Коновалова Елена Георгиевна
Формы и методы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
В нашей стране на протяжении нескольких лет дошкольное образование официально принято полноценным уровнем непрерывного общего образования, где актуальным является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС). ФГОС дошкольного образования предусматривает как обновление содержания образования, так и сотрудничество ДОО с семьёй, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах образования и развития, в том числе и социально-коммуникативного. Согласно ФГОС дошкольного образования социально-коммуникативное развитие направлено на развитие общения, и взаимодействия ребенка со взрослым, на формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, на формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО. Социально-коммуникативное развитие дошкольников может быть успешным в том случае, если педагоги и родители станут равноправными партнерами в образовательном процессе. К сожалению не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству, которое проявляется в отсутствии интереса к объединению усилий по воспитанию и развитию своего ребенка, в том числе и социально-коммуникативного. Следовательно, педагоги должны тщательно подбирать те формы работы, которые помогут наладить контакт с семьей воспитанников. В нашей педагогической практике мы используем различные варианты форм и методов взаимодействия субъектов образовательных отношений, как традиционных, так и нетрадиционных. Из традиционных форм работы чаще всего используем проведение тематических родительских собраний. Исходя из педагогической практики на наш взгляд, групповые родительские собрания — это достаточно действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, так как позволяет более организованно ознакомить с задачами, содержанием и методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях не только детского сада, но и семьи. Стараемся разнообразить тематику собраний, учитывая пожелания и интересы родителей, проводим собрания в виде живого диалога с использованием средств ИКТ-технологий. К выступлению подключаем специалистов детского сада (логопедов, психологов, музыкальных руководителей и др.). Родители активнее посещают родительские собрания, если дети изготовили индивидуальные приглашения своими руками. На протяжении нескольких лет нами практикуются индивидуальные формы взаимодействия детского сада и семьи. Одна из наиболее доступных форм установления связей с семьей, является педагогическая беседа с родителями, которая позволяет выстроить диалог мнений по тому или иному вопросу. Планируя тематику бесед, мы стремимся максимально охватить все стороны воспитания. В результате бесед родители получают новую информацию по вопросам обучения и воспитания дошкольников. Положительно себя зарекомендовала такая форма работы как «заочные» консультации. Для их организации мы заблаговременно приготовили «ящик» для вопросов родителей. Прочитывали почту, по интересующему родителей вопросу, изучали литературу и консультировались с узкими специалистами, затем полный ответ вывешивали на стенд. Наглядно — информационные формы способствуют преодолению поверхностного суждения родителей о роли детского сада в развитии ребенка, в том числе и социально-коммуникативного и оказывают практическую помощь семье. Здесь мы используем записи на диктофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности режимных моментов, занятий, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки передвижки. Таким образом, традиционные формы взаимодействия дошкольной организации и семьи способствуют социально-коммуникативному развитию, но не всегда позволяют выстроить траекторию развития, на более качественном уровне с учетом современных тенденций развития образования. В настоящие время научно-педагогической практикой накоплен значительный арсенал нетрадиционных форм взаимодействия семьи и ДОО. Ученым практиком Т. В. Кротовой разработана схема классификации нетрадиционных форм, где автор предлагает информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные формы сотрудничества детей дошкольного возраста и взрослых, которые направлены на обогащение знаний родителей об особенностях воспитания и развития детей дошкольного возраста, в том числе и социально-коммуникативном; повышения их педагогической компетентности, а так же призваны установить доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. В нашей педагогической практике используются нетрадиционные формы общения с родителями воспитанников, которые помогают лучше оказывать помощь семьям в воспитании и развитии ребенка. Данные формы построены по типу телевизионных и развлекательных программ «КВН», «В гостях у сказки», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», которые направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечения их внимания к детскому саду. Так, например родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в совместных мероприятиях «Мама, папа, я — спортивная семья», «День призывника», родительской конференции «Чтобы помнили», посвященной празднику 9 мая, принимают участие в организации различных выставок совместного детско-родительского творчества «Пластилиновые фантазии», «Мы строители», «Новогодние узоры» и т. д. Особой популярностью пользуется совместная образовательная деятельность в течение которой родители становятся непосредственными участниками воспитательного процесса, им предоставляется возможность попробовать себя в качестве педагогов и провести образовательную деятельность с детьми. Такие посещения способствуют укреплению взаимопонимания между педагогами и родителями, являются основой для формирования доверительных отношений. При проведении «Круглых столов» нами реализуется принцип партнерства, диалога, где общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей. Мы убеждены, что нетрадиционные формы взаимодействия субъектов образовательных отношений позволяют более полноценно и качественно выстраивать диалог семьи и ДОО, тем самым повышая педагогическую компетентность родителей в вопросах развития ребенка дошкольного возраста, в том числе и социально-коммуникативного.
Публикация «Формы и методы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей» размещена в разделах
. Таким образом, современная педагогика и методика дошкольного воспитания, в комплексе с психологией, обладают внушительным арсеналом методик и форм работы, которые могут помочь педагогу оказать влияние на семью воспитанников, помочь родителям найти правильные средства и подходы для социально-коммуникативного развития дошкольника, поскольку именно этот аспект отвечает за успешное взаимодействие с людьми и миром в целом на протяжении всей последующей самостоятельной жизни ребенка.