Лариса Микулик
Особенности воспитания культуры здоровья у старших дошкольников и методы исследования
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности воспитания культуры здоровья у старших дошкольников и методы исследования
Здоровый образ жизни основа для гармоничного развития ребенка. Чем в более раннем возрасте ребенку начинают прививаться здоровые привычки и порядки, тем более эффективным становится воспитание здорового образа жизни.
Публикация «Особенности воспитания культуры здоровья у старших дошкольников и методы исследования» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание культуры здоровья
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Исследовательская деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2020
Компоненты здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста практически идентичны таковым для образа жизни любого другого возраста, однако, естественно, существуют определенные особенности, характерные именно для возраста 2-7 лет.
Отношение ребенка к своему здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. У детей дошкольного возраста можно выделить следующие возрастные предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни.
- активно развиваются психические процессы;
-заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети стараются сохранять и демонстрировать правильную осанку;
- дети старшего дошкольного возраста способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности.
На физиологическое состояние детей дошкольного возраста большое влияние оказывает их психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от ментальных установок. Поэтому ученые выделяют следующие аспекты здорового образа жизни дошкольников :
- эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;
- интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
- духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним; оптимизм.
В то же время следует учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в педагогическом сопровождении формирования ЗОЖ. Например, в младшем дошкольном возрасте педагог должен знать, что дети данного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается.
В данном возрасте мероприятий дети начинают предоставление соотносить физическую конечный культуру с укреплением изыскание здоровья и в его установление определении (как, связанные собственно, и взрослые) уходящие на первое экономическая место ставят особенности физическую составляющую. В возрасте мероприятий 5-7 лет дети, системы хотя еще поставка интуитивно, начинают связанные выделять и психическую, производитель и социальную компоненты предоставление здоровья.
Но, несмотря торговых на имеющиеся связаны представления о здоровье продвижении и способах его производитель сохранения, в целом представлено отношение к нему системе у детей старшего спроса дошкольного возраста производитель остается достаточно мероприятий пассивным. Причины такого относятся отношения кроются управление в недостатке у детей связанные необходимых знаний относятся о способах сохранения прибыли здоровья, а также управление не осознании являясь опасностей нездорового изыскание поведения человека розничной для сохранения мероприятий здоровья.
Нездоровое поведение элемент в ряде случаев услуг приносит удовольствие зависимости (как приятно управление съесть холодное развивающейся мороженое, выпить установление целую бутылку процесс охлажденного лимонада, представлено пробежать по экономическая луже, поваляться воздействие подольше в постели продвижении и т. п., а долговременные негативные экономическая последствия таких отличительным поступков кажутся удобством ребенку далекими распределение и маловероятными.
Значительная часть самоохранительного поведения детей старшего дошкольного возраста определяется их представлениями о здоровье. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации физической культуры, отношение детей к своему здоровью существенно меняется.
Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни. В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
Возможность вести ЗОЖ во многом зависит от состояния здоровья человека и ценностного отношения к нему, на данный момент времени. Важно помнить, что здоровье человека, не страдающего врожденными или приобретенными заболеваниями, нужно в первую очередь охранять и укреплять, а здоровье человека, имеющего недуги, нуждается в коррекции. Активизируя здоровьеохранительное и здоровьеразвивающее направления в педагогической работе, можно тем самым способствовать не только сохранению здоровья ребенка, но и повышению эффективности образовательного процесса.
Можно выделить задачи по становлению ценностного отношения у детей дошкольного возраста к здоровью :
- воспитание целостного отношения к здоровью и человеческой жизни, развитие мотивации к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей в целом;
- развитие здоровьезберегающей компетентности дошкольников;
- поддержка веры ребенка в свои возможности и собственные силы, воспитание его как субъекта здоровьесберегающей деятельности и поведения.
Таким образом, ценностное отношение к своему здоровью благоприятно влияет на формирование ЗОЖ детей дошкольного возраста, формирование ее культуры, которая рассматривается как побуждение к включению в повседневную жизнь индивида различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья.
На начальных этапах создания вокруг ребенка информационной среды «Здоровье», всегда стоит необходимость перестройки управления поведенческой деятельностью ребенка. Очевидно, эта область деятельности находится в поле профессиональных интересов и компетенции педагогов. Особенность этого управления состоит в том, что коррекция образа жизни имеет отсроченный эффект, результаты могут проявиться через несколько лет, кроме того, необходим постоянный контроль за изменениями и поощрение положительных сдвигов в стиле жизни ребенка. Кроме положительной мотивации в отношении своего здоровья ребенку необходимо обладать базовыми знаниями об организме, здоровье и возможных способах его укрепления.
Однако ребенок может иметь неполную информацию о своем актуальном и возможном развитии. Педагогическая стратегия формирования ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений ребенка на основе обретаемых знаний и опыта. Важно не только накапливать знания, но и находить им практическое и постоянное применение на уровне естественных потребностей, привычек, привязанностей.
Работа с детьми по воспитанию здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении направлена на формирование определенных знаний и навыков, осознанной потребности в занятии физкультурой и спортом, понимании того, что здоровье – это не только отсутствие болезней, но и потребность в бережном отношении к своему организму. Для того чтобы эта работа была успешной, необходимо создавать определенные условия.
Главным условием в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом можно выделить учет индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка (ребенок – субъект образования, активный в выборе содержания своего образования, учет жизненной ситуации, состояния здоровья каждого ребенка. Так же важными условиями формирования у детей здорового образа жизни является:
1. Здоровьесберегающие технологии и их реализация в дошкольном образовательном учреждении.
2. Сотрудничество с семьей, единство требований.
3. Системность и планомерность работы по здоровьесбережению.
4. Создание специальных условий для обеспечения двигательной активности детей, удовлетворение потребности их в движении.
5. Обеспечение соблюдения режима дня, смены деятельности с учетом возрастных особенностей.
6. Индивидуальная работа с детьми.
7. Работа по оздоровлению ослабленных детей.
8. Индивидуальный подход к детям, перенесшим заболевание.
9. Проведение диагностических исследований.
10. Достаточная материальная база, создание развивающей среды.
Проверка эффективности педагогических условий по воспитанию культуры здоровья у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать состояние педагогических условий в ДОО по воспитанию культуры здоровья у детей дошкольного возраста.
2. Разработать программу взаимодействия родителей с ДОО в вопросах воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста, пополнение развивающей предметно-пространственной среды, включающею дидактические средства обучения для детей дошкольного возраста.
3. Проанализировать результаты опытно-поисковой работы.
Исследование проводилось на базе МБДОУ № 3 с. Иглино.
В опытно-поисковой работе приняло участие 30 детей 5-6 лет, 30 семей.
Для выявления уровня сформированности культуры здоровья использовались следующие критерии и показатели:
Критерий достаточности знаний (наличие знаний о физическом, психическом, социальном здоровье).
Сформированность эмоциональных проявлений (способность к сочувствию, сопереживанию, наличие (отсутствие) положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками).
Критерий отношения (значимость здорового образа жизни, устойчивость интереса к физическому, психическому, социальному здоровью).
Позитивные действия, как в реальной, так и вербальной ситуации (активность в решении проблемных ситуаций).
На основе выделенных критериев и показателей были определены следующие уровни сформированности воспитания о культуре здоровья у детей старшего дошкольного возраста : высокий, средний, низкий.
Уровни и показатели сформированности представлений о культуре здоровья
Уровни Показатели
Высокий У ребенка полностью сформировано представление о том, что такое «здоровье», «здоровый образ жизни». Знает, как и зачем нужно следить за своим здоровьем, что влияет на здоровье человека. Имеет полное представление об основах формирования здорового образа жизни у человека, необходимости соблюдения режима дня.
Средний У ребенка недостаточно полно сформировано представление о том, что такое «здоровье», «здоровый образ жизни». Не совсем понимает, как и зачем нужно следить за своим здоровьем, что влияет на здоровье человека. Имеет удовлетворительное представление об основах формирования здорового образа жизни у человека, необходимости соблюдения режима дня.
Низкий У ребенка не сформировано представление о том, что такое «здоровье», «здоровый образ жизни». Не имеет представления, как и зачем нужно следить за своим здоровьем, что влияет на здоровье человека. Не имеет представлений об основах формирования здорового образа жизни, отсутствует осознание необходимости соблюдения режима дня.
Для выявления уровня знаний о культуре здоровья жизни нами были проведены индивидуальные беседы с детьми, которые отвечали на вопросы анкеты по адаптированной диагностической методике В. А. Деркунской.
1. Как вы понимаете выражение здоровый человек? Кого мы называем здоровым?
2. Что нужно делать, чтобы не болеть?
3. Как ты думаешь быть здоровым хорошо или плохо? Почему?
4. Как ты заботишься о своем здоровье? Расскажи как ты это делаешь?
5. Кого в вашей семье можно назвать здоровым? Почему так думаешь?
6. Что такое вредные привычки? Какие вредные привычки есть в вашей семье?
7. Какие полезные привычки знаешь? Какие есть у тебя?
С целью выявления уровня характеристики жизни ребенка, а так же уровень его ценностных установок на ЗОЖ мы использовали диагностические методики С. Е. Шукшиной, А. Д. Кошелевой, Г. А. Урунтаевой и др.
Методика 1. «Что я знаю о своём организме» (автор С. Е. Шукшина)
Цель: выявить уровень знаний о человеческом организме у детей старшего дошкольного возраста.
Методика 2. «Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений» (автор А. Д. Кошелева).
При чтении сказки мы фиксировали особенности эмоционального поведения: вхождение в сказочный сюжет, сопереживание и сочувствие персонажам, оценку событий.
При обработке данных:
Отмечали, сопровождается ли вхождение в сюжет застыванием в одной позе (замиранием, двигательным беспокойством, неосознанными (положил локоть на плечо сверстника и оба не замечают этого) или неожиданными действиями (девочка внезапно громко хлопает в ладоши в неподходящий момент и сама вздрагивает от произведённого звука).
Обращали внимание, проявляется ли более определё нное сопереживание и сочувствие персонажам по мере развития сюжета:
а) сопереживание, соответствующее состоянию персонажей, превращающееся иногда в копирование их действий (мальчик делает глоток воображаемой воды точно также, как гусь Мартин; у девочки, когда Нильс плачет, уголки губ опускаются, наполняются слезами, лицо страдающее; девочка прижимает ладони к лицу, как мать Нильса в момент отчаяния);
б) так называемое реальное восприятие различных эпизодов сказки, связанное с сопереживанием её персонажей (например, мальчик берёт воображаемое ружьё и тихо стреляет из него в момент появления охотников);
в) желание избежать сильного сопереживания (некоторые дети ударяют себя, щиплют, закрывают глаза).
3. Фиксировали, сопровождается ли появление эмоциональной оценки событий необходимостью общаться друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками (понимающие переглядывания, взаимные подталкивания, общий смех; восклицания, относящиеся к конкретным персонажам, ситуациям и соседям - зрителям).
О появлении эмоциональной оценки, сочувствии персонажам мы могли судить по мимике испытуемых: на лицах не отражалась, например, гримаса плачущего, когда плачет персонаж, которому сопереживают, а заметно выражение жалости, т. е. и слёзы, и тёплое отношение одновременно; появлялась улыбка в ответ на удачное разрешение персонажем драматических ситуаций; облегчённые вздохи, когда они избегают опасности и т. д. Когда грозила опасность, дети пугались: широко раскрывались глаза, вскакивали, вздрагивали.
Методика 3. «Изучение социальных эмоций» (авторы Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина).
Цель: выявить уровень воспитанности толерантности, эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Разработана программа работы с родителями и дидактические средства обучения для работы с детьми по проблеме исследования, пополнение развивающей предметно-пространственной среды.
Перспективный план с родителями воспитания ЗОЖ «Мы за здоровый образ жизни»
№ Месяц Мероприятие Ответственные
1. сентябрь Консультация для родителей «Здоровый образ жизни ребенка» воспитатель
2. сентябрь Деловая игра «Пути расширения физических способностей у детей» воспитатель, инструктор по физическому воспитанию
3. октябрь Доклад к родительскому собранию «Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей» воспитатель
4. октябрь Беседа «Правильное питание» воспитатель
5. октябрь Консультация ««Роль дыхательной гимнастики в оздоровление детей» воспитатель
6. ноябрь Консультация для родителей «9 шагов к здоровой жизни» воспитатель
7. ноябрь Семинар-практикум «Здоровье ребенка в наших руках» воспитатель
8. ноябрь Изготовление с ребенком «Дорожки здоровья»
Привлечение родителей совместно с детьми к участию в конкурсе рисунков «День без табака» воспитатель
Приведем пример консультации для родителей консультации для родителей «Роль семьи в воспитании здорового ребенка» Цель: повышение интереса родителей в воспитании здорового образа жизни у детей.
Задачи:
- дать рекомендации по воспитанию ЗОЖ у детей;
- выявить семьи в которых родители принимают участие в воспитании ЗОЖ своего ребенка;
- показать значимость семьи в воспитанияЗОЖ.
Ход консультации.
«Здоровая семья-сильная Россия» эта пословица имеет глубокий смысл. Семья играет огромную роль в воспитании осознанного отношения детей к здоровью.
Формирование отношения факторов ребенка к здоровью обеспечивающие начинается в семье. Стремление управление малыша быть прибыли здоровым зависит связанные от того, развивающейся какой образ элементы жизни ведут поставка родители, потому изыскание что малыш этапом как губка спроса впитывает стиль являясь поведения близких внешней людей.
В раннем возрасте степени ребенок еще первой не способен особенности осознанно и адекватно управление следовать элементарным элемент нормам гигиены сопровождаются и санитарии, заботиться места о своем здоровье связанные и здоровье окружающих. Все предприятия это требует распределение от родителей конечному формирования такого установление стиля жизни, увязать который способствует закупочной сохранению своего степени здоровья.
Конечно, здоровье производитель детей напрямую торгового зависит от услуг условий жизни процесс в семье, санитарной представлено грамотности, гигиенической информационное культуры родителей также и уровня их первой образования.
Очень часто разделение родители обращают предоставление внимание на товаров здоровье ребенка воздействие тогда, когда продвижении ему уже связаны необходима помощь поставка медиков или этапом психологов. Поэтому важно элементы обратить внимание информационное на эту разделение проблему и создать разделении благоприятные условия связанные развития в семье зависимости с раннего возраста.
Ребенку увязать необходимо показать услуг лучшие семейные продвижении традиции, понять зависимости значение и важность системы семьи в жизни развивающейся человека, роль торгового ребенка в семье, связаны освоить нормы связаны и этику отношений услуг с родителями и другими первой членами семьи.
Но особенности рассказы нравоучения широкого взрослых не прибыли вызовут у малыша изыскание стойкой потребности коммерческая в здоровом образе связаны жизни. А значит прежде факторов чем научить этом ребенка, эту являясь потребность родители удобством должны выработать продвижении у себя.
В жизни есть мероприятий важное правило: связанные «Если хочешь установление воспитать своего этом ребенка здоровым, внешней сам иди распределением по пути места здоровья, иначе спроса его некуда обеспечивающие будет вести!».
Режим дня дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т. д. Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму.
Другая проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.
Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, умения и потребности:
- знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви и др. ;
- потребность строго соблюдать режим дня;
- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
- умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;
Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания здорового образа жизни :
- положительная динамика физического состояния вашего ребенка;
- снижение заболеваемости;
- формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;
- снижение уровня тревожности и агрессивности.
Совершенно очевидно, что положительный результат может быть достигнут только при тесном взаимодействии ДОО и семьи. Так как потребности в здоровом образе жизни сформируются только при однозначном отношении к ним у родителей и педагогов. Только при соблюдении этого условия ребенок воспримет бережное отношение к своему здоровью как непреложную истину, единственно правильный стиль жизнедеятельности.
Так же нами предложены различные рекомендации по оснащению развивающей предметно-пространственной среды ДОО для формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Далее представим дидактические средства обучения для работы с детьми по воспитанию ЗОЖ
Картотека бесед с детьми по воспитанию ЗОЖ
№ Тема Цель
1. «Витамины укрепляют организм». Познакомить с понятием "витамины", закрепить знания о необходимости витаминов в организме.
2. «Здоровый образ жизни. Здоровье - наше богатство». Закрепление знаний и умений обучающихся по соблюдению личной гигиены, познакомить обучающихся с принципами здорового образа жизни, формировать убеждения о необходимости сохранения личного здоровья.
3. «Берегите глаза и зрение». Учить ухаживать за глазами в различных ситуациях.
4. «Зубы - самые твердые части тела». Рассказать о назначении зубов.
5. «Правила гигиены». Формировать знания у детей о правилах личной гигиены.
6. «Полезные и вредные привычки». Учить детей отличать вредные и полезные привычки.
Картотека дидактических игр с детьми по воспитанию ЗОЖ
№ Наименование Цель
1. «Веселая гимнастика». Развивать умение снимать зрительное напряжение при помощи специальной гимнастики.
2. «Мое настроение». Подводить к пониманию того, что глаза человека выражают настроение.
3. «Ты моя частичка» Систематизировать представления о частях тела, развивать речь, внимание, память.
4. «Узнай, кто как дышит». Укрепить знания о том кто как дышит.
5. «Сердце свое укрепляю». Закрепить знания о том, что сердце надо беречь с детства, следуя определенным правилам.
6. «Проведи гимнастику». Формировать умение самостоятельно проводить и выполнять утреннюю гимнастику.
7. «Полезно - вредно». Приучить беречь свои зубы, правильно ухаживать за полостью рта.
Картотека подвижных игр с детьми по приобщению к ЗОЖ
№ Наименование Цель
1 «Ловушка» -давать выход запасам
2 «Жмурки» энергии ребенка;
3 «Подкинь - поймай» -развитие координации
4 «Зеркало» движений;
5 «Клоуны» -повысить положительный
6 «Светофор» настрой и укрепить
7 «Воробьи и вороны» психоэмоциональное
8 «Рыбачек и рыбки» здоровье;
9 «Мышеловки» -развитие навыков
10 «Кот идет» общения;
-умение оценивать ситуацию и делать соответствующие выводы;
-развивать быстроту реакции;
-приобщение ЗОЖ.
Для физического развития приобрести детские тренажёры, шведская стенка, комплекты детских спортивных игр, наборы для общеразвивающих упражнений, доска с ребристой поверхностью, модуль «Змейка», лабиринт игровой, мяч массажный, батут детский, баскетбольная стойка с регулируемой высотой, тактильные дорожки, более разнообразные дидактические пособия, способствующие воспитанию здорового образа жизни.
Результаты диагностики, проведённой после всего цикла занятий, показали, что дети в достаточной степени овладели знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье, изменили своё отношение к физическому, психическому, социальному здоровью. У них появилась дружелюбность по отношению к взрослым и другим детям, коммуникабельность, готовность помочь и т. п.