Ольга Малышева
Особенности речевой активности детей раннего возраста в период адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы. Детский сад – это первый вне семейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт дети. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.
Публикация «Особенности речевой активности детей раннего возраста в период адаптации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития [2, с. 11].
И потому так актуальна на сегодняшний день тема адаптации ребенка к дошкольному учреждению. От того как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Проблема адаптации детей раннего возраста, к со- жалению, остается. Необходимо искать пути безболезненной адаптации детей, создание условий для детей с разным уровнем адаптации, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей [1, с. 101].
В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш. А. Амонашвили, Г. Ф. Кумарина, А. В. Мудрик, И. П. Подласый, Е. А. Ямбург и др.).
Поступление в детский сад связанно с включением в группу сверстников, каждый из которых наделен своими индивидуальными чертами, а все вместе они образуют первую социальную общность, в которой им предстоит наладить взаимоотношения. Как показывает практика, далеко не все дети готовы к этому событию. Исследования К. Л. Печора показали, что только 18,2% детей готовы к посещению дошкольных учреждений, 6% – не готовы, 75,8% – условно готовы [4, с. 11].
Освоение речи детьми раннего возраста вносит важные изменения во взаимоотношения ребенка с окружающим миром, меняет его позицию среди людей и отношение к самому себе.
Значение речи в процессе адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации велико. Согласно результатам наблюдений главная трудность, которая подстерегает ребенка при поступлении в детский сад, связана с включением его в группу неизвестных сверстников. Поскольку процесс налаживания взаимоотношений напрямую связан с общением детей, а общение – есть речевая деятельность, то качество развития речи детей напрямую зависит от качества общения со сверстниками. Об этом свидетельствуют результаты исследования А. Т. Арушановой, С. А. Мироновой.
Освоение языка изменяет действие ребенка. Обозначенная словом цель придает действию четкую направленность и разумность. Действия ребенка, благодаря речи, становятся более нацеленными и произвольными.
Освоение речи помогает ребенку установить контакт и наладить совместные действия с другими детьми, овладеть разными видами занятий: заучиванием стихов, слушанием, пением, дидактическими играми.
Доказано, что в первую неделю посещения дошкольной образовательной организации проявление речевой активности у детей резко снижается примерно на 73% [3, с. 19].
Изменения речевой активности детей при поступлении в дошкольные образовательные учреждения относятся к параметрам оценки социальной адаптации воспитанников. В этот период особое значение имеют индивиду- альные особенности детей в сфере общения и их речевые умения и навыки. Есть дети, которые уверенно и с достоинством вступают в новое для них окружение детского сада: они обращаются к воспитателю, к няне, чтобы узнать о чем-нибудь, обратить внимание взрослого на свою одежду, «дости- жения» в игре и т. д., спокойно отдают игрушку или берут игрушку, протяну- тую другим ребенком. Другие дети сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза. Есть и такие дети, которых общение с воспитателями пугает. Такой ребенок старается уединиться, отворачивается лицом к стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступать в кон- такт [5, с. 81].
По присущим детям различиям в поведении и потребности в общении в период социальной адаптации можно условно выделить три группы.
Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.
Вторая группа – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.
Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных са- мостоятельных действиях и в общении с взрослыми. Речевая активность та- кого ребенка является выражением повышенного стремления к разговору, активизации внимания, преобладания положительного эмоционального тону- са, повышенного интереса к окружающей среде – повышенной активности.
Из практики хорошо известно, что в процессе адаптации детей к ДОУ и при переходе ребенка из одной среды в другую происходят неблагоприят- ные для его развития изменения в поведении и психике. Исследований, по- священных изменениями в речи детей раннего и младшего дошкольного воз- раста при их адаптации к новой среде, очень мало. В частности, доказано, что в первую неделю посещения как ясельной, так и младшей группы детского сада проявление речевой и игровой активности у детей резко снижается (в среднем, на 73%). Даже при условии перехода детей во вторую младшую группу через месяц после их перехода все данные являются более низкими по сравнению с данными, полученными у этих же детей в яслях [1, с. 11].
Эти разработки представляют особую актуальность и значимость для практики. Вопрос о более быстрой и более быстрой адаптации детей при пе- реходе из одной среды в другую, вопрос о преемственности в обучении род- ному языку между яслями и младшей, средней группой детского сада выте- кает из необходимости обеспечения высокоэффективного процесса развития и воспитания.
В связи с этим нельзя не упомянуть о результатах исследований Н. Д Ватутиной, касающихся анализа изменения речевой активности детей в адап- тационный период. Согласно данным исследования, в этот период происхо- дит изменения содержания потребности в общении. Оно происходит в 3 эта- па:
потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем;
потребность в общении с взрослым как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем;
потребность в общении с взрослым на познавательные темы и в ак- тивных познавательных действиях [2, с. 15].
Дети первой группы должны пройти все три этапа на практике. Их по- требность на первом этапе привыкания в ласке, внимании, просьбу взять на руки и т. д трудно удовлетворить в условиях группы. Поэтому адаптация та- ких детей происходит длительно.
С осложнениями (от 20 дней до 2- 3 месяцев). Поэтому на данном этапе основной задачей воспитателя должно стать подведение ребенка ко второму этапу привыкания.
С переходом на второй этап для ребенка более характерной станет по- требность в сотрудничестве с взрослым и получении от него сведений об окружающем. Длительность протекания этого этапа также зависит от того, насколько полно и современно будет удовлетворена эта потребность.
Третий этап привыкания для детей первой группы характеризуется тем, что общение принимает инициативный характер. Ребенок постоянно обраща- ется к взрослому, самостоятельно выбирает игрушки и играет с ними. На этом период адаптации ребенка к условиям общественного воспитания за- канчивается.
Дети второй группы, соответственно, проходят два этапа в процессе привыкания к условиям дошкольного учреждения (от 7 до 20 дней).
Для детей третий группы, с первых дней испытывающих потребность в активных самостоятельных действиях и общении с взрослыми на познава- тельные темы, конечный этап является первым, и поэтому эти дети привы- кают к условиям дошкольного учреждения быстрее других детей (от 2-3 до 7- 10 дней) [3, с. 88].
Таким образом, опыт общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад, определяет характер его адаптации к условиям дошкольного учреждения. Поэтому именно знание содержания потребностей ребенка в общении является ключом, с помощью которого можно определить характер педагогических воздействий на него в адаптационный период.
С другой стороны, формирование речевых и коммуникативных прояв- лений в период адаптации детей раннего и младшего школьного возраста за- трагивает некоторые исследования (А. М. Леушиной, Е. И. Кавериной, Г. М. Ляминой, Н. М. Аксариной) в области решения задач речевого развития. Разносторонний анализ трудов этих авторов широко представлен в отече- ственной литературе, поэтому изложим лишь основные положения по про- блеме изменения речевой активности детей в адаптационный период [4, с. 93].
Формирование речи в раннем детстве определяется развитием новых видов деятельности и новых форм общения с взрослыми по поводу этих ви- дов деятельности.
Д. Б. Эльконин подчеркивает, что возникновение новых видов деятель- ности ребенка и новых отношений его со сверстниками и с взрослыми при- водит к дальнейшей дифференциации функций и форм его речи. Ведущей в этот период является предметно-орудийная деятельность, поэтому маркером изменений речевой активности детей в период адаптации к ДОУ вступает со- отношение единиц в паре «глаголы-существительные». Исследованиями А. С. Выготского, А. М. Аркина, А. М. Гвоздева установлено, что изменение объема речевой активности в адаптационный период приводит к изменения- ми соотношения между существительными и глаголами: в ясельной группе – 100/170, в группе детского сада – 100/120.
Высшие психологические функции внутренне связаны с развитием ре- чевой активности и языковой способности [2, с. 19].
Это объясняет факт понижения общепсихологической и речевой актив- ности детей в период адаптации к новой среде. Так, современными исследо- вателями установлено, что в период адаптации задерживается пополнение активного словаря детей новыми слова. Лишь к концу первого месяца адап- тации дети начинают использовать, в среднем. 10-15 новых слов: в ясельной группе словарь детей ежемесячно пополняется 20-23; в группе детского сада новые слова в словаре детей встречается в отдельных случаях.
С повышением речевой активности детей возрастает их психическая активность.
Под влиянием речи перестраиваются психические процессы ребенка – его восприятие, мышление, память. Однако процесс овладения речи, в свою очередь, зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. На начальных ступенях овладения речью значение, которое ребе- нок вкладывает в слышимые и произносимые ими слова, существенно отли- чается от значения, которое эти же слова имеют для взрослого. На протяже- нии раннего детства происходит изменение значений слов, что является одно из важнейших сторон умственного развития ребенка [1, с. 43].
Согласно взглядам Л. С. Выготского, «перекрест» в развитии речи и мышления, языковой и интеллектуальной способности ребенка, осуществля- ется от 2 до 3 лет. Условия развития познавательного активности в данный период выступает общение ребенка со взрослым партнером, в процессе кото- рого ребенок усваивает заинтересованное отношения предметам и явлениям,
способы исследовательских действий и управления своим поведением. Структурирование Образа мира и Образа себя, представлений о своих уме- ниях и возможностях происходит благодаря Слову.
Социальная среда и роль взрослого в развитии речевой активности ре- бенка – важные факторы специального и общего развития ребенка в раннем детстве и младшем дошкольном возрасте [2, с. 120].
Поэтому в период адаптации воспитанников к ДОУ особые требования предъявляются речи воспитателя и его умению моделировать педагогическое ситуаций, позволяющие решать задачи стимуляции речевой активности, формирование речевых умений и навыков воспитанников.
Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков, позво- ляющих ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с ком- муникативной ситуации и законами родного языка, исследователи называют- ся языковой способности.
Решение задач стимуляции речевые активности и развития языковой способности детей в процессе их адаптации к ДОУ предполагает :
развития способностей подражать речевым и предметным действиям взрослого, соотносить их и конструировать новые по усвоенным моделям;
развития детей понимая речи окружающих и накопления речевых средств, постепенное увеличение словарного запаса, уточнение и развития значений слов, различения грамматическим форм [8, с. 32].
Эти задачи тесно связаны друг с другом. При этом пассивная речь опе- режает развитие активной речи, ведет за собой ее развитие. Динамика соот- ношения пассивной речи с активной характеризует изменения потребности детей в общении со сверстниками и взрослым при переходе от уровня пас- сивной к активной адаптации.
Специфическими приемами, опосредующими процесс адаптации детей к ДОУ на занятиях по развитию речи, являются:
показ и рассматривание предмета. То, что показывает и называет взрослый, приобретает для ребенка особый интерес, вызывает радостные эмоции, которые он переносит на взрослого, тем самым данный прием помо- гает наладить контакт с ребенком, построить положительные взаимоотноше- ния;
выполнение действий с предметом. Выполнив вместе с воспитателем ряд действий с предметом, ребенок переносит это самостоятельную игровую деятельность, что способствует развитию игры детей и, как следствие, развитию взаимоотношений детей, так как в общение со сверстниками воспитанники вступают по поводу интересующей их совместной деятельности, а наиболее привлекательной деятельностью дошкольников на протяжении всего дошкольного периода является игра;
просьбы, поручения. Этот прием помогает сформировать у детей ориентировку в окружающем, учит правильно обращаться с просьбой к сверстнику или взрослому. Это приводит к формированию умения самостоя- тельно выражать просьбу, что,прежде всего, необходимо в общении детей друг с другом в условиях игры и другой совместной деятельности;
вопросы-ответы. Данный прием используется для активизации речи детей : побуждает детей к усвоению правил диалогической речи, а также поз- воляет развить у детей умение вслушиваться в обращенную речь взрослого и сверстника, тем самым развивая социальную перцепцию и ориентировку.
опосредованное общение через игрушку создает непринужденную обстановку в группе, что очень важно для развития вербальной и невербаль- ной коммуникации, способствует снятию страхов неизвестности, несоответствия требованиям взрослого, «брошенности», вызывает повыше- ние познавательного интереса детей, что ведет к более быстрому привыка- нию к условиям ДОУ;
многократное проговаривание речевого материала или комментиро- вание действий. Этот прием способствует формированию стереотипов пове- дения, т. к. привлекает детей к выполнению правил и образцов. что, в свою очередь, приводит к непроизвольному запоминанию речевых образцов и дальнейшему сознательному их использованию в аналогичных ситуациях, а также помогает формировать у ребенка произвольную регуляцию деятельно- сти и поведения. Благодаря этим приемам, мотивом общения детей сначала становится «делать, как взрослый», затем «быть как взрослый» в ситуации игрового и коммуникативного взаимодействия с другими детьми, родителями. В целом это способствует переходу от этапа адаптации к этапу социализации и первым попыткам самоутверждения в группе сверстников.
Таким образом, сотрудничество дошкольного учреждения и семьи помогает социальному и речевому развитию ребенка. Оно не только ориентирует на выявление проблемы, но и показывает возможности ее решения. Основой такого сотрудничества является идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, направить и дополнить их воспитательную ценность.
Список использованных источников
Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процес- сом, диагностика, рекомендации / Сост. Н. В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.
Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация де- тей раннего возраста // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 5. – С. 49-53.
Арнаутова Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление ДОУ. – 2002. – №3. – С. 31-35.
Белкина В. Н., Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.
Божович Л. Н. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М: Проспект, 2002. – 414 с.