Татьяна Рогова
Особенности культурно-игрового пространства дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности культурно-игрового пространства дошкольной образовательной организации
Под культурно-игровым пространством понимается культурная и событийная среда, в которой происходит становление личности ребенка, его социальных связей, формируется культура взаимоотношений и развитие коммуникаций.
Н. Н. Абашина отмечает, что в культурно-игровом пространстве ДОО происходит «перетекание» различных ценностей из мира культуры во внутренний мир детей через их сознание, отношения и эмоции. В этом пространстве происходит создание необходимой среды для развития диалога между культурой и личностью в таких коммуникативных системах, как ребенок-ребенок и ребенок-взрослый, что позволяет каждому ребенку ощутить свободу при выборе линии поведения и соответствующих ей действий, приобрести опыт ведения диалога, вступления в коммуникации, которые приводят к принятию ценностей других людей, проявлению личностной, социальной, творческой, коммуникативной индивидуальности [1, с. 3].
Публикация «Особенности культурно-игрового пространства дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Культурно-игровое пространство является эффективной средой для развития коммуникативной культуры дошкольников. Его модель, по мнению О. А. Лебеденко, состоит из следующих компонентов:
- содержательно-целевого, который определяет нравственные ценности и правила, способствующие регуляции коммуникаций между детьми и взрослыми;
- методов педагогической поддержки, которые стимулируют активность детей и поддерживают их потребность в коммуникациях;
- форм организации детских игр, событий, которые представляют
собой интеграцию опыта коммуникаций детей в игровом и реальном пространстве;
- принципов и этапов проектирования педагогической деятельности
в процессе развития коммуникативной культуры дошкольников [24, с. 28].
Модель культурно-игрового пространства ДОО позволяет проектировать различные ролевые и личностные коммуникаций дошкольников, обеспечить индивидуальную направленность педагогической поддержки, стимулировать детей к коммуникациям, проявлениям воли в процессе преодоления коммуникативных и личностных проблем.
Принципами развития культурно-игрового пространства ДОО как эффективной среды для развития коммуникативной культуры дошкольников, являются:
- гуманизация, то есть, утверждение ценности и уникальности любого ребенка, его неповторимости, признания его сильных и слабых сторон;
- педагогический оптимизм, который показывает степень веры педагога в возможности детей и рассматривает возникающие отклонения в развитии детей как результат применения недифференцированного подхода в процесс воспитания и развития дошкольников;
- сотрудничество в процессе коммуникации детей и взрослых, а также той помощи, которую воспитатели могут оказать дошкольникам;
- успешность личности в коммуникационной среде, которая способствует формированию системы индивидуальной поддержки каждого ребенка;
- индивидуальная направленность поддержки педагогов ДОО, которая предполагает оказание оперативной и своевременной помощи дошкольникам при развитии их коммуникативной культуры;
-осознание субъектами коммуникации своего места в сообществе людей, социуме на основе восприятия базовых ценностей общества и перевода их в личностную сферу;
-единство ценностно-смыслового поля при взаимодействии всех субъектов в процессе игровой деятельности;
- эстетизация пространственной среды, в которой происходит жизнедеятельность субъектов коммуникации при создании позитивного настроения и отношений детей и взрослых в игровой деятельности, способствующей мажорности коммуникаций [57, с. 115].
С. Е. Привалова отмечает особую значимость для дошкольников создание оптимальных социальных условий жизни, которые складываются в обучающих играх, процессе общения, развивающего влияния на ребенка окружающей среды. Все это, по мнению ученого, составляют культуру воспитания. Необходимыми составляющими предметно-пространственной среды, влияющей на формирование коммуникативной культуры являются современный дизайн внутренних помещений, специально подобранные мебель, оборудование, учебно-методические пособия, игрушки [33, с. 216].
С. С. Прищепа отмечает, что воспитательная роль культурно-игрового пространства детского сада способствует развитию коммуникационной культуры в том случае, если она:
- содержательна и эстетически значима;
- способствует формированию целенаправленного отношения детей к эстетическим качествам интерьера. В этом восприятии роль воспитателя является ведущей, ведь он организует непосредственную деятельность детей;
- активно приобщает детей к созданию эстетически значимого ин-терьера, к насыщению его продуктами художественной деятельности самих детей [35, с. 99].
Структурным компонентом культурно-игрового пространства ученые называют предметное окружение.
Т. И. Бабаева в своих исследованиях отмечает, что рассматриваемое окружение максимально стимулирует развитие личности, затрагивая все ее стороны: чувства, эмоции, волю, что требует от ребенка работы воображения и мысли. Все это становится средой развития ребенка [5, с. 61].
Культурно-игровое пространство ДОО может быть рассмотрено как важный критерий оценки деятельности самого детского сада в контексте реализации положений ФГОС ДО, ведь оно позволяет педагогу учитывать в своей работе с детьми их интересы, индивидуальные особенности, уровень активности, возможности здоровья.
И. В. Лесняк считает, что организация культурно-игрового пространства должна :
- обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства;
- обеспечивать полноценное общение и совместную деятельность детей и взрослых;
- обеспечивать реализацию различных общеобразовательных программ [27, с. 208].
ФГОС ДО предъявляет особые требования к игровому пространству : оно должно
- охранять и укреплять физическое и психическое здоровье и эмоциональное благополучие детей, а также способствовать проявлению уважения к человеческому достоинству каждого ребенка, к его потребностям и чувствам, формированию и поддержке положительной самооценки, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенности в собственных способностях и возможностях;
- максимально реализовывать образовательный потенциал пространства ДОО (как группы, так и прилегающей территории и вспомогательных помещений, приспособленного для реализации Программы ФГОС. Этому способствует подбор оборудования, материалов и инвентаря в соответствии с особенностями развития детей;
- способствовать построению вариативного развивающего образования, которое ориентировано на свободный выбор самими детьми видов активности, участников совместного общения и деятельности, их свободу в выражении своих чувств и мыслей;
- создавать условия для мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических кадров ДОО;
- способствовать открытости дошкольного образования и вовлечению родителей в образовательную деятельность, осуществлять их поддержку по вопросам воспитания и образования детей, укреплению их здоровья, поддержке образовательных инициатив самой семьи;
- выстраивать образовательную деятельность на основе взаимодействия детей и взрослых, ориентировать ее на возможности и интересы каждого ребенка при учете социальной ситуации его развития и возрастных и индивидуальных особенностей, что выражается в недопустимости как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей;
- создавать равные условия, максимально способствующие реализации различных образовательных программ с детьми, принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья [53].
Следовательно, культурно-игровое пространство ДОО должно характеризоваться содержательной насыщенностью, трансформируемостью, полифункциональностью, вариативностью, доступностью и безопасностью.
Так, например, в ДОО актуальна работа по созданию культурно-игрового пространства для речевого развития дошкольников.
Речевое развитие должно стимулировать применение дошкольниками чистой и правильной речи, развитие речевой грамотности детей, правильной орфоэпии и орфографии. Для этого в предметно-пространственной среде каждой группы предусмотрены уголки «Развития речи», «Книжный уголок», «Театр», в которых размещены различные картотеки предметных картинок для развития речи; материалы для анализа слов и предложений; дидактические игры, направленные на отработку умения составлять слова из слогов, простых предложений, нахождение места звука в слове; кассы с буквами; книги для чтения; разнообразные пособия для развития мелкой моторики: шнуровки, прописи, пальчиковые игры; зеркала; подборки иллюстраций и альбомов по различным темам; домино и лото по лексическим темам, настольные игры, книги-раскраски; ширмы, маски, костюмы и другие атрибуты для театрализаций; куклы и игрушки для различных видов театра; записи музыки, сказок, мультфильмов. Все это наполнение предметно-пространственной среды позволяет эффективно развивать речевые умения старших дошкольников как в индивидуальных, так и в коллективных формах работы [22, с. 84].
По мнению А. Д. Поповой, возможности культурно-игрового пространства заключаются в следующем:
1. Усвоение норм, правил, ценностей, социальной потребности.
2. Удовлетворение потребности в труде, значимости, деятельности.
3. Удовлетворение и развитие познавательной потребности в области различных интересов.
4. Удовлетворение и развитие потребности в преобразующейся деятельности (склонности).
5. Удовлетворение потребности в эстетическом оформлении.
6. Удовлетворение и развитие потребности в самостоятельной упорядочении индивидуальной картины мира.
7. Удовлетворение потребности в самоактуализации.
8. Удовлетворение физиологической потребности.
9. Удовлетворение потребности в безопасности [32, с. 478].
Ю. С. Рубинчик отмечает, что культурно-игровое пространство способствует эффективной организации самостоятельной деятельности детей, так как в нем есть:
- игровые зоны;
- зоны уединения;
- современные игрушки;
- развивающие игры;
- дидактический и демонстрационный материал;
- материал для продуктивной деятельности;
- атрибутика для творческой деятельности;
- уголки для различных видов экспериментирования;
- уголок природы;
- логопедический уголок;
- фонотека, видеотека;
- спортивный инвентарь, оборудование и т. д. [40, с. 251].
И. А. Головченко подчеркивает, что материалы и оборудование в игровом пространстве необходимы для создания оптимально насыщенной, многофункциональной, трансформирующейся среды и обеспечения реализации ООП, которая реализуется в совместной деятельности детей и взрослых как в рамках организованной образовательной деятельности, так и при проведении режимных моментов [15, с. 228].
При наполнении культурно-игрового пространства важно определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов, которые должны быть:
- полифункциональными, то есть игрушки могут быть использованы в соответствии с сюжетом игры, игровыми замыслами ребенка, то есть, способствовать развитию воображения, творчества, мышления;
- пригодными к использованию группой детей даже при участии взрослого как партнера по игре и при инициировании совместных действий (например, коллективных построек, совместных игр);
- обучающими, то есть, их можно использовать как дидактические средства в процессе конструирования, давать представления о форме, цвете;
- средствами художественно-эстетического развития детей, приобщать их к миру искусства и знакомить с народным художественным творчеством [31, с. 139].
Таким образом, культурно-игровое пространство в ДОО призвано выполнять образовательные, развивающие, воспитывающие, стимулирующие функции. Компоненты культурно-игрового пространства (мебель, оборудование, игрушки, и пр. материалы) необходимо постоянно обновлять, менять, пополнять с тем, чтобы оно было и развивающим, и развивающимся. Культурно-игровое пространство должно побуждать детей к деятельности, формировать их воображение, развивать самостоятельность, совершенствовать коммуникативные навыки.