Ольга Елфимова
Образовательный проект «Кукла Нетеряша» с использованием современных образовательных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красносельский детский сад» Арзамасского района
Образовательный проект
«Кукла Нетеряша»
с использованием современных образовательных технологий
для детей младшего
дошкольного возраста
в рамках общеобразовательной области
«художественно-эстетическое развитие»
в номинации «Лучший образовательный проект»
Выполнил: воспитатель
1 квалификационной категории
МБДОУ «Красносельский детский сад»
Публикация «Образовательный проект „Кукла Нетеряша“ с использованием современных образовательных технологий» размещена в разделах
Арзамасского района
Елфимова Ольга Александровна
с. Красное
2015 г.
2
Содержание:
1. Паспорт проекта
2. Актуальность проекта
3. Виды кукол
4. История возникновения обереговой куклы Нетеряши
5. Реализация проекта
6. Экономическое обследование
7. Результативность проекта (вывод)
8. Список литературы
9. Приложение
3
1. Паспорт проекта.
Наименование проекта : «Кукла Нетеряша» (обереговая, из серии ОД «Сундучок кота Мурлыки»).
Участники проекта : педагог и воспитанники, родители.
Тип проекта : краткосрочный
Направленность проекта : Данный проект направлен на комплексную интеграцию образовательных областей в соответствии с федеральными государственными требованиями и с использованием в образовательном процессе современных образовательных технологий.
Цель проекта : Пробудить интерес детей к культуре родного края, русской народной культуре.
Задачи проекта :
Обучающие:
1. Продолжать знакомить с устным народным творчеством, с народной культурой, традициями, прикладным искусством (Художественно-эстетическое развитие);
2. Расширять представления о народной кукле (социально-коммуникативное развитие)
3. Активизировать словарь детей глаголами, обозначающими действия (речевое, физическое развитие);
4. Обучать умению отвечать на вопросы взрослого (кота) фразами (речевое развитие);
5. Формировать умения повторять с воспитателем и самостоятельно потешки (Чтение художественной литературы);
6. Формировать умения проявлять интерес к игровым действиям (Социализация);
7. Активизировать мышцы лица, рук через передачу эмоционального состояния (Физическое развитие);
8. Формировать умения безопасности (Социально-коммуникативное развитие);
Развивающие:
9. Развивать зрительное и слуховое внимание (Коммуникация);
4
10. Развивать логическое мышление через исследовательскую деятельность (Познавательное развитие);
11. Развивать диалогическую и монологическую речь (речевое развитие)
12. Развивать умение согласовывать действия с речью (речевое, физическое развитие);
13. Развивать мелкую моторику пальцев (Физическое развитие);
14. Развивать представления и навыки средствами продуктивной деятельности (Художественно-эстетическое развитие).
Воспитывающие:
15. Воспитывать интерес к предметному миру, из чего сделана? (познавательное развитие);
16. Воспитывать желание сочувствовать и помогать сказочным героям (социально-коммуникативное развитие).
2. Актуальность проекта :
Воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России является актуальным в настоящее время. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В. Г. Безносова, В. П. Зеньковского, Д. С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. В последнее время все больше уделяется внимание патриотическому воспитанию детей, введение в ФГОС национально-регионального компонента. Большую роль в формировании личности играет краеведение, народные традиции в образовательном процессе. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей.
5
Почему же мы выбрали народную куклу, как средство приобщения детей к истокам народной культуры? Кукла - первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребёнку. Рукотворная народная кукла-часть народной традиции. Изготавливая, ее ребенок, постигает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол - дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла - зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Одной из главных задач являлось организовать работу по созданию мини-музея «Народной куклы».
Данный образовательный проект «Народная кукла» является краткосрочным и направлен на воспитание дошкольника, как духовно-нравственную личность.
3. Виды кукол.
По своему назначению куклы делятся на обереговые, игровые и обрядовые. Наша кукла Нетеряша является обереговой куклой. В старину она помогала детям не теряться. Колокольчик, спрятанный под платьем, издавал звон и при движении ребёнка родители могли слышать, где он находится. Вот такое старинное приспособление.
4. История возникновения обереговой куклы Нетеряши.
Родина куклы - Валдай. Оттуда пришли валдайские колокольчики. Звон колокольчика отгоняет злых духов и болезни. Считалось, что если в доме был такой оберег, то его не покидало радость, веселье и счастье. Раньше такие куколки имели еще общие имена: рванки и мотанки. При их создании не применялись ни иглы, ни ножницы. Так как делающий куклу не хотел, чтобы владелец оберега был подвержен «колото-резанной» жизни. Создавались они из лоскутков ношеной одежды. И сохраняли в себе теплоту мыслей человека, носящей ее.
5. Реализация проекта :
Методы и приемы: - наглядные
- словесные
- игровые
6
- практические – изготовление куклы, используя современные технологии продуктивной деятельности – узелковую технологию изготовления и мачалоплетение.
Материалы и оборудование: сундучок, тканевые круги белого и цветного тона, вата, ленты цветные тонкие, атласные, колокольчик малого размера, мочало. Игрушки: рукавичка или кукла Маша, кот Мурлыка (можно взрослого).
Предварительная работа:
- Знакомство с историей возникновения народной куклы.
- Знакомство с куклами различных губерний.
- Изучение видов кукол.
- Изучение технологии изготовления куклы.
- Изготовление обереговых и игровых кукол.
- Заучивание наизусть потешек «Идёт коза рогатая», «Кот», с использованием ритмических упражнений
- Чтение сказки «Маша и медведь»
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Двигательные паузы – логоритмическое упражнение, подвижная игра. Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики ушли»
Игровая Игровые ситуации «Сундучок кота Мурлыки»
Познавательно-исследовательская Решение проблемной ситуации, обследование, обыгрывание
Коммуникативная Диалог с котом Мурлыкой, воспитателем; речевые проблемные ситуации
Музыкально-художественная Подбор музыкальных сопровождений, развитие ритмических навыков
Чтение художественной литературы Чтение потешек
Продуктивная Изготовление народной куклы-оберега «Нетеряша»
Трудовая Индивидуальный труд в процессе продуктивной деятельности
Работа по обогащению предметно - развивающей среды в группе включала в себя:
-подбор наглядного материала;
-создание дидактических игр;
-выставки произведений декоративно - прикладного искусства;
- книжные выставки;
-внесение материала для самостоятельной творческой деятельности детей.
Работа с родителями:
-участие в создании мини-выставок;
-выставки передвижки для родителей;
-совместные праздники и развлечения;
-колонка «читаем детям» (в родительском уголке);
- конкурсы – задания.
Этапы реализации проекта :
- Знакомство с историей возникновения народной куклы.
- Изучение видов кукол.
- Изучение технологии изготовления кукол.
- Изготовление обереговых и игровых кукол.
- Презентация проекта.
1 этап подготовительный
На первом этапе изучена и проанализирована литература по теме, определены объемы материала, сроки, направление по проекту. Совершенствование необходимой материально- технической базы и развивающей предметной среды (альбомы, материалы, дидактические игры, подборка художественной литературы,
8
конспекты занятий, с целью накопления представлений о народной культуре, быте, народных традициях).
Мероприятия способствующие реализации проекта :
- проведение родительского собрания «Народная кукла в играх современных детей»
Цель: Наладить взаимодействие с родителями в организации исследовательской деятельности по теме «Создание народной куклы»
- экскурсия воспитанников в Дом творчества села Красное. Центр ремёсел Арзамасского района.
Цель: Поиск материала по созданию народной куклы, познакомить со старинными предметами быта нашей местности.
- работа с родителями. Цель: Вовлечение родителей к созданию группового мини музея «Народная кукла»
Таким образом, на первом этапе мы стараемся сформировать у детей устойчивый интерес к ознакомлению с историей своего народа, села, развивать эмоциональную отзывчивость, желание знакомиться с народными куклами и их изготовлением.
2 этап основной продуктивный.
Цель: изучение педагогической литературы; разработка, проверка действенности и эффективности мероприятий, направленных на развитие интереса детей к народной кукле.
- мероприятия, направленные на развитие интереса детей к народной кукле реализуются в соответствии с тематикой и сроками, разработанными в перспективно - тематическом планировании (приложение). Составляя перспективный план работы, был сделан упор на то, чтобы подвести детей к пониманию значимости народной культуры, жизни народа его традиций, развитию художественного восприятия, чувства прекрасного на основе русских народных сказок.
- итоговое мероприятие, направленное на создание куклы своими руками.
9
3 этап аналитический
Анализ определения достижений поставленных целей и задач проекта на каждом этапе. Определение уровня сформированности интереса детей к народной кукле; анализ эффективности работы по данному проекту на заключительном этапе.
Творческий отчет о проделанной работе:
- Игровое развлечение «Дружно весело играем» (подвижные игры с участием куклы Нетеряши)
-Участие в региональном конкурсе методических разработок педагогов ДОУ в рамках работы IV Открытого Регионального научно – методического симпозиума «Наш мир – мир детства» (Диплом Лауреата)
-Создание мини- музея «Народная кукла»
- Открытый просмотр итоговой продуктивной ОД «Кукла Нетеряша»
Ожидаемые результаты:
- Вызвать позитивно-эмоциональный настрой на деятельность
- Развитие внимания, мышления
- Закрепить ранее полученные знания о народном творчестве, кукле.
- Способствовать развитию мыслительной деятельности
- Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда движения во взаимосвязи с речью.
- Развитие свободного общения
- Закрепить знания о свойствах предметов
- Способствовать развитию образного представления, творческого восприятия, навыков владения материалом
- Знание известных русских народных потешек
- Воспитание добрых чувств
- Сформированность навыков правил безопасности.
10
6. Экономическое обследование.
Наименование материала Единица измерения Затраты на единицу измерения
Норма расхода Цена, сумма руб.
ткань
канва
лента
нить кручёная м
м
м
м 0,2
0,05
0,5
0,5 4,0
12,5
3,0
2,5
Итого: 22,0
7. Результат проделанной работы (вывод)
Работая над проектом, мы узнали историю возникновения народной куклы, что куклы были обереговые и игровые. Искусство это очень древнее, дохристианское. Об этом свидетельствуют образы и технология изготовления тряпичной куклы : кукла не шилась, а сворачивалась из цельного куска материи. Во время реализации проекта, благодаря построенной системе работы у детей усилился интерес к истории своего народа, стали накапливаться знания, что в свою очередь отразилось на эмоциональном состоянии детей и результатах их повседневной продуктивной деятельности.
Мы сделали вывод: что кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное для детей произведение искусства.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в прошлом красоту находим, хоть новому принадлежим!
8. Список используемой литературы :
1. Бениаминова М. В. Воспитание детей / М. В. Бениаминова. – М. : Просвещение, 1981. – 402 с.
2. В. В. Гербова «Книга для чтения в детском саду» Издательство Оникс 2010г
11
3. Дети в традиции. Традиции в детях: материалы Межрегионального научно-практического семинара / сост. Т. С. Канева, Т. И. Дронова. – Сыктывкар: Изд. Коми научного центра, 2010. – 56с.
4. Детский сад и семья / Под ред. Т. А. Марковой. – М. : Педагогика; 2-ое издание, 1986. – 78с.
5. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ авт. Е. В. Михеева.
6. Здоровье современных дошкольников автор М. А. Руднова
7. Интернет-ресурсы: Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.
8. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. (Москва, «ВАКО», – 2004г)
9. Развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников: Методическое пособие / Е. И. Якубовская, Н. В. Еремина, Л. 'Н. Иванищенко; Под общей ред. Е. И. Якубовской. – СПб. :СПбАППО, 2008. – 276 с
10. Куликова А. Т. Семейная педагогика и домашнее воспитание / А. Т. Куликова. – М. : Академия,
11. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: книга для воспитателей детского сада / Л. Ф. Островская. – М. : Педагогика, 1990. – 160 с.
12. Петровский В. А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. – М. : Малое предприятие «Новая школа», 1993. – 45 с.
13. Соркина А. И. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателя детского сада / А. И. Соркина, - М. : Просвещение, 1982. – 96 с.
14. Стрелкова Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка: эмоциональное развитие дошкольника / Л. П. Стрелкова. – М. : Просвещение, 1985. – 144с.
12
15. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М. Н. Щетинин – Айрис-пресс, 2007. Д. Кэмпбелл «Эффект Моцарта». (М. 2000г.)
16. Сиротюк А. Л. «Коррекция обучения и развития школьников» (творческий центр. М. 2001г.)
17. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е. И. Удальцова. – Минск: Нар. Асвета, 1976. – 128 с.
18. Шапкина В. Б. и др. Народная кукла в игре современных детей / В. Б. Шапкина // Справочник старшего воспитателя. – 2008. - №6. – С. 47-57.
13
9. Приложение
Итоговая образовательная деятельность «Кукла Нетеряша»
I. Вводная часть -Мотивационно-ориентировочная: Раздается стук в дверь, входит кот Мурлыка с сундучком (сюрпризный момент).
КОТ: Здравствуйте, ребята! Можно к вам в гости? Тогда убирайте игрушки и ко мне подходите.
Воспитатель: Проходи, садись. Мы на тебя посмотрим, какой ты пушистый, добрый! Ребята, а давайте коту Мурлыке расскажем о нем:
Тактильная гимнастика «Кот» - дети гладят кота по мягкой пушистой шубке.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша
Удивительной красы
Глаза смелые, зубки белые (Кот благодарит «мурлычет»).
КОТ: А я вам принес вот этот сундучок (показывает, в нем живут сказки. Давайте заглянем в сундучок и посмотрим, какой сказочный герой к нам пришел и из какой сказки? (Открывает сундучок и достаёт театральную рукавичку куклы Маша). Маленькая девочка и одна, откуда, кто она? Вы узнали ребята девочку? (ответы детей – внучка Маша). А из какой сказки эта девочка? (ответы детей – «Маша и медведь»)
Маша: (грустно) – Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть (плачет).
Кот: Что случилось, почему ты плачешь?
Маша: - Я опять заблудилась и потерялась. Меня дома бабушка с дедушкой ждут.
Кот: Ах ты, Маша – «потеряша».
Воспитатель: А давайте мы ее порадуем веселой потешкой.
Логоритмическое упражнение с движениями «Идёт коза рогатая» (физминутка).
Идет коза рогатая
Идет коза бодатая
Глазками хлоп – хлоп
Ножками топ – топ
Кто кашу не ест, кто молока не пьет
Забодаю (Маша смеётся).
14
КОТ: Ай, да молодцы ребята, Маше понравилось.
Ну а теперь слушай Маша внимательно и запомни обязательно: Из дома одна не уходи! Если потерялась – стой и жди, на помощь позови!
III. Основная часть - Продуктивная деятельность.
Воспитатель: Ребята, а я знаю, как помочь Маше больше не теряться. Давайте сделаем для неё куклу «Нетеряшу», помните, мы с вами с ней знакомились. С ней Маша никогда не потеряется. Но сначала давайте расскажем Маше, как однажды наши непослушные пальчики также ушли без разрешения.
Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики ушли»
Наши пальчики ушли, ели- ели их нашли (Резво шевелим пальцами, зажимаем и разжимаем в кулачок. Далее загибаем пальчики по очереди, начиная с большого)
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот встретил в лесу зайку,
Этот спать лёг на лужайке,
Этот с ветки скок да скок,
Спрятались все в кулачок!
Далее дети садятся за столы, на которых лежат готовые материалы для творчества. С помощью воспитателя, пошагово ребята делают куклу «Нетеряшу».
1. Кусочек ваты скатываем ладонями в шар.
2. Берём тканевый круг белого цвета, в середину которого кладём ватный шар и перевязываем белой ниткой (получилась голова).
3. Далее берём тканевый цветной круг, середина которого заранее надрезана и просовываем голову куклы, как бы одевая платье, и также укрепляем нитью.
III. Затем берём колокольчик, просовываем атласную ленту нужной длины, завязываем и крепим на шее куклы, концы ленты также связываем, (можно бантом, таким образом, чтобы куклу можно было одеть как подвеску через голову. Кукла «Нетеряша» готова.
III. Итоговая часть – Дети дарят куклу Маше. Воспитатель подводит итог, обращая внимание детей на то, что эта кукла оберег, и что она поможет детям не потеряться. При движении колокольчик издаёт звон и вас будет слышно.
Маша:Спасибо ребята, вы такие мастера, ну а мне уже пора.
15
Кот: Маша, ты с ребятами поиграй, куклу в деле испытай. Ну-ка, кто у нас тут юркий, поиграем с вами в жмурки.
Подвижная игра «Жмурки» (дети с куклами на шее, бегают от кота Мурлыки, при этом колокольчики звенят и по звуку кот их ловит).
Кот: Весело у вас ребята, но нам пора прощаться, надо Машу домой проводить. А вы как соскучитесь по моим сказкам, зовите, я обязательно приду.
До свидание.
Ребята прощаются с котом Мурлыкой и Машей и самостоятельно играют с куклами.
Общий итог ОД: пополнение мини музея «Народная кукла» куклой «Нетеряшей».