Елена Андреева
Особенности взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ существующих определений понятия «сопровождение» позволяет сделать важные выводы, имеющие особое значение в рамках нашего исследовании.
В словаре русского языка С. И. Ожегова данное понятие раскрывается как «сопровождать, сопутствовать чему-либо, служить приложением, дополнением к чему-либо» [23].
В научном контексте исследуемое понятие представлено как система взаимодействия следующих компонентов
– научно-методическое сопровождение;
– информационное сопровождение;
– организационно-управленческое сопровождение [5].
Публикация «Особенности взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
В педагогических исследованиях сопровождение характеризуется с точки зрения взаимодействия «сопровождающего и сопровождаемого» с целью решения жизненных проблем сопровождаемого; создания благоприятных условий развития субъектов взаимодействия (Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына). Рассматривается как комплексный метод, последовательно и поэтапно обеспечивающий диагностику сути проблемы; информационный поиск способов ее решения; обсуждение и выбор наиболее целесообразных и оптимальных вариантов решения; оказание первоначальной помощипри реализации плана решения (А. П. Тряпицына, Л. Н. Бережнова, Е. И. Казакова, М. Р. Битянова и др.).
На основании проведенного анализа можно утверждать, что сопровождение процесса адаптации ребенка раннего возраста к дошкольной образовательной организации является значимым фактором ее успешного протекания, поскольку педагогическое сопровождение:
- во-первых, включает систему необходимых процедур (организационных, диагностических, просветительских, обучающих, др., направленных на разработку плана (программы)работы и условия для ее реализации;
- во-вторых, обеспечивает взаимодействие педагогов и родителей как непрерывную, системную, целенаправленную и последовательную деятельность по приобщению ребенка к новым социальным условиям жизнедеятельности.
Целевая направленность сопровождения детей раннего возраста в период адаптации состоит в том, чтобы обеспечить развитие, соответствующее его возрастным нормам и учитывающее индивидуальные возможности. Поэтому основными задачами сопровождения процесса адаптации следует считать :
- оказание своевременной и оперативной педагогической поддержки и помощи ребенку, родителям в решении возникающих проблем;
- поддержание оптимальной адаптации к новой образовательной среде;
- определение конкретных педагогических воздействий, предупреждающих возникновение проблем;
- создание ситуаций развития, обеспечивающих формирование отношений с собой, взрослыми, сверстниками; др.
Реализация данных задач позволит организовать адаптационный период ребенка раннего возраста к новым социальным условиям наиболее оптимально и с наименьшими затруднениями и для него, и для родителей.
Исследуемая проблематика обуславливает рассмотрение основных положений, характеризующих процесс адаптации.
Содержательные смыслы понятия «адаптация» отражают его как приспособление, прилаживание (от лат. adapta-tio) организма к разнообразным условиям окружающей (внешней) среды при сохранении постоянства внутренней [33].
В этом смысле адаптацию ребенка рассматривают с точки зрения биологического приспособления (новые условия сна, режима, питания, др.) и социального (новая форма жизни ребенка, изменение характера семейных отношений и воспитания, др.)
В психолого-педагогических исследованиях детей раннего возраста раскрываются особенности психологической адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации, факторы психологического благополучия и основные закономерности его психического развития, подчеркивается особое значение установления конструктивного взаимодействия между педагогами и родителями как предпосылки индивидуализации и социализации (Т. В. Костяк, А. В. Петровский, др.).
Актуальными направлениями исследований являются определение компонентов, критерий и показателей успешности адаптации ребенка.
Основными компонентами адаптации принято считать : реакцию ребенка на новую ситуации; характер взаимоотношений с воспитателями и родителями; состояние здоровья и внешний вид ребенка; интеллектуальное развитие.
По мнению Г. Е. Ремизовой основными факторами, определяющими особенности адаптации ребенка к детскому саду, являются: состояние здоровья детей; возрастные закономерности протекания адаптации; уровень развития общения ребенка; тип нервной системы ребенка [29]. Автором определены наиболее характерные признаки, обуславливающие ту или иную степень адаптации ребенка.
Например, здоровые дети легче приспосабливаются к новым условиям, а соматически ослабленные - сложнее. Дети в возрасте 1,5 лет проявляют настороженное ожидание по отношению к незнакомому взрослому, а в дальнейшем – смущение, застенчивость при первоначальном знакомстве. Наиболее благоприятным для адаптации считается возраст двух лет, особенно для девочек, поскольку привязанность к матери не сопровождается обостренной зависимостью от нее и снижается уровень страха перед незнакомыми взрослыми.
В зависимости от уровня развития общения определены три группы детей и дано описание основных признаков этих групп.
У детей первой группы преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, ожидание внимания, ласки, доброты. Такие дети особенно сильно переживают расставание с близкими; не готовы вступать в контакт с посторонними, поскольку отсутствует опыт общения с ними; довольно долго проявляют беспокойство, плаксивость. Адаптация проходит более сложно.
У детей второй группы сформирована потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, не являющимися членами семьи. Однако они, как правило, боится других детей, держатся от них на расстоянии. Детям данной группы в период привыкания свойственно неуравновешенное эмоциональное состояние.
Дети третьей группы испытывают потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослыми. Для них характерно спокойное и уравновешенное эмоциональное состояние, положительные взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, включение в предметную самостоятельную деятельность. Играют часто самостоятельно и одни. С детьми контактируют редко и кратковременно. Адаптация происходит достаточно легко.
В исследованиях Кузнецовой А. также выделен ряд факторов, обуславливающих сложности адаптационного периода для ребенка : чрезмерная опека ребенка и повышенное внимание со стороны взрослых; отсутствие элементарных навыков самообслуживания; неуверенность в себе; ночные страхи; эмоциональная неустойчивость; психологическая травма, др.
В зависимости от тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода различают :
- легкую адаптацию, при которой ребенок практически не испытывает психо-эмоциональные трудности, спокойно ведет себя; показатели физического развития соответствуют возрасту (ребенок активен, хорошо ест, спит, болеет не чаще обычного, др.); ее длительность обычно не превышает 10–15 дней;
- адаптацию средней тяжести, при которой ребенок проявляет стрессовые признаки, нормализующиеся в течение месяца; ребенок может на короткое время потерять вес, проявляет беспокойство, может наступить заболевание длительностью 5–7 дней;
- тяжелую адаптацию, при которой достаточно ярко проявляются признаки истощения организма (физические, психологические, др., приводящие к повышению заболеваемости, потере имеющихся навыков, др. ; продолжается длительное время (от 2 до 6 месяцев).
В процессе сопровождения ребенка раннего возраста к новым условиям жизнедеятельности в дошкольной образовательной организации необходимо соблюдать определенную последовательность в работе с родителями, что обуславливает выбор форм и методов взаимодействия.
На этапе знакомства с дошкольной образовательной организацией и группой, организуется совместное посещение детей и родителей как во время проведения различных видов деятельности с детьми (развлечения, игры, ритуалы, др., так и во время сна. Это позволяет ребенку, с одной стороны, принять участие в жизни группы (если он захочет, а с другой, поиграть с разнообразными игрушками в группе, которых у него нет дома.
На начальном периоде привыкания ребенка для него устанавливается индивидуальный режим пребывания в дошкольной образовательной организации, обычно во время прогулки (утренней или вечерней) и вместе с родителями. Затем, по мере привыкания, ребенка приводят до обеда и забирают до дневного сна.
На следующем этапе ребенок обычно проявляет большую активность и интерес к новым игрушкам, может ненадолго отойти от мамы, но часто оглядывается и возвращается к ней. Поэтому в этот период мама также находится рядом с ребенком, оказывая необходимую поддержку.
Часто данный этап заканчивается достаточно благоприятно для ребенка, поскольку он начинает получать удовольствие от игр, в том числе с воспитателем и другими детьми, ориентироваться в группе. Поэтому может согласиться ненадолго остаться без мамы. Важно сохранить уверенность ребенка в том, что мама обязательно вернется. Время отсутствия мамы увеличивается постепенно (обычно занимает от одной до двух недель).
К объективным показателям, позволяющим считать период адаптации ребенка законченным, ученые относят: «глубокий сон; хороший аппетит; бодрое эмоциональное состояние; полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение; соответствующая возрасту прибавка в весе» [9]. А. Перель[26] такими показателями считает следующие проявления ребенка : стабильно положительное психо-эмоциональное состояние в течение недели, в основном пребывает в хорошем настроении, активно играет, взаимодействует со взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит; у ребенка отсутствуют заболевания; отмечается динамика массы тела и психомоторного развития.
Таким образом, процесс адаптация ребенка к дошкольной образовательной организации имеет свои сложности и негативные проявления, связанные, прежде всего, с состоянием его здоровья, особенностями нервно-психического, эмоционального развития. Это подтверждает важную роль педагогического сопровождения ребенка в период привыкания к дошкольной образовательной организации (Е. Л. Агаева, Н. М. Аксарина, Р. И. Бардина Р. В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, В. Манова-Томова и др.).