Ишкулова Лилия
Модель организации взаимодействия специалистов ДОО в период адаптации в группах раннего возраста
Доброе утро, уважаемые коллеги!
Меня зовут Ишкулова Лилия Ураловна, я работаю педагогом -психологом в данном детском саду.
Я рада приветствовать вас на фестивале педагогических идей, сегодня я хочу представить вам разработанную нами : «Модель организации адаптационного периода».
Публикация «Модель организации взаимодействия специалистов ДОО в период адаптации в группах раннего возраста» размещена в разделах
Важность раннего развития проанализировал психолог и философ Лев Семенович Выготский. Он отметил,что именно в раннем возрасте возникает особая структура восприятия, а на ее основе системная и смысловая структура сознания.
Поддержание и укрепление физического и психического здоровья каждого малыша является одной из базовых ценностей Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования.
Именно по этой причине, на сегодняшний день так актуален вопрос тесного сотрудничества воспитателей, специалистов и родителей в период адаптации реб. к д. с.
Во избежание осложнений в начальной фазе адаптации детей к д. с., и с целью обеспечения оптимального ее протекания, нами: педагогами групп раннего возраста и специалистами, была разработана и внедрена модель организации адаптационного периода при поступлении детей в д. с.
Данная модель реализуется через следующие этапы:
Первый этап - предадаптационная работа : (март - апрель)
Это первая встреча с мамой и малышом в кабинете педагога - психолога, данная встреча помогает определить нам степень тяжести адаптации малыша и сориентировать взрослых на ожидаемый результат.
Здесь хочу упомянуть о нашем консультационном центре, в котором собран банк данных детей от 1-до 3-х лет, готовых прийти в наш д. с. Родители охотно обращаются с множеством вопросов касающиеся поступления детей в д. с. к специалистам консультационного центра и заочно знакомятся с воспитателями.
Вновь оборудованный в этом году Консультационный центр расположен на втором этаже, куда вы можете подняться и ознакомиться.
Второй этап - психологическое просвещение (апрель)
консультации, семинары - практикумы, дискуссии, анкетирование, экспресс-диагностика, опрос, наблюдения, тематические консультации, индивидуальные консультации по запросу. мини-тренинги (обучение методам саморегуляции и упражнениям по снятию психо-эмоционального напряжения)
Сейчас с некоторыми из упражнений по снятию психо-эмоционального напряжения я вас познакомлю:
Малышу с помощью взрослого, необходимо выполнить упражнения, благодаря которым повысится энергетический потенциал:
1. хлопки ладошками (10 раз);
2. сделать массаж головы (легкие массирующие движения по часовой стрелке, и против на протяжении 1 минуты);
3. сделать массаж ушек (нежно помассировать ушные раковины на протяжении 1 минуты);
4. аккуратно помассировать пальчики, кисти правой, левой рук (на протяжении 1 минуты);
5. применить «пальчиковую гимнастику»
Данные упражнения, помогут малышу успокоиться, снизить напряженное состояние.
Третий этап наиболее важный -этап постепенного вхождения в д. с. (июнь - август)
Так например в нашем д. с., дети вместе с родителями начинают посещать д. с., приходя на непродолжительное время : сначала на прогулку, затем увеличиваем время и постепенно переходят в группу с обычным режимом, без болезненного отрыва от семьи,, здесь учитываются индивидуальные особенности развития каждого ребенка.
Далее следует этап- адаптационных игровых занятий с детьми (сентябрь, ноябрь)
В нашем д. с. на протяжении нескольких лет, проводятся занятия по адаптации детей, которые основаны на программу Анны Сергеевны Роньжиной под названием “Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению”. Такие занятия как: Божья коровка, Листопад, Мячик, Веселый Петрушка, Зайка и тд. Основные задачи занятий с детьми: помощь детям раннего возраста в преодолении стрессовых состояний в период адаптации к д. с., создание положительного эмоционального настроя в группе.
Для отслеживания результативности работы созданной нами модели организации адаптационного периода детей, проводится мониторинг и заполняются карты нервно- психического развития ребенка по методике Печоры Ксении Люциановны. На медико-педагогическом консилиуме нашего д. с., куда входят: педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели групп раннего возраста, физинструктор, музыкальный руководитель, по результатам мониторинга намечается индивидуальная работа с детьми имеющими низкий уровень НПР. Своевременно оказанная помощь малышу дает свои результаты: обеспечивается “легкая” адаптация.
Уважаемые коллеги, данная модель в д. с. дает положительный эффект: дети легче привыкают к новой обстановке, меньше болеют, общий эмоциональный фон поведения малышей становится положительным, снижается тревожность, дети проявляют активность в познавательной и игровой деятельности, свободно вступают в контакт со взрослыми и сверстниками. Дети запоминают что либо, — улучшается память, пытаются повторить – работает мышление, тренируется воображение и восприятие. Внимание, которое малыш обращает на ту или иную деталь, также помогают ему развиваться.
Ну и в конце каждого учебного года на последнем медико - педагогическом консилиуме нашего д. с. подводятся итоги результативности нашего сотрудничества по сопровождению развития детей раннего возраста, здесь воспитатели определяют свой запрос к психологической службе на новый учебный год.