми и сверстниками. Педагоги на занятиях используют не просто задания, а вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности (вопросы). Предпочтение отдается организации интенсивной самостоятельной деятельности детей.
Педагогам нашего детского сада я помогаю внедрять в свою работу новые технологии, которые помогают им в работе с детьми.
Такие технологии как здоровьесберегающие – это, прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья воспитанников, помогают укреплению знаний детей о своем здоровье как теоретически, так и на практике.
Ежегодно одной из задач, поставленных перед коллективом МБДОУ, считаю укрепление здоровья детей, которое так необходимо в наше время.
В технологии здоровьесберегающего обучения, ставлю перед коллективом выполнение следующих задач:
• Овладеть набором простейших норм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья;
• Формировать положительное отношение к собственному здоровью, здоровому образу жизни;
• Закреплять полученные навыки, способствующие усвоению основ здорового образа жизни в группе, семье.
Технология исследовательской деятельности. Для исследовательской деятельности предлагаю педагогам выбирают доступные и интересные детям типы исследования. Работая с детьми по проектам, я старалась подсказывать воспитателям приемы, которые помогали детям лучше усвоить материал исследования: состояние и превращение вещества, движение воздуха и воды, условия жизни растений и др. Я собрала на все группы картотеки по исследовательской деятельности с детьми. Подбирала для проектов дидактические игры, которые были бы интересны детям, проводила беседы с родителями для привлечения их к исследовательской деятельности с детьми. Обращала внимание воспитателей на развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
В своей работе педагоги используют методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
- беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Игровая технология помогает в работе с детьми для успешного усвоения материала.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого воспитателя.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Используя эту технологию, педагог должен быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.
Нашими педагогами созданы картотеки игр по всем видам детской деятельности (образовательным областям, чтобы их части включать в свою организованную образовательную деятельность с детьми. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Технология «Портфолио педагога» с введением ФГОС в настоящее время нуждается в новом типе педагога, который владеет современными технологиями образования, должен быть творчески думающим, содержать информацию об организации пространственной предметно-развивающей среды, владеть приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях практической деятельности, уметь прогнозировать свой конечный результат.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной, и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
Информационные технологии. Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию: использование современных информационных технологий (компьютер, интеративная доска, планшет и др.) В системе дошкольного образования требуются не только новая техника, но и наличие специалистов, знающих технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ним, и умение и желание их использовать.
В нашем дошкольном учреждении с приобретением мультимедийного оборудования, педагоги стали эффективно использовать техническое и программно-методическое обеспечение, уделять большое внимание самообразованию по вопросам применения информационных технологий, активнее участвовать в методической работе. Однако в ходе работы я столкнулась с проблемой – педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера вследствие того, что имеют недостаточный уровень ИКТ-компетентности. Я стараюсь дать больше информации о пользовании этим оборудованием: провожу консультации, индивидуальные беседы, размещаю информацию на стендах, так как эффективность создания информационной среды в первую очередь зависит от заинтересованности и активной роли заместителя заведующей в данном вопросе.
Стараюсь ориентироваться на те технологии, которые могут приносить результат повышения качества образовательного процесса в условиях нашего образовательного учреждения.
ИКТ в работе современного педагога:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Технология проектной деятельности.
В системе развивающего обучения большое значение отдаем проектному методу построения воспитательно-образовательного процесса.
В воспитательно-образовательном процессе нашего детского сада проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а так же вовлекаются родители и другие члены семьи. Основной целью проектного метода в ДОУ - это развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
За последние 4 года педагоги нашего коллектива осуществляли работу по проектам, которые принимали участие в районных и республиканских конкурсах и занимали призовые места.
Результативность использования проектов в познавательном развитии дошкольников отмечается в том, что обеспечивается связь обучения с жизнью, у детей формируются навыки исследовательской деятельности, значительно возросла познавательная активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Технологический подход, т. е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников в период дошкольного детства, а также при дальнейшем обучении в школе. Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.
Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
И закончить хочу свое выступление словами Чарльза Диккенса
Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.